Президент США Трамп заявил, что Россия не смогла повлиять на выборы президента США в 2016 году
Президент США Дональд Трамп заявил в четверг, что Россия не смогла повлиять на исход голосования на выборах президента США в 2016 году.
«Все, что делали русские в связи с выборами 2016 года, было сделано, когда [Барак] Обама был президентом. Ему говорили об этом, и он ничего не сделал! Самое главное, что это не повлияло на голосование», — написал Трамп в Twitter.
В четверг Министерство юстиции США опубликовало сокращенную, не содержащую конфиденциальной информации версию доклада спецпрокурора Роберта Мюллера по расследованию приписываемого РФ вмешательства в американские выборы 2016 года. Расследование спецпрокурора не смогло установить, имело ли место создание препятствий правосудию со стороны Трампа. Президент США обвинил своего предшественника на этом посту Барака Обаму в том, что он ничего не сделал, чтобы воспрепятствовать русским.
Минюст США опубликовал доклад спецпрокурора Роберта Мюллера об итогах расследования инкриминируемого России вмешательства в американский избирательный процесс в 2016 году.
В нем говорится, что правительство РФ начало устанавливать контакты с новой администрацией США сразу после победы Трампа на выборах. «Сразу же после выборов 8 ноября [2016 года] официальные лица российского правительства и видные российские бизнесмены начали попытки завязать контакты внутри будущей администрации. Эти усилия поощрялись на самых высоких уровнях в правительстве России», — утверждается в документе. «Посольство России установило контакт через несколько часов после выборов, чтобы поздравить избранного президента и организовать телефонный разговор с президентом [РФ Владимиром] Путиным. Несколько российских бизнесменов после этого продолжили такие усилия», — говорится в документе, из которого была исключена конфиденциальная информация.
Контакты Флинна c Москвой
Также отмечается, что экс-помощник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн просил Москву не отвечать на решение администрации Барака Обамы выдворить дипломатов РФ из США. «29 декабря 2016 года администрация Обамы объявила о введении санкций и других мер в отношении нескольких россиян и организаций, — говорится в докладе. — В этот же день несколько членов переходной команды Трампа обменялись посланиями по электронной почте по вопросу о санкциях и о последствиях, которые они будут иметь для будущей администрации, а Флинн уведомил членов переходной команды о том, что он будет беседовать с послом России позднее в этот же день». Как следует из доклада, Кэтлин Макфарланд, выдвинутая на пост заместителя помощника президента Трампа по национальной безопасности и находившаяся в тот момент во Флориде вместе с избранным президентом Трампом и его высокопоставленными советниками, проинформировала Флинна о том, что «сотрудники будущей администрации не хотели бы, чтобы Россия обостряла ситуацию». Во второй половине дня Макфарланд направила по электронной почте послание нескольким сотрудниками относительно того, что Флинн «проведет беседу с российским послом», а час спустя проинформировала Трампа и его советников «о санкциях и о возможных ответных мерах России». «Сразу после обсуждения вопроса о санкциях с Макфарланд 29 декабря 2016 года Флинн позвонил Кисляку и обратился с просьбой о том, чтобы Россия реагировала на санкции только зеркально, не обостряя ситуации, — указывается в докладе. — После телефонного разговора Флинн проинформировал Макфарланд о его содержании и сообщил, что ответ России на санкции не приведет к эскалации ситуации, поскольку Россия хотела бы хороших отношений с администрацией Трампа». 3 января 2017 года, как указывается в докладе, Флинн встречался с Трампом и «ему казалось, что они обсуждали вопрос о санкциях в отношении России, но у него не сохранилось конкретных воспоминание о том, сообщал ли он Трампу о сути своего разговора с Кисляком». «На следующий день президент [РФ Владимир] Путин объявил о том, что Россия пока не будет принимать ответных мер на санкции», — отмечается в докладе. «На следующий день, 31 декабря 2016 года, Кисляк позвонил Флинну и сказал ему, что просьба была получена на самом высоком уровне, и Россия решила не принимать ответных мер после обращения Флинна», — утверждает Мюллер.
Также экс-помощник Трампа пытался в общении с послом РФ в США Сергеем Кисляком добиться того, чтобы Россия наложила вето на резолюцию 2334 Совета Безопасности ООН по Израилю.
Речь идет о резолюции СБ ООН, требующей от Израиля прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан. «Переходная команда [Трампа] крайне серьезно расценивала голосование и хотела поддержать Израиль, выступив против резолюции. 22 декабря 2016 года члены переходной команды, в том числе сам избранный президент Трамп, связались с представителями иностранных правительств, чтобы понять их отношение к резолюции и собрать поддержку идеи переноса голосования или отмены резолюции», — говорится в документе. Там также подчеркивается, что за связи с российскими властями отвечал непосредственно Флинн.
Согласно распространенным данным, Флинн «проинформировал Кисляка о голосовании и позиции переходной команды по резолюции, а также попросил Россию проголосовать против или выступить за перенос голосования». В итоге голосование было перенесено по инициативе Египта на следующий день. Однако 23 декабря, «когда Флинн снова связался с Кисляком, Кисляк проинформировал Флинна, что если дойдет до голосования по резолюции, Россия не проголосует против». В тот же день за резолюцию проголосовали 4 постоянных члена СБ ООН, включая Россию, а также 10 непостоянных членов Совбеза, США воздержались.
