Роль платка и басмы в самобытной культуре Гагаузии
GagauzNews, 20 июля, Ната Чеботарь. В последние годы вырос интерес к самобытной гагаузской одежде. Многие женщины обращаются к дизайнерам и портным с просьбой воссоздать традиционные гагаузские блузы, юбки, платья и гармонично сочетают их с предметами современного гардероба.
Но есть еще одна неотъемлемая деталь традиционного наряда прошлого века, без которой гагаузки не выходили из дома: головной платок и басма – небольшой платочек, непременный атрибут, имевший важное значение. И если о головных платках и их разновидностях есть достаточно информации, то о басме сегодня помнят и знают далеко не все.
Между тем, платочек-басма в свое время имел большое значение в жизни гагаузов, был неотъемлемой частью различных обрядов, в каждом из которых играл определенную роль. Еще в 50-60 годах прошлого века платочек был украшением любой гагаузской девушки.
Декоративный платок нес в себе особую красоту и особый смысл – это был символ любви и романтики. Узоры на платках вышивались на хлопчатобумажной ткани в три-четыре нити, что требовало высокого профессионализма, большого мастерства и непомерной усидчивости.
Девушки, приходя на традиционное воскресное хоро, держали в руках вышитые платочки, демонстрируя свое умени обращаться с иглой и нитью. Как бы сегодня это ни звучало неправдоподобно, во многих случаях именно от красоты и качества вышитого платочка зависела дальнейшая жизнь девушки, и как итог – ее удачное замужество. Ведь потенциальные женихи предпочитали брать в жены умелых, работящих, усидчивых и трудолюбивых девушек.
Сегодня басма утратила свое магическое значение и превратилась в утилитарный продукт одноразового пользования. А когда-то их ткали вручную из тонких хлопчатобумажных или шелковых нитей, вышивали, украшали и использовали как средство «тайного» общения. Басму небольшого размера девушка дарила своему кавалеру в знак симпатии: таким образом, она давала ему понять, что он тоже ей нравится, и она согласна на дальнейшее развитие отношений.
Платки чуть большего размера были элементом традиционного наряда каждой девушки: их обычно прикалывали к фартуку. Дергая за край платка понравившейся девушки, молодые люди выражали свою симпатию к ней.
Были также специальные платки, которые назывались «года басмасы» (ритуальные свадебные платки). Их использовали в свадебных обрядах: они символизировали новую жизнь, новую дорогу. В такие платки (их еще называли «боща») молодожены заворачивали калач и отварную курицу, когда отравлялись в гости к своим крестным. В «бощу» или большую басму заворачивали и поминальные угощения, которые раздавали в Родительские субботы или по большим церковным праздникам.
Басму привязывали и к свадебной чотре (традиционный гагаузский сосуд для вина), платки также использовались для украшения свадебного флага «байрака». Кроме того, национальные гагаузские платки использовались в поминальных мероприятиях.