Миф о всенародном президенте
100 млн леев – такая сумма будет заложена в бюджете на проведение всенародных выборов президента 30 октября. Парламентские выборы 2014 года стоили наполовину меньше — 52 млн.
Первоначально Центризбирком просил у минфина большую сумму на проведение президентских выборов. Но после серии консультаций стороны сошлись на 100 миллионах для первого и второго туров голосования.
Живая очередь
В истории независимой Молдовы всенародно президента выбирали дважды. Причем действительно демократическими можно считать только выборы 1996 года.
Первые всенародные выборы президента 8 декабря 1991 года выиграл безальтернативный кандидат Мирча Снегур, который к тому времени уже как бы был президентом – только Молдавской ССР. На этот пост он был назначен постановлением Верховного Совета МССР № 251-XII от 3 сентября 1990года.
Явка избирателей в 1991 году составила 84%. 98,17% граждан, пришедших на избирательные участки, проголосовали за Снегура.
Вторые молдавские всенародные выборы президента 1996 года прошли куда веселее. Во-первых, на пост главы государства претендовало девять кандидатов (действующий президент Мирча Снегур, премьер-министр Андрей Сангели, председатель парламента Петр Лучинский, первый секретарь ЦК ПКРМ Владимир Воронин, председатель Партии демократических сил Валерий Матей, а также независимые кандидаты Юлианна Горя-Костин, Анатолий Плугару, Вероника Абрамчук и Марина Ливицки).
Во-вторых, чтобы избрать президента, в 1996-ом понадобилось два тура. В первом (явка составила 68,13%) впереди оказался Мирча Снегур с 38,75%. Петр Лучинский набрал 27,66%. Замкнул тройку лидеров Владимир Воронин с 10,23%. Однако во втором туре победу праздновал уже Петр Лучинский: 54,02% против 45,98% Мирчи Снегура при явке в 71,61%.
И вот теперь, двадцать лет спустя, в Молдове снова будут всенародно избирать главу государства. Судя по количеству желающих, нынешние прямые выборы могут в разы побить предыдущий рекорд по числу претендентов на пост президента.
Первый полуофициальный кандидат (официальным он станет после сбора подписей и регистрации в Центризбиркоме) – лидер партии Платформа DA Андрей Нэстасе. В конце марта политсовет “Достоинства и правды”единогласно благословил своего председателя на предвыборную борьбу, пожелав, чтобы “все антиолигархические силы страны поддержали кандидатуру Нэстасе”.
Но на роль единого кандидата от правой оппозиции претендует и Майя Санду. О своей готовности баллотироваться в президенты в случае, если выборы главы государства будут всенародными, она объявила гораздо раньше Нэстасе – еще в октябре прошлого года. А в марте этого выступила за выдвижение единого кандидата от правых сил — чтобы не дробить электорат.
Примерный фоторобот единого кандидата от правых в изложении Майи Санду выглядит так: “Нам нужно найти незапятнанного кандидата, который обладал бы управленческими навыками и не был уязвим для шантажа”. Практически автопортрет.
Еще одним фаворитом будущей президентской гонки является лидер социалистов Игорь Додон. В эту пятницу Политисполком Партии социалистов рекомендовал Республиканскому Совету выдвинуть Игоря Додона кандидатом на пост главы государства.
Додон, как потенциальный президент, дважды лидировал в опросеобщественного мнения по версии Ассоциации социологов и демографов. В февральском соцопросе на вопрос “За кого бы вы проголосовали в случае прямых выборов президента?”, имя председателя Партии социалистов назвали 17,5% респондентов. На втором месте оказался лидер платформы “Достоинство и правда” Андрей Нэстасе с 14,6%. Остальные кандидаты получили меньше 10% голосов. То есть, по февральскому опросу шансы выйти во второй тур президентских выборов были у Додона и Нэстасе.
В апрельском опросе (он проводился с 1 по 10 апреля), на второй позиции после Игоря Додона (32,1%) оказалась Майя Санду (17,4%), а Андрей Нэстасе (11,9%) замкнул тройку вероятных претендентов.
Если у Майи Санду и Андрея Нэстасе еще есть теоретическая возможность объединить усилия и договориться о едином кандидате от правой оппозиции, то у Игоря Додона практически нет шансов стать единым кандидатом от левых.
После недавнего публичного конфликта и обмена жесткими репликами между лидером ПСРМ и председателем “Нашей партии” Ренато Усатым (Усатый обвинил Додона в сговоре с Плахотнюком), гораздо вероятнейвыглядит поддержка “нашистов” кандидата от правых (допустим, если Нэстасе или Санду вместе с Додоном выйдут во второй тур), чем призыв к своим сторонникам голосовать за председателя Партии социалистов.