Позже Трамп рассчитывал, что, уволив в феврале 2017 года Майкла Флинна, он сможет положить конец предположениям о контактах его сотрудников с Россией. «Имеющиеся данные указывают на то, что президент увязывал вопрос о расследовании в отношении Флинна с более широким расследованием ФБР в отношении России, — говорится в докладе. — В разговоре с [бывшим губернатором штата Нью-Джерси Крисом] Кристи он выразил уверенность в том, что увольнение Флинна «положит конец всему этому делу о России».
Как подчеркивается в докладе, «увольнение Флинна произошло в то время, когда в печати и в Конгрессе США поднимались вопросы о вмешательстве России в выборы и о том, не были ли участники предвыборной кампании Трампа в сговоре с Россией».
«Многие из свидетелей, дававших показания, вспоминали о том, что президент Трамп рассматривал расследование о роли России в качестве повода для того, чтобы поставить под сомнение законность его избрания на пост президента, — указывается далее в докладе. — Президент пристально следил за тем, как в печати в негативном тоне освещалась ситуация с Флинном и выражал раздражение и негодование, когда появились материалы об обсуждении Флинном в беседах с [послом РФ в США Сергеем] Кисляком вопроса о санкциях». В документе говорится, что Кисляк в конце 2016 года отказал советнику президента США, зятю Дональда Трампа Джареду Кушнеру в предоставлении защищенных каналов связи посольства. Речь идет о встрече, которая прошла 30 ноября 2016 года в Trump Tower в Нью-Йорке. На ней, согласно опубликованным Мюллером данным, присутствовали Кушнер, Кисляк, а также экс-помощник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн. «Трое мужчин также обсуждали политику США в отношении Сирии, и Кисляк выдвинул идею, чтобы российские генералы провели для переходной команды [Трампа] брифинг по этой теме, используя защищенную линию связи», утверждается в документе. «После того, как Флинн объяснил, что в офисах переходной команды нет защищенной линии, Кушнер спросил Кисляка, можно ли использовать защищенное оборудование в российском посольстве. Кисляк мгновенно отверг эту идею», — отмечается в докладе.
Связи с послом РФ
Никаких противозаконных контактов между прежним послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком и окружением кандидата в президенты США Дональда Трампа не было. «К примеру, расследование установило, что случаи взаимодействия между российским послом Кисляком и представителями избирательной кампании Трампа как при выступлении этого кандидата [в президенты] в апреле 2016 года в Вашингтоне с внешнеполитической речью, так и на неделе проведения общенационального съезда Республиканской партии [США в Огайо] были краткими, публичными и несущественными», — говорится в докладе. В нем перечисляется и ряд других контактов Кисляка с помощниками Трампа в 2016 году. Однако к выводу о том, что действия участников таких контактов представляли собой нарушение какого бы то ни было американского законодательства, Мюллер не приходит. «Расследование также не выявило, что встреча Кисляка с [Джеффом] Сешнсом в сентябре 2016 года в офисе последнего в Сенате [Конгресса США] содержала нечто большее, чем упоминание вскользь о президентской избирательной кампании», — отмечается в итоговом отчете Мюллера. Поддерживавший Трампа Сешнс в сентябре 2016 года был сенатором. После победы Трампа на президентских выборах в ноябре 2016 года Сешнс стал министром юстиции, генеральным прокурором США. Этого поста он лишился в ноябре 2018 года.
Помощь штабу Трампа
Согласно докладу, представители России предлагали в преддверии выборов 2016 года помощь штабу Трампа, а также организацию его встречи с президентом России Владимиром Путиным. «Контакты с Россией включали в себя деловые связи, предложения помощи в ходе кампании, предложения организовать личную встречу между кандидатом Трампом и Путиным, предложения о встречах между представителями предвыборной кампании и представителями российского правительства, а также политическую линию, направленную на нормализацию отношений США и России», — сказано в документе. При этом окружение Трампа сразу после инаугурации 20 января 2017 года рекомендовало ему не обсуждать тему России с директором ФБР Джеймсом Коми. Как отмечается в документе, через неделю после инаугурации Дональд Трамп пригласил директора ФБР на обед в Белый дом, и один из советников президента рекомендовал ему «не упоминать о России, что бы ни происходило». В итоге в ходе беседы с Коми президент поднял тему деятельности бывшего агента британских спецслужб Кристофера Стила, составившего «досье», в котором утверждалось, что российские спецслужбы якобы обладают информацией личного и финансового характера, дискредитирующей Трампа. Президент сообщил, что может поручить ФБР «провести проверку обвинений с тем, чтобы доказать их лживость», указывается в докладе. В ответ Коми заявил, что президенту «следует тщательно обдумать» подобный шаг, «поскольку может сложиться впечатление, что ФБР ведет расследование в отношении его самого, что не соответствовало бы действительности».