Молдавские супермаркеты несут потери от магазинных краж?
В последнее время владельцы супермаркетов констатируют рост краж, совершаемых посетителями и персоналом. Ни системы видеонаблюдения, ни фейс-контроль, ни магнитные полосы на упаковках не могут остановить поток товара, уходящего мимо кассы. Чтобы компенсировать убытки, продавцы закладывают в цену продукции собственные «непроизводственные» потери. До 5% стоимости товара приходится на магазинные кражи.
«Товар воруют и съедают»
Зарубежные специалисты этот тип краж выделяют в отдельную группу – «шоплифтинг». В одном из исследований на данную тему приводятся такие показатели: 10% всех людей в супермаркете готовы украсть в любой момент, 10% не пойдут на это ни при каких условиях, а 80% колеблются. На долю покупателей приходится порядка 44% краж, персонал ворует в трети случаев, занимаются хищениями и поставщики товара. Статистика свидетельствует, что, например, во Франции воры расхищают около 1,4% объема оборота супермаркетов. Лидером по этому показателю в Евросоюзе является Великобритания – 2%. Далее в рейтинге идут греки, португальцы, австрийцы и испанцы. Что касается Молдовы, то, по данным владельцев крупных магазинов, потери составляют до 3% оборота. Хотя, на самом деле, точной статистики краж в супермаркетах нет и быть не может. Во-первых, лишь в одном случае из десяти удается схватить вора за руку. Во-вторых, как ни странно, сами магазины не спешат делиться такими цифрами и неохотно идут на разговор об этом. «Рост краж – результат двойного феномена, – говорит администратор одного из сетевых столичных супермаркетов, попросивший не указывать название магазина. – С одной стороны, количество персонала в торговых залах уменьшается. С другой стороны, растет число товаров самых разных ценовых категорий, размещенных в свободном доступе». Как отмечает наш собеседник, общий портрет магазинного вора описать трудно – им может быть и наркоман, и дорого одетая дама. «Чаще всего в супермаркете воруют мелочевку – от жевательных резинок и шоколадок возле касс до дорогого кофе в зале. Все, что можно спрятать под одеждой. Товары из магазина выносят на теле, в дамских сумочках, барсетках, портфелях… Меняют этикетки, переклеивают штрих-коды дорогих товаров на дешевые, практикуют и прямую подмену товаров. Один раз у нас поймали мужчину, который в коробку из-под дешевой зубной пасты пытался положить дорогой «Колгейт». Что не могут пронести мимо кассы, употребляют прямо в торговом зале. Бывали случаи, когда охранники заставали посетителей, поедавших продукты».
Под прикрытием клептомании
По словам администратора, все кражи в магазинах можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся те случаи воровства, в которых участвуют только покупатели, ко вторым – когда нечистым на руку оказывается кто-то из работников супермаркета. Считается, что внешние кражи гораздо легче предотвратить – уже хотя бы потому, что воришек среди покупателей выявить проще. Наш собеседник выделил следующие группы риска среди покупателей: малообеспеченные слои населения, подростки, профессиональные группы и клептоманы. Впрочем, к последней группе большинство специалистов относится с долей скепсиса, поскольку людей, действительно страдающих клептоманией, среди воров мало. Львиную долю краж совершают вполне вменяемые люди, которые клептоманией только прикрываются. По наблюдениям сотрудников столичных супермаркетов, каждая категория воров специализируется на своих продуктах. Например, дети останавливают выбор на сладостях. Представители малообеспеченных слоев населения предпочитают стандартный продуктовый набор (консервы, упакованный сыр, колбасу, чай, кофе), в который достаточно часто добавляют бутылку-другую алкоголя. Профессионалы ищут компактные и дорогостоящие вещи, среди которых икра, красная рыба, дорогой алкоголь, элитные сорта чая или кофе. Они же охотятся на неосмотрительно оставленные покупателями вещи, сумки, барсетки. Супермаркет за это ответственности не несет, но такие кражи часто получают резонанс, обсуждаются в соцсетях и негативно отражаются на имидже магазина.
Минимаркеты – в более выгодном положении
При этом очень часто хищения становятся возможными не вопреки, а благодаря магазинным порядкам. Парадокс, но чем больше магазин, тем шире возможности для краж. Наибольшие убытки от магазинного воровства несут самые крупные кишиневские сетевые магазины. «Если сравнивать показатели воровства в супермаркетах и в сравнительно небольших торговых точках, рассчитанных на несколько жилых кварталов, то с чисто формальной точки зрения минимаркеты находятся в более выгодном положении, — считает наш собеседник, администратор крупного сетевого магазина. – Небольшой торговый зал весь на виду, его вполне могут контролировать несколько продавцов. А увеличение площадей оборачивается более высокими рисками и затратами на охрану магазина. Могу привести в пример случай, когда в одном из супермаркетов в центре города рекламные щиты в торговых залах полностью закрывали обзор большинству видеокамер. Этот фактор риска, может, и не столь явный, но, пожалуй, один из ключевых. На мой взгляд, системе безопасности супермаркета следует уделять не меньше внимания, чем системе поставок, рекламы, продаж и кадрового обеспечения. Тогда интересы безопасности будут учитываться не только при организации торгового пространства, но даже при наборе и обучении персонала».
