Научный ликбез для двух президентов
Давеча президент Румынии Клаус Йоханнис официально попросил своего украинского коллегу Владимира Зеленского признать на государственном уровне молдавский язык несуществующим.
Признаться честно, эта новость вызывает, как минимум недоумение. Как могут главы государств идти против реального положения вещей, запрещая, по сути, носителям конкретного языка разговаривать на нем?! Более того, как могут руководители других стран обсуждать вопрос, никак не связанный с их государствами, но касающийся той страны, которая в их диалоге не участвовала ни в каком виде?!
Стоит, думаю, напомнить господам Йоханнису и Зеленскому ряд наиважнейших для Республики Молдова исторических фактов, которые следует учитывать любому здравомыслящему человеку в своем дискурсе.
— Молдавское княжество, как классическая средневековая полития (государство) было образовано в 1359-1365 годах. Существование Молдавского княжества обеспечило консолидацию молдавского этноса и развитие молдавского языка, как родной речи конкретного народа.
— Румыния, как государство, было образовано в 1859-1878 годах. Свою независимость получила благодаря победе России над Османской империей в 1878 году.
— Одно их первых документальных свидетельств о молдавском языке относится к 1582–1591 годам: Псалтырь Давида, переведённая со славянского на молдавский язык — «aus den slavonischen in die moldavische Sprasche gezogen» — так сообщается в описи библиотеки господаря Молдовы Петра Хромого.
— До XVII века глотоним «румынский язык» не упоминается ни в каком виде, а подтекст первых фиксаций этого термина в документах до сих является предметом научных споров.
— 29 апреля 1818 года русский император Александр I подписывает Устав образования Бессарабской области. В этом документа молдавский язык объявлялся официальным языком учреждений Бессарабской области, наряду с русским.
Таким образом, несмотря на общность происхождения языков, молдаване исторически имеют приоритетное право именовать свой язык так, как считают нужным, избегая навязывания чуждой им политической парадигмы.
Молдавский язык, равно как и молдавский этнос и молдавское государство получили возможность самостоятельно развиваться благодаря военным и политическим успехам XIV-XV веков, в первую очередь, ввиду заслуг знаменитого господаря Штефана Великого, почитаемого в лике святых православной церкви.
Подытожим. Молдавский язык является официальным государственным языком Республики Молдова, страны, в которой я живу, работаю, о жителях которой стараюсь заботиться как гражданин, как политик, как депутат Народного собрания Гагаузии.
Также спешу воскресить в памяти господ президентов и тот факт, что негоже вмешиваться в дела другого суверенного государства и определять его политику в сфере государственных символов и императивов.
На молдавском языке говорит большинство жителей Республики Молдова и не приемлет для себя другого глотонима касательно своей родной речи. Кроме того, так сложилось, что отстаивание молдавского языка и молдавского народа, как самостоятельной общности, являются одними из основ для дальнейшего существования суверенного и независимого государства Республика Молдова. Поэтому неприятие тенденций унионизма — святая обязанность тех, кто отстаивает молдавскую многонациональную государственность. Жаль, что руководство соседних с нами государств вынуждает нас, здравомыслящих граждан РМ, отвечать им жестко и безапелляционно, но иного выхода при наличии столь одиозных заявлений я, честно говоря, не вижу.
Николай Костыркин, Gagauznews
Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях:
Instagram: Одноклассники: Facebook: YouTube: Telegram: ТикТок: