Гомеопатия — инструмент естественного отбора
В потоке мрачных новостей последних месяцев меморандум РАН о признании гомеопатии лженаукой можно назвать долгожданным торжеством здравого смысла. Однако, все прошло не так гладко, как ожидалось, и у гомеопатии нашлись свои защитники.
Если кто-то пропустил: в этот понедельник РАН опубликовала меморандум о признании гомеопатии лженаукой. Авторы документа подчеркивали, что при кажущейся безвредности, гомеопатия такой не является и представляет из себя опасное заблуждение: вместо эффективного фармакологического лечения сторонники гомеопатии тратят значительные денежные средства на неэффективные «лекарства» — препараты, не имеющие в своем составе активных веществ (либо имеющие концентрацию активных веществ близкую к нулю). Подобное «лечение» может привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.
Фактически, комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН нанесла мощный удар по стройным рядам верующих в целительную силу таблеток из мела.
Один из членов комиссии по борьбе с лженаукой РАН, российский биоинформатик, популяризатор науки, научный журналист и писатель, лауреат премии «Просветитель» Александр Панчин рассказал нам, что недовольство гомеопатией в РАН зрело давно. «Отдельные члены рабочей группы и Комиссии говорят о лженаучности гомеопатии уже много лет», — сказал он. Немаловажное значение Панчин отводит появлению в арсенале РАН нового инструмента — меморандумов, через которые Академия и конкретно комиссия по лженауке могут транслировать для общества позицию ученых по различным вопросам.
Одной из причин выпуска меморандума Александр Панчин назвал суд гомеопатов с журналом «Вокруг Света» за публикацию статьи «Растворенная Магия», в которой критиковалась гомеопатия. Кстати, суд гомеопаты проиграли, «а Министерство образования и науки номинировало Национальный совет по гомеопатии на антипремию за распространение лженауки».
Что такое гомеопатия
На Википедии дается следующее определение гомеопатии:
«Гомеопатия — это вид альтернативной (лженаучной, прим. ред.) медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу «подобное подобным» (лат. similia similibus curantur) противопоставляется гомеопатами принципам рациональной фармакотерапии.»
Гомеопатия как вид альтернативной медицины зародилась около 200 лет назад. Тогда познания ученых и медиков относительно строения вещества были намного менее обширны, чем сейчас, и среди них бытовали разные «прогрессивные» идеи: от «памяти» воды до бесконечной делимости вещества. К слову, последнее имело право на жизнь, с учетом развития науки в те времена. В итоге гомеопатия вылилась в альтернативный вид медицины, основанный на применении сверхмалых доз препаратов, вызывающих в больших дозах проявления этой же болезни у здоровых людей.
Кроме этого, учение о гомеопатии находится на стыке народной медицины (которая в некоторых случаях является, все же, эффективной) и некой эзотерики, построенной на идеях «потенцирования» или «динамизации».
Так, гомеопаты верят, что встряхивание и растирание нерастворимых веществ в какой-либо среде активирует «витальную» энергию и усиливает целебные свойства.
О «витальной» энергии гомеопатических средств стоит упомянуть отдельно. Идея о существовании «витальной» энергии проистекает из учения витализма (от лат. vitalis — жизненный), согласно которому в каждом организме присутствует нематериальная сверхъестественная сила, управляющей жизненными явлениями, или по-простому — «Жизненная сила». Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии.
На этом можно было бы и заканчивать публикацию, так как настолько жирный гвоздь в крышку гроба гомеопатии в современном мире в глазах здравомыслящего человека даже нарочно сложно придумать, но мы продолжим.
Отталкиваясь от идей витализма, гомеопаты в изготовлении своих лекарств используют не дозы действующих веществ для воздействия, как они считают, на бесполезные биохимические процессы в организме, а лечат «подобное подобным» сверхмалыми дозами и заряжают «жизненной силой» свои «препараты».
Стоит четко разделять гомеопатию и народную медицину, что и сделали в РАН. Народная медицина, в основной своей массе, построена на использовании трав и других природных веществ и компонентов, которые могут обладать лечебным эффектом. Низкая эффективность народной медицины объясняется тем, что в натуральных источниках концентрация необходимых для лечения активных веществ может быть недостаточной, однако, они присутствуют в измеримых дозах, чего нельзя сказать о гомеопатических препаратах. Другое явление — эффект плацебо, на который любят ссылаться сторонники гомеопатии, является медицински зафиксированным явлением с доказанной, пусть и непостоянной эффективностью. Плацебо — контролируемое введение пациента в заблуждение, когда под видом мощного препарата ему дается пустышка. Гомеопатия — это смесь мракобесия с ничем недоказанными постулатами двухвековой давности, согласно которым гомеопатические препараты обладают, зачастую, даже большей эффективностью, чем лекарства и методы традиционной медицины. Ну и просто как пища для размышлений: во времена становления гомеопатического учения медики еще были не в курсе, например, необходимости стерилизации инструмента. Выводы о «научности» подобного явления каждый может сделать самостоятельно.