Отношения между Игорем Додоном и Ренато Усатым всегда были напряженными: в них присутствует как дух соперничества двух политиков, претендующих на лидерство на одном фланге, так и определенная ревность к рейтингам и успехам друг друга. К тому же Усатый уверен, что не без участия Додона он был снят с предвыборной гонки на парламентскихвыборах-2014.
Первоначально Ренато Усатый, которого и на этот раз лишили права участвовать в выборах в качестве кандидата в президенты, вообще собирался бойкотировать “инсценированные Плахотнюком” президентские выборы. Но потом передумал, заявив, что “Наша партия” выдвинет своего кандидата.
“Это будет хороший кандидат, который многих удивит. Мы однозначно готовы бороться за победу на случай, если выборы все-таки состоятся”, — заявил лидер “Нашей партии”.
Попытаться снова стать президентом может и другой представитель левых сил — лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Несмотря на все расколы и кризисы в ПКРМ, личный рейтинг Воронина по-прежнему высок:апрельский опрос общественного мнения, проведенного Ассоциацией социологов и демографов, поставил лидера коммунистов с 10,3% голосов на четвертую позицию после Додона, Санду и Нэстасе.
Владимир Воронин является абсолютным рекордсменом по количествупопыток стать главой государства. Его “дебют” состоялся на прямых выборах президента 1996 года, где он стал третьим после Петра Лучинского и Мирчи Снегура с 10,23%.
Потом была первая попытка избрать главу государства в парламенте после июльской конституционной реформы 2000 года. Голосование проводилось 1, 4 и 21 декабря 2000 года. И хотя Владимир Воронин постоянно обходил своего соперника — кандидата от демократических сил Павла Барбалата, голосов для победы ему не хватило, а голосование 21 декабря вообще провалилось, так как на заседание пришло всего 48 депутатов.
Президентом Владимир Воронин стал на выборах 4 апреля 2001 года. Потом были выборы 2005 года. Так что в случае выдвижения председателя ПКРМ кандидатом в президенты на выборах 30 октября 2016 года, это будет его седьмое участие в президентской гонке.
Вероятным кандидатом в президенты слухи называют и председателя парламента Андриана Канду. Утверждается, что он станет общим кандидатом от ДПМ и ЛП. Именно поэтому демократы согласились отдать Кишинев на откуп либералов, утвердив в парламенте (пока что в первом чтении) новый законопроект о статусе муниципия Кишинев — документ, значительно расширяющий полномочия генерального примара и ограничивающий полномочия муниципального совета.
Своего кандидата в президенты может выдвинуть и ЛДПМ. Либерал-демократы еще не решили, какой вариант оптимален – выйти со своим кандидатом или поддержать единого кандидата от правых сил.
С одной стороны, велик соблазн еще раз громко заявить о себе, чтобы не затеряться в тени молодых, амбициозных и набирающих обороты “новых”правых. Но других “харизматиков” кроме арестованного Филата у либерал-демократов нет. А председатель парламента Андриан Канду, как провоцируя бывших союзников, в конце марта заявил, что Владимир Филат, даже находясь под следствием и предварительным арестом, может баллотироваться в качестве кандидата в президенты, потому что “любой человек имеет право избираться и быть избранным”.
С другой стороны, дробление электората только сыграет на руку демократам, поэтому для правой оппозиции лучше держаться вместе. Все будет зависеть от результатов переговоров с внепарламентской оппозицией: для ЛДПМгораздо “ближе” Майя Санду, чем Андрей Нэстасе, да и электоральный потенциал у нее выше, чем у лидера Платформы DA.
Президентом хочет стать и исключенный на днях из парламентской фракции ЛДПМ депутат Валерий Гилецкий. Он заявил, что может баллотироваться на этот пост в качестве независимого кандидата, если партии правого толка не договорятся о едином кандидате.
Не исключает своего участия в президентской гонке и экс-премьер, лидер Европейской народной партии Юрий Лянкэ. Месяц назад он заявил, что мог бы выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, если так решат члены его политформирования. И это далеко не весь список лиц, желающихсесть в кресло главы государства.
Подгонка мундира
Всю эту неделю парламент активно занимался “адаптацией”законодательных норм избирательного характера 16-летней давности к современным реалиям. Было бы наивным полагать, что решая сиюминутные политические проблемы и соглашаясь на всенародные выборы президента, Владимир Плахотнюк и его аналитики не просчитали нежелательные варианты и не предусмотрели способов их нейтрализации.
