О роли молдаван в создании Румынии
После заключения мирного договора 16 мая 1812 г., которым завершилась очередная, но не последняя русско-турецкая война, Османская империя уступила России свои бессарабские райи и не возражала против перехода к России территории между Прутом и Днестром, принадлежащей Молдове.
С 1812 года запрутская Молдова (без Буковины) и Валахия существовали в разных экономико-социальных условиях, в разном социально-политическом и духовном контексте по сравнению с условиями, в которых развивалась Молдова между Прутом и Днестром или «Восточная Молдова». Валахия и Молдова между Карпатами и Прутом (без Буковины) находились под турецким владычеством, дополненным российским протекторатом, который распространялся и на Валахию. Молдаване с правой стороны Прута и валахи оставались под тройным гнётом: платили дань османам, испытывали давление русской администрации, мелкие сошки, фанариоты их обирали и духовно душили греческой политикой.
После 1812 года, Молдаване между Прутом и Днестром впервые в истории были освобождены от налогообложения, прочих выплат и обязательств, в том числе и от военной службы. Новый режим сохранил местное законодательство и не ввел крепостничество. В 1822 году молодой молдавский боярин Ионика Тэутул дал старт движению, чтобы молдавские бояре с правого берега Прута имели те же права, что и бояре с левого берега.
Движение распространилось и на Валахию. Идея консолидации сил Молдовы между Карпатами и Прутом (без Буковины) и Валахии была выражена в органических регламентах – документы с конституционными прерогативами вошедшие в силу в Яссах и Бухаресте в 1831 году. Эта прогрессивная идея для того времени и тех условий была окружена и другими событиями произошедшими в Европе в середине XIX-го века. Революционные волнения 1848 – 1849г., Крымская война(1856г.) имели радикальные последствия для Молдовы с правого берега Прута и Валахии. С этого периода роль молдаван – людей культуры, писателей, историков, публицистов боярского сословия, обученных в молдавских учебных заведениях и зарубежных странах в движении по объединению Молдавского и Валашского княжеств, становится ярко выраженной, их действия становятся более энергичными и последовательными. Теперь хронология событий, состав участников, сообщения в изданных документах демонстрируют главенствующую роль молдаван в этой политической опере с трагическими последствиями для Молдовы.
Элита молдаван, будучи более образованной, чем валахи, опираясь на свою богатую культуру и историю, хорошо осознавая братскую связь между двумя народами, опасаясь за будущее своего ослабленного государства, возглавили движение за объединение.
В марте 1848 года группа молдавских бояр, в том числе Александру И. Куза, М. Когэлничану обсуждали «список желаний». Позже редактированный М. Когэлничану он был опубликован под названием «Желания национальной партии Молдовы». Инициаторы этого документа решительно выступали за полную автономию Молдовы, желая объединения княжества Молдова (без Буковины) и Валахии. «Революционная программа молдаван», была опубликована 12 мая 1848 г. и подписана К. Негри, братьями Василе и Ионом Александри, Г. Кантакузин, М. Костаке, А. Русу, Гр. Балш, Захарией Молдовану, Г. Сионом и др. 6 пункт которой предусматривал «Объединение Молдовы (без Буковины) и Валахии».
«Румынская революционная программа 1848 года» принятая 9 июня 1848 г. в Ислазе никакого «объединения» объединения Валахии с Молдовой не предусматривала.
Завершение Крымской воины и Парижская конференция 30 марта1856 г. лишили Молдову российского протектората. Молдова с правого берега Прута оставалась под властью европейских держав. Как побежденная страна Россия была лишена выхода к Дунаю: уезд Болград, Кагул, Измаил вернулись Молдавскому княжеству. Эти обстоятельства дали дополнительные стимулы большей части молдавской элиты в ее начинаниях к объединению. Молодые, романтически настроенные революционеры Александру И. Куза, М. Когэлничану, В. Александрии, З. Молдовану, К. Негри и др., опираясь на прославленное прошлое Молдовы, богатую культуру, проявили энтузиазм, как они думали во имя процветания Молдовы.
Еще с сентября 1857 года во время выборов в Молдове и Валахии диванов (парламентов) Ад –Хок (учрежденных Парижской конференцией 30 марта 1856г.) появились первые знаки беспокойства: состряпанное на скорую руку объединение ущемляло права Молдовы, было в опасности само существование княжества. Большое волнение поднялось в Молдавском княжестве. «Было много разговоров…, противоречий идей» потому что «Бояре хотели объединения по уговору, а молодые хотели безоговорочного объединения. Как было и сделано», с горестью отметил Ион Крянгэ в 1882 году.