Обед и ужин на рабочем месте
Что касается воровства среди персонала, то искушений у работников супермаркетов гораздо больше, чем у покупателей. Да и возможностей присвоить себе тот или иной товар у сотрудника магазина достаточно: он может действовать самостоятельно, вступить в сговор с коллегами и даже с покупателем, совершить кражу практически в любое время и на любой стадии доставки товара от поставщика к покупателю. «Некоторые продавцы стремятся позавтракать, пообедать и поужинать на работе именно теми продуктами, которыми торгуют», – отметил один из наших собеседников. Особой зоной риска в большинстве супермаркетов считаются кассы. Во многих магазинах на кассиров приходится порядка половины хищений со стороны персонала. Например, в сговоре с покупателем кассир может фальсифицировать код (вместо штрих-кода коньяка считывается штрих-код бутылки пива). Работников супермаркетов часто набирают из жителей окрестных домов, и в сговор с покупателями в таких случаях вступают значительно чаще. В числе распространенных способов краж – манипуляции с чеками, когда один и тот же товар пробивается дважды. После ухода невнимательного покупателя кассир, иногда в сговоре с охранником, отменяет «лишние» позиции и забирает деньги.
Система «кнутов и пряников»
С проворовавшимися работниками супермаркеты поступают достаточно жестко. Крупные сети, как правило, вносят их в «черные списки» неблагонадежных сотрудников, которые раз и навсегда закрывают им путь в супермаркеты этой сети. Известны случаи, когда подобными списками сети обменивались друг с другом и дружественными компаниями. Вместе с тем, в последнее время в ряде сетевых супермаркетов наблюдается следующая тенденция. Работника, впервые попавшегося на воровстве, не всегда сразу увольняют. С ним проводит воспитательную беседу начальство, из его зарплаты вычитают стоимость украденного товара, налагают административные взыскания (могут ограничиться предупреждением, выговором или оштрафовать). Причина такого обращения кроется в том, что из-за сравнительно невысоких зарплат в 3 – 4,5 тыс. леев кишиневским магазинам зачастую не хватает квалифицированных работников. Кроме того, во многих торговых предприятиях вводят систему «кнутов и пряников» для персонала. Стандартные «кнуты» – проверки кассиров и работников торгового зала, контрольные закупки подставными лицами, тщательный просмотр видеозаписей и многое другое, что позволяет постоянно держать персонал в легком напряжении. В качестве «пряников» применяются, к примеру, премии за низкий процент непроизводственных потерь (сюда включаются и кражи), скидки при покупке товара в сети магазинов.
Вызов полиции – крайняя мера
С выявленными ворами-покупателями в магазинах поступают по-разному. «Если за руку пойман действительно малообеспеченный человек или бабушка, не заплатившая за пачку макарон, то полицию никто вызывать не будет. Дело ограничивается воспитательной беседой и возвратом товара. Если же мы ловим подростка, то по возможности вызываем в супермаркет его родителей или родственников и проводим воспитательную беседу уже в их присутствии. Тех, кто неоднократно попадается на кражах, принципиально стараемся передать в руки правосудия»,- говорит представитель службы охраны сетевого супермаркета. Он приводит в пример недавний случай, когда охранники задержали и передали полиции 43-летнего кишиневца по подозрению в неоднократном совершении краж продуктов в столичном магазине. Выявить его помогли записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, как мужчина брал товар с полок супермаркета, а затем уходил, не заплатив за продукты. Кражи совершались несколько раз на протяжении месяца, примерный объем ущерба составил 1700 леев. По словам представителя службы охраны, по закону охранник не может копаться в личных вещах покупателя. Производить досмотр вправе только сотрудник полиции, составив о том протокол. Поэтому в магазине настаивают, чтобы человек сам показал содержимое карманов или сумки, в случае, если есть уверенность, что кража совершена. Когда он не идет на контакт, персонал может лишь позвонить в полицию и сообщить об инциденте. Сегодня мелкое хищение имущества собственника путем кражи карается в административном порядке штрафом от 1,5 до 3 тыс. леев или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 40 до 60 часов. При этом под малыми размерами понимается стоимость похищенных товаров, не превышающая на момент совершения правонарушения 20% от среднемесячной зарплаты по экономике. Более крупное хищение может обернуться уголовным делом по статье «Кража». Наказание: штраф в размере от 13 до 27 тыс. леев, неоплачиваемый труд в пользу общества длительностью от 180 до 240 часов или лишение свободы на срок до 4 лет. Однако чаще всего сумма украденного в супермаркете такова, что возможно лишь наказание в административном порядке, а уголовное преследование воришке не грозит. Чтобы сократить кражи, администрация многих столичных магазинов ратует за изменение механизма привлечения к админответственности в подобных случаях. В супермаркетах жалуются, что на мелкие кражи, когда размер ущерба незначителен, полицейские либо не реагируют, либо приезжают после нескольких звонков, спустя длительное время.
Источник: NOI