Независимая Молдова как стратегический интерес Украины
Неделю назад, пытаясь с размахом отметить 98-ую годовщину включения Бессарабии в состав румынского государства, молдавские унионисты предложили произвести территориальный обмен: подарить Приднестровье Украине взамен на возвращение Южной Бессарабии и Северной Буковины.
Мысль не нова, и не молдавские сторонники объединения с Румынией являются ее авторами. Они — ее ретрансляторы.
Территориальная конфигурация “Румыния + Молдова (без Приднестровья) + части Одесской и Черновицкой (Северная Буковина) областей Украины” – это и есть т.н. “Великая Румыния”. “Супергосударство”, являющееся идеей фикс для многих румынских политиков.
Идея воссоздания “Великой Румынии” звучит со стороны политических элит Бухареста с момента распада СССР. Но сейчас она приобрела новую актуальность в связи с ростом реваншистских настроений в преддверии круглой даты — 100-летней годовщины присоединения Бессарабии к Румынии, поддержкой Вашингтоном проекта “Униря-2018”, ослаблением после евромайдана позиций центральной власти на Украине и ростом тамсепаратистских настроений. В том числе в местах компактного проживания этнических румын.
Территориальный размен по-бухарестски
Еще в 2008 году президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что Украина должна вернуть РМ Южную Бессарабию и Северную Буковину, если захочет забрать себе Приднестровье.
Официальный Киев тут же потребовал разъяснений от румынской стороны. Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что его страна не намерена обсуждать предложение президента Румынии по обмену территорий, потому что “вопросы границ, территориальной целостности государств не являются предметом обсуждения”.
В Украине тоже есть силы, заинтересованные в “возвращении”Приднестровья. В 2010 году украинская оппозиция ссылалась на некие тайные договоренности президентов Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, согласно которым непризнанная ПМР якобы может войти в состав Украины, а Молдова вернется в зону влияния России. Летом 2013 года депутат от партии “Свобода” Эдуард Леонов заявил, что Украина должна быть готова включить в свой состав непризнанную ПМР “в случае попытки поглощения Молдовы Румынией”.
Украинские политологи скептически оценили перспективы такого территориального прироста и даже указали на его нежелательность.
Потому что вместе с ПМР Украина получила бы “250 тыс. избирателей для Партии регионов, коммунистов и всяких “русских движений”, пару сотен тысяч владельцев российских паспортов (а учитывая пророссийские настроения в непризнанной республике, Кремлю было бы легче влиять на внутреннюю политику Украины), а также “экономическую дыру”, которая дополнительным бременем ляжет на бюджет страны.
Кроме того, указывали политологи, в случае присоединения Приднестровья, у Украины может возникнуть напряженность с соседями. С Польшей, Венгрией и Румынией, рассчитывающей на восстановление границ, существовавших до июня 1940 года.
Эти доводы действовали до евромайдана. Сейчас же “щедрое” предложение молдавских унионистов обменять Приднестровье на Южную Бессарабию и Северную Буковину для Киева еще более неприемлемо.
Как заявил украинский политический обозреватель Виктор Шапинов, комментируя инициативу “Сфатул цэрий-2”, в ходе предложенного молдавскими унионистами территориального размена “украинский режим получит полмиллиона нелояльного населения, относящегося к Киеву примерно так же, как жители ДНР и ЛНР”. Это, по его мнению, грозит новой войной, которую Киев уже просто не потянет. Да и Россия “не будет спокойно смотреть на то, как дружественная территория уходит недружественному режиму”.
Кроме того, как отметил эксперт, “аппетит приходит во время еды: проглотив Молдову, Бухарест будет предпринимать более активные усилия по присоединению Буковины и Буджака”. А там со своими территориальными претензиями к Украине подтянутся и Венгрия с Польшей.
От мягкой экспансии к территориальным претензиям?
Согласно данным всеукраинской переписи населения 2001 года (следующая перепись состоится только в 2020 году), доля румын на Украине составляет 0,31% (около 151 тыс. человек), молдаван – 0,54% (258,6 тыс.). Подавляющее большинство этнических румын проживает в Черновицкой области и Закарпатье: здесь в некоторых районах румыны составляют от 50 до 90% населения.
В Одесской области (Южная Бессарабия) проживает где-то 124 тыс. молдаван. Румынами в 2001 году себя назвали всего 724 человека. Но это не мешает Бухаресту осуществлять на этих территориях, как и в правобережной Молдове, т.н. “ползучую паспортизацию”.
В октябре 2009 года президент Румынии Траян Бэсеску подписал закон, упрощающий предоставление румынского гражданства. Согласно ему, гражданами Румынии могут стать все лица, которые проживали на территории Румынии в границах до 1940 года, а также их потомки до третьего колена, утратившие гражданство по независящим от них обстоятельствам.
И хотя украинское законодательство запрещает двойное гражданство,Бухарест, опираясь на свой закон, принялся активно “возвращать” румынское подданство жителям Черновицкой области, а также Измаильского и Ренийского районов Одесской области Украины.
На официальные запросы Киева о том, сколько выдано паспортов, в Бухаресте не отвечают. Неофициальные данные говорили о том, что к 2013-2014 гг. украинским гражданам было выдано 200- 250 тыс. румынских паспортов.