Находящиеся в замешательстве от валашской кампании за необдуманное объединение, встревоженные «происками Австрии и Турции, которые нападали на молдаван», Александру И. Куза, М. Когэлничану и др. были взволнованы судьбой Молдовы. Всё яснее становилось, что объединение, побужденное иностранными силами «приносило Мунтении только пользу…Молдова должна была принести большие жертвы на алтарь объединения, даже само своё существование как государства» (И.Лупаш, 1937).
Валашские мошенничества не замедлили проявить себя. Последовали «подлые комедии и бесстыдные обманы» (И. Лупаш) с аннулированием выборов в диване Ад-Хок в Молдове. Против решений принятых на Парижской конференции 30 марта1856 г., 24 января 1858г. в Бухаресте последовали выборы дивана, на которых Александру И. Куза был избран господарем Валахии, несмотря на то, что 5 января 1858г. он был избран господарем Молдовы. Казалось, что молдаване только выиграют: Александру И. Куза, господарь Молдовы стал господарём и Валахии. На самом деле — это был валашский сговор с молодыми молдавскими революционерами-романтиками, поддержанный великими державами. Валашская хитрость привела в короткий срок к исчезновению Молдовы. Развила свою деятельность кампания по тотальной валахизации молдавских отношений, по «приватизации» молдавского культурного наследия.
Молдаване выступали за объединение Валашского и Молдавского княжеств, а не за аннексирование Молдовы Валахией. Активные действия, решительная позиция и последовательность некоторых известных политиков, таких как Александр И. Куза, М. Когэлничану и других молдаван больше всего повлияли на объединение. Подчеркиваем: равноправное объединение княжеств.
В скором времени валашско –юнионистская партия занялась созданием «Большой Валахии» закамуфлированной под именем «Румыния». До создания Румынии объединяющие административные функции были сконцентрированы в Бухаресте согласно Парижской конференции 19 августа 1858 г., а объединенное государство получило название «Соединенные провинции Молдовы и Валахии».
Молдаван Михаил Когэлничану, активный зачинщик объединения княжеств, был премьер-министром Румынии в течение двух лет (1863-1865); в 1877-1878 г. был министром иностранных дел Румынии, но был изгнан из правительства валахом, ставшим румыном И.Брэтиану.
Молдаван Александру И. Куза, активный борец за объединение, был первым главой государства Румынии, правил 8 лет и 2 месяца. В феврале 1866 года «чудовищная коалиция» свергла его с трона. Первый и последний молдаванин, господарь Румынии, Александру И. Куза, активный политический деятель был изгнан из Румынии. Умер в 1873 году в Германии.
Нарушение решений молдавского дивана Ад-Хок, призрение решений Парижской конференции 19 августа 1858г., ликвидация самостоятельного Княжества Молдова, унижение господаря Молдовы Александру И. Кузы и изгнание его из страны, возведение на трон иностранного правителя, чуждого по вере, языку и поведению, довели до пика возмущение молдавского общества. Как свидетельствует румынский историк И.Лупаш, беззаконие совершенное «чудовищной коалицией» спровоцировало «усиление молдавского сопротивления, которое повлекло за собой кровавые столкновения в Яссах…».
Временное бухарестское правительство испуганное «сильным противостоянием жителей Ясс, отправило валашского генерала Н. Голеску в Яссы с решением подавить любое сопротивление молдаван.
Некоторые из молдаван ожесточились против иностранного господаря, сгруппировались вокруг боярина Николая Розновану, под руководством которого был создан сепаратистский Комитет. Своей активной пропагандой они перетянули на свою сторону митрополита Калиника Миклеску. В первое воскресенье апреля (1866г.), когда после службы Кафедральный собор был переполнен людьми, митрополит вышел перед недовольной толпой и отправился к Административному дворцу. Перед уходом, во дворе Митрополии Теодор Болдур Лэцеску произнес пламенную речь о правах Молдовы, призывая народ последовать за митрополитом Калиником. Но у дворцовых ворот толпа была встречена валашскими солдатами, которые не уступили даже перед крестом митрополита. Один из солдат ударил митрополита штыком. Калиник вскрикнул от боли, а после упал без сознания на землю. Разъяренная толпа набросилась на солдат с камнями, но была взята в штыки и вытеснена назад к митрополии». Эти беспорядки продолжались до двух часов дня, и сопровождались большими человеческими жертвами, предавая молдавской столице печальный вид.
За годы, прошедшие с тех пор румынская (валашская) администрация в Бухаресте предприняла все меры, чтобы молдаване забыли о своем имени, языке и своей истории, превратив молдавский народ в часть регионального фольклора Великой Румынии, присвоив себе молдавские культуру и язык, существенно его подпортив иностранными словами.
Напоминаем, что информацию об «этногенезе молдаван», «принадлежности к нации», «о молдавском языке», «о роли молдавской культуры в становлении культуры Румынии», о том «почему мы не румыны» и т.д. вы можете найти в разделе проекта Moldovenii.md «Мы молдаване».
ИСТОЧНИК: moldovenii.md