Адепты гомеопатии
Еще до публикации меморандума РАН, в ноябре 2016 года издание «Коммерсантъ» подготовило большой материал о гомеопатах под заголовком «Крупица наук», хотя какое отношение гомеопатия имеет к науке, остается лишь гадать. В данном материале приводится интервью с одним из первых гомеопатов СССР, а потом и России — Любовью Лурье.
Для того, чтобы дать более четкое понимание того, что стоит за идеологией гомеопатии и как адепты этой лженауки обосновывают мнимую эффективность своих методов, стоит привести объяснения Лурье, которые она дала журналисту «Коммерсанта»:
Обычные врачи лечат по принципу противоположности. Если у пациента болит голова, врач дает ему болеутоляющее. Если кровотечение, то кровеостанавливающее. Такое назначение дают всем, неиндивидуально, и от этого очень много осложнений. Ведь любая боль — это сигнал от органов: что-то не в порядке. Как иначе они могут нам об этом сказать? Если закрыть симптом, орган будет искать другие пути, как выразить жалобу: вылечили головную боль — вот вам проблемы с желудком, вылечили желудок — сыпь на коже.
Признавая важность закона подобия, Лурье учит толковать его как можно шире: лекарством может быть что угодно, и чем сильнее жизнь человека похожа на материал, из которого оно изготовлено, тем сильнее эффект. «Например, некоторым пациентам я даю лекарство из устричной раковины. Смотрите: внутри раковины живет моллюск, а внутри него может скрываться жемчужина. Устрицы рождаются в океане в виде монад: после оплодотворения их уносит в океан, и единственное, что у них есть,— это нога. И пока эта нога не прикрепится в скале, у моллюска не образуется раковина. Все это имеет параллели с проблемами некоторых пациентов. Когда им плохо, они хотят свернуться калачиком, накрыться одеялом, словом, оказаться внутри раковины. Такие люди боятся не найти свое место в жизни, и из-за этого у них бывают насморки и гаймориты».
«Почему закон подобия работает? Потому что на нем Всевышний выстроил весь этот мир», — говорит Лурье. «Все подобное притягивается. Вот и вы ко мне не случайно пришли: значит, мы чем-то притянулись».
Из материала «Коммерсанта» видно, что о научности гомеопатии, речи не идет. Даже главный идеолог движения в век информационных технологий, доступности научных работ и знаний, ссылается на волю Высших сил и приводит около-библейские аналогии в защиту своего бизнеса. Почему бизнеса?
Фармакологическое и гомеопатическое лобби — две стороны одной медали
Гомеопаты очень любят ссылаться на вездесущее фармакологическое лобби, которое, будто ZOG или Око Саурона следит за тем, чтобы здоровых людей не осталось и их карманы всегда были пусты. Конечно же из-за покупки дорогостоящей «отравы» в виде современных лекарств.
Признаем, фармакологические компании не всегда чисты на руку. Пока фармкорпорации «ломят» цены с пятью нулями за курс жизненно важных препаратов, людям, которым не хватает средств на покупку оригинальных лекарств, приходится довольствоваться дженериками не всегда высокого качества, а то и вовсе делать процедуры уровня наложения йодной сеточки. В защиту производителей стоит отметить, что разработка и лицензирование новых лекарств — процесс, больше похожий на прохождение девяти бюрократических кругов ада, на каждом из которых нужно заплатить ни одну сотню тысяч, а то и миллионов долларов. Чего не стоит отрицать, так это то, что эти лекарства спасают жизни людей, позволяя прожить им намного дольше, чем отведено природой или случаем.
С другой стороны существует гомеопатическая промышленность — уже именно промышленность, с собственным лобби, бюджетами и бизнес-планами. Как это ни удивительно, их цель (при всем желании быть рыцарями в сияющих доспехах) полностью совпадает с целью фармакологических компаний — зарабатывать деньги.
Но необходимо четко разграничивать капиталистические аппетиты производителей лекарств для традиционной медицины, и «альтернативных» им гомеопатов. Если первые используют клинически доказанные и проверенные препараты, то гомеопаты за ту же, а иногда и в десятки раз большую стоимость продают «эликсиры», целиком состоящие, чаще всего, из воды и сахара.