Первый этап этой комбинации был осуществлен еще на этапе изменения процедуры избрания президента Конституционным судом: когда КС своим решением отменил конституционную реформу 2000 года в целом, но оставил в силе возрастные ограничения для кандидатов в президенты, действовавшие после 2000 года.
С юридической точки зрения это парадокс, с политической – хорошо продуманный, хоть и топорный ход. Как следствие: это решение Конституционного суда автоматически устранило из предвыборной гонки одного из фаворитов – лидера “Нашей партии” Ренато Усатого, которому еще не исполнилось 40 лет (по нормам, действовавшим до 2000 года, возрастное ограничение для кандидатов в президенты составляло 35 лет).
Принятый парламентом в этот четверг в первом чтении пакет поправок в Кодекс о выборах, разработанный специально образованной рабочей группой, тоже вызывает определенные вопросы.
Так, документ предусматривает, что все кандидаты на пост главы государства должны собрать в течение месяца не менее 15 тыс. подписей в свою поддержку: как минимум по 600 подписей из не менее чем половины административно-территориальных единиц второго уровня, включая Гагаузию и муниципии Кишинев и Бельцы.
С одной стороны, 15 тыс. – это на порядок меньше, чем 170 тыс. подписей для выдвижения, которые бы потребовалось собрать кандидатам в президенты при возвращении законодательных положений, действовавших до конституционной реформы 2000 года. С другой стороны, эта цифра позволяет контролировать список будущих участников предвыборного забега.
“Вы попробуйте собрать 15 тысяч подписей, да еще по разным районам. Для регистрации партии в минюсте нужно не менее 4 тысяч подписей, и то далеко не каждый в состоянии их собрать, так как это достаточно трудоемкий процесс. Если у тебя нет партии, у которой имеются отделения в районах, очень сложно собрать за месяц 15 тысяч подписей”, — заявил noi.mdполитолог Виталий Андриевский.
Таким образом, независимым кандидатам (а точнее, не от кого не зависящим энтузиастам от политики) путь в кандидаты в президенты на выборах 30 октября закрыт. Зато цифра в 15 тыс. позволяет при необходимости использовать кандидатов-спойлеров – кандидатов без шанса на победу, задача которых – оттягивание на себя части голосов у сильных конкурентов. Такая практика активно использовалась руководством ДПМ на парламентских выборах 2014 года.
“Любое уменьшение количества подписей для выдвижения кандидатов в президенты повышает конкуренцию. Но, с другой стороны, у политических конкурентов появляется возможность применять тактику спойлерства и подставных кандидатов, выставляемых против потенциального фаворита или фаворитов”, — считает политический аналитик Корнелиу Чуря.
Есть и другие способы контроля за списком кандидатов в президенты илинейтрализации нежелательных конкурентов. Так, при сборе подписейзапрещается, чтобы один и тот же гражданин подписывался за выдвижениеразных кандидатов, иначе подписи признаются Центризбиркомом недействительными.
Следить за чистотой “сбора автографов” у потенциальных кандидатов в президенты и членов их инициативных групп возможности нет, поэтому на этой стадии возможны определенные манипуляции, после чего в игру вступает Центризбирком, который может найти и ряд других нарушений в представленных списках. Или выявить их на стадии избирательной кампании: у ЦИКа уже есть опыт устранения неугодных кандидатов в самый канун выборов.
Для этого, естественно, нужен подконтрольный Центризбирком. Согласно рассмотренному парламентом на этой неделе проекту постановления о назначении нового состава Центральной избирательной комиссии, из восьми претендентов на эту должность, пять являются выдвиженцами парламентского большинства. Это представители Демпартии Андрей Волентир и Вячеслав Агригороае, Василий Гафтон от бывших либерал-демократов, Родика Чуботару от ЛП и Эдуард Рэдукан от экс-коммунистов.
В таких условиях предложение мажоритариев отдать председательство в ЦИКе социалистам, выглядит довольно издевательски, так как делегированный фракцией ПСРМ в ЦИК Максим Лебединский рискует стать своим среди чужих, и чужим среди своих.
Так что подготовка к будущим выборам президента тщательно контролируется фактическим руководством Демократической партии. Если же на какой-то стадии все-таки будет допущен прокол, и новым президентом станет человек “не вписывающийся в существующую систему власти”, он, пессимистично считает историк и политолог Зураб Тодуа, долго на своем посту не удержится.