Михай БАЛАН, Директор СИБ:»Нам удалось стать эффективной, гибкой, способной быстро реагировать службой»
Интервью директора СИБ Михая БАЛАНА Государственному информационному агентству «МОЛДПРЕС»
Вопрос: 9 сентября Служба информации и безопасности отмечает 25-летие создания. Как бы Вы описали эволюцию разведывательной службы?
Ответ: Действительно, в этом году учреждение, которое я имею честь возглавлять, отмечает четверть века на службе демократии и безопасности Республики