Кроме паспортизации румынского населения, к которому Бухарест относит и этнических молдаван, румынские власти активно финансируют на территории Украины и такие органы влияния, как приходы Румынской православной церкви (106 действующих приходов в 2011 году), 26 радиостанций, 4 телеканала, целый ряд печатных СМИ, десятки неправительственных организаций. Кроме того при финансовом содействии Румынии на Буковине были созданы школы с румынским языком обучения и румынскими общеобразовательными программами, включая “особую”интерпретацию исторических событий.
Как указывают некоторые украинские эксперты, многолетняя “мягкая культурная экспансия” Бухареста уже дала свои плоды – бесплатное обучение в румынских вузах и активное финансирование культурных и образовательных НПО привело к появлению на Украине целой поросли молодых и активных унионистов, заслуги которых президент Бэсеску в 2014 году отметил серией государственных наград – “За верную службу”, “За заслуги в сфере культуры”, “За заслуги в сфере образования”.
Другой отмечаемый экспертами и прессой момент – то, как свободно себя чувствуют румынские чиновники на “подшефных” украинских территориях.
В конце 2013 года представители молдавской общины в Одесской области потребовали отстранить от занимаемой должности генконсула Румынии в Одессе Емила Рапчу – за активную политику ассимиляции молдавского населения.
“Без зазрений совести, нагло, дипломат разъезжает по молдавским сёлам в Одесской области и навязывает жителям румынские праздники, мероприятия. Например, 1 сентября провели в школах день румынского языка”, — заявил президент всеукраинской национально-культурной ассоциации молдаван Анатолий Фетеску, по словам которого украинские власти закрывают глаза на попытки Румынии присвоить себе территории Бессарабии, поскольку не хотят входить в конфликт с Евросоюзом.
Украинские политологи долгое время опасались, что Румыния при помощи своей “пятой колонны” импортирует нестабильность с территории Республики Молдова для дестабилизации юга Украины. Но в итоге развязал руки Бухаресту не Кишинев, а сам Киев.
Евромайдан и последующие беспорядки, и паралич власти на Украине,привели к т.н. параду суверенитетов в регионах. В том числе в ряде районов Закарпатья и Черновицкой области.
Летом прошлого года в Черновцах прошла учредительная конференция Ассамблеи румын Буковины. Эта общественная организация, как было объявлено, создана для того, чтобы “бороться за придание Северной Буковине особого статуса в составе Украины”, например, автономии, поскольку “недавние события в Мукачево показали, что буковинские румыны не могут чувствовать себя в безопасности, поэтому нам необходимо самим обеспечить себе это право”.
Присутствовавший на мероприятии представитель Румынии Марчел Руссу, как писали комментаторы, выразил уверенность, что примеру буковинских румын последуют и их соотечественники из южной части Бессарабии.
Но бессарабские румыны ввиду своей сравнительной малочисленности, пошли другим путем. Летом 2014 года они провели форум румын юга Бессарабии, в ходе которого заявили о намерении ходатайствовать перед Киевом о воссоздании Измаильской области (существовала в составе УССР в 1940-1954 гг., а затем вошла в состав Одесской области).
Такая активная территориальная организация румынского населения Украины, считают эксперты, осуществляется при прямом содействии Бухареста и, вполне возможно, имеет далеко идущие планы.
Например, при сохранении паралича центральной власти на Украине при любой провокации или обострении отношений “сепаратистская” Буковина может объявить о своей независимости, которую Румыния тут же признает. А если Киев попробует решить эту проблему силовым путем, Бухарест объявит, что просто обязан помочь соотечественникам.
Еще в 2014 году румынское издание Adevarul написало, что в условиях возможного раздела Украины Румыния должна быть готова ввести своивойска для защиты местного румынского населения.
“Разве в такой ситуации, в случае насильственных манифестаций, румынское государство не должно вмешаться, в том числе вооружёнными силами, для защиты румын, проживающих на территории нынешнего государства Украина? Россия точно будет защищать своих соотечественников, так как это делает на Кавказе почти 20 лет.
Логический вывод состоит в том, что румынское государство не только не должно исключать, но даже должно внимательно готовиться к ситуации, когда станет неминуемой вооружённая интервенция в Северную Буковину, Герцевский округ, север и юг Бессарабии и, почему бы и нет, в Приднестровье. Когда украинское государство не будет более способным поддерживать общественный порядок на территориях, населённых румынами”, — писало Adevarul.
Так что, рано или поздно, считают эксперты, Румыния может перейти отмягкой экспансии к территориальным претензиям к Украине, требуя вернуть “исконные” территории. Все будет зависеть от развития ситуации в самойУкраине, а также степени решения “молдавского вопроса”.
Несколько лет назад бывший вице-премьер и министр социальной политики Украины Сергей Тигипко (кстати, уроженец Лазовского р-на Молдавской ССР) отмечал, что сохранение Молдовы как самостоятельного государства является стратегическим интересом Украины. Потому что “если завтра Молдова по правому берегу Днестра войдет в состав Румынии, а Приднестровье останется под протекторатом России, то главной проигравшей станет Украина”.
По его словам, это запустит механизм перекраивания границ в регионе, после чего тут же последуют претензии румын на Черновицкую область и придунайские районы Одесской области, “о чем итак регулярно говорят румынские политики самого высокого уровня”.