По признанию самой Лурье в интервью «Коммерсанту», она занимается «врачебной» практикой:
Тем, что гомеопатия эффективнее похода в поликлинику, Любовь объясняет высокие цены обслуживания в своей клинике. Первичный прием стоит 20 тыс. руб., и для гомеопатических центров это почти норма. «Сюда ведь входят два месяца наблюдения и еще один прием посередине: я даю свой телефон и отвечаю на все вопросы. А разве у обычных врачей лекарства не дороги? Их надо принимать пачками, а потом еще лечить осложнения. А гомеопатическое лекарство высокой потенции достаточно принимать раз в месяц».
Годовой абонемент на обслуживание в столичной клинике гомеопатии стоит $2000. Кушать каждый день, причем вкусно, хочется всем.
И если бы гомеопатические центры занимались только лечением мигрени, легкой простуды и повышением потенции. К сожалению, гомеопаты стремятся проникнуть в области, пронизанные человеческим страданием и безнадежностью: в онкологию и лечение ВИЧ.
Официально в России гомеопатам запрещено «лечить» эти и еще ряд других заболеваний, но Лурье активно показывала собственные аппетиты в этой сфере. Ведь обреченный на мучительную смерть человек отдаст все в обмен на призрачную возможность спасения, когда реальная медицина помочь ему уже не в силах. Тут на свет и выходят различные «целители», «экстрасенсы» и приверженцы «альтернативной медицины».
Когда врач снимает блоки жизненной энергии, клетки начинают вырабатывать свои антибиотики и противовирусные средства, которые, по словам Лурье, могут спасти от чего угодно — хоть от ВИЧ. «Очень хороший друг, израильтянин Джереми Шер, отправился в Африку, где сейчас бушует эпидемия СПИДа. Он считает, что Земля — живой организм, который болеет так же, как человек. Но если у человека это проявляется насморком или поносом, то у Земли — в виде эпидемий, войн, глобальных катастроф. И вот Джереми уверен: если он будет лечить людей там, где эпидемия, то вылечит и саму планету. Мощный дядька! И вы знаете, он уже десятки африканцев полностью вылечил от СПИДа»
Власть лженауки
Почти сразу же за публикацией комиссией РАН меморандума о признании гомеопатии лженаукой последовала ответная реакция. И если статьи и записи на всяких профильных лепрозориях для гомеопатов были ожидаемы, то слов замглавы минздрава Татьяны Яковлевой не ожидал никто.
Госпожа Яковлева заявила, что гомеопатия «официально признана» Минздравом и Всемирной организацией здравоохранения, а бороться нужно с необразованными гомеопатами. То есть, замглавы тонко разделяет «образованных» фанатов таблеток-пустышек от «необразованных».
Цитируя Яковлеву: «Если прием ведет специалист, не знающий гомеопатии, который не прошел специализацию и обучение, вот тогда это лженаука.»
Александр Панчин прокомментировал слова замглавы и причисление ею гомеопатии к народной медицине. «По своим признакам гомеопатия сильно отличается от народной медицины. Гомеопатия – это не лечение травами. Это лечение, основанное на принципах, сформулированных врачом Ганеманом. Один из них гласит, что чем сильнее разведено вещество, тем оно лучше лечит. Гомеопатией промышляют крупные компании, а самих адептов гомеопатии можно сравнить с целителями, которые „лечат“ наложением рук», — сказал он.
Вполне вероятно, замглавы не чувствует разницы между народной медициной, гомеопатией, наложением рук и заряжанием воды через телевизор под пронзительным взглядом Кашпировского. В свете всего вышесказанного об истоках и постулатах этой лженауки, заявление о «знании гомеопатии» вовсе вызывает разрыв шаблона.
Слова замглавы прокомментировал директор просветительского фонда «Эволюция» Петр Талантов. «Гомеопатия и лечение травами — абсолютно разные вещи. Фитопрепараты содержат значительные количества действующего вещества. Многие используемые и сейчас в медицине вещества, например дигиталис, были изначально получены из растений. Гомеопатические препараты, в свою очередь, являются абсолютной пустышкой, и не содержат ни трав, ни каких-либо других активных компонентов», — сказал он.
Пикантности ситуации с заявлением замглавы добавляет то, что именно против «обучения гомеопатии» и выступают в РАН, признавая подобное «учение» лженаукой. Круг замкнулся.
Кстати говоря, ВОЗ открестилась от признания гомеопатии. По запросу просветительского фонда «Эволюция» официальный спикер ВОЗ Грегори Хартл заявил, что организация не занимается вопросами эффективности народной и альтернативной медицины и что одобрение различных практик альтернативной медицины, в том числе гомеопатии, находится за пределами мандата ВОЗ. Российский эксперт ВОЗ, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Анисимов В.Н. прокомментировал ответ Хартла для «Газеты.ру»: «ВОЗ признает лишь существование гомеопатии наряду с другими феноменами ненаучной медицины, такими как народная, дополнительная или альтернативная медицина, но не утверждается, что ВОЗ располагает доказательствами эффективности и безопасности гомеопатии».
Вслед за одиозным перфомансом Яковлевой, в СМИ появилась информация об увольнении Дениса Рощина — сотрудника Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, подписавшегося под меморандумом комиссии РАН. По словам Рощина, его уволили из института «по звонку» из отдела кадров, а в причине увольнения значится «по собственному желанию», которого он, естественно, не высказывал. Когда Рощин спросил, за что его уволили, ему прямо ответили: «за участие в подготовке меморандума о лженаучности гомеопатии».
Ученый говорит, что не уверен в наличии давления на институт «сверху» — это была инициатива его же руководства, так как опасение «перейти дорогу» гомеопатическому лобби реально существует среди медиков. Все это произошло даже с учетом того, что меморандум не обладает юридической силой и является призывом к действию со стороны РАН к различным министерствам и ведомствам, выражением позиции комиссии при Академии.
С другой стороны, Александр Панчин подтверждает, что не последнюю роль в увольнении Рощина мог сыграть персонально директор института, бывший министр здравоохранения Владимир Стародубов (занимал пост с 30 сентября 1998 по 5 июля 1999 года). По словам Панчина, ни он, ни его коллеги по комиссии, кроме Дениса Рощина, давления не ощутили: «Случай с Денисом возмутительный, но он исключительный. По-видимому, дело в позиции директора института, из которого уволили Дениса Рощина, – бывшего министра здравоохранения Владимира Стародубова. Его имя упоминается в приложении №3 к меморандуму в контексте той роли, которую он сыграл при внедрении гомеопатии в систему отечественного здравоохранения».
Вот часть текста, о которой говорил Александр:
Приказ подписан министром здравоохранения РСФСР В.И. Калининым, о котором почти ничего не известно, кроме того, что 19 сентября 1990 года он был назначен на пост министра, а 11 июля 1991 года плановым образом (после избрания президента РСФСР) стал исполняющим обязанности и оставался в этом статусе до декабря. Приказ он подписал за десять дней до окончания своих полноценных министерских полномочий. Никаких упоминаний о научных или клинических обоснованиях гомеопатии в приказе не содержится. Зато в нем даются конкретные поручения по внедрению гомеопатии ряду чиновников, среди которых два будущих министра здравоохранения России — О.В. Рутковский и В.И. Стародубов, а также будущий заместитель министра В.Н. Шабалин. Хотя в открытых источниках нет сведений о явной поддержке ими гомеопатии, они вряд ли могли в дальнейшем достаточно скептически относиться к тому, что сами же и внедряли. Приказ 1991 года дал зеленый свет развитию гомеопатии в РСФСР и, по преемственности, в РФ. На его основе приказами Минздрава России в 1992 и 1994 годах были учреждены Комиссии по гомеопатическим средствам при Фармакопейном и Фармакологическом комитетах.
Исходя из этого можно предположить, что увольнение Дениса Рощина было личной инициативой директора института Стародубова, который в 90-е годы занимался продвижением гомеопатии на государственном уровне.
По словам директора фонда «Эволюция», его организация постоянно сталкивается с противодействием просветительской работе на различных уровнях, в приложении к последнему меморандуму РАН. «Бывают отдельные неприятные эпизоды. В основном это случаи, когда наши лектории внезапно, за несколько дней до проведения выгоняют из помещений, которые обещали предоставить. Мне сложно объяснить, что руководит принимающими такие решения ответственными лицами библиотек, ВУЗов. В наших лекториях нет ни намека на политику и даже близкие к ней разделы наук — социологию, политологию — мы не затрагиваем. Мне кажется, люди в наше время на всякий случай боятся вообще всего, как бы чего не вышло», — сказал Талантов.
Также он не исключает вероятности возникновения давления на членов комиссии РАН и других лиц, противодействующих гомеопатии, как это было в случае с Рощиным. «Увольнение Дениса Рощина и стало первым негативным последствием (публикации меморандума — прим. ред). Мы понимали, что противодействие будет. Гомеопатия — это, в первую очередь, огромные деньги. Продажи гомеопатических препаратов в России составляют по разным оценкам 7-9 млрд рублей в год», — сказал Талантов.
Даже не смотря на противоречивые высказывания чиновников высшего ранга и общей настороженности медиков, не желающих «подставляться» в борьбе с гомеопатами, есть надежда на то, что целые отделы в аптеках, а также разговоры о научности гомеопатии, со временем все же канут в лету. По словам Панчина, общая реакция в просвещенных кругах на меморандум была более чем положительна. «Я получал исключительно одобрительные комментарии коллег-ученых», — сказал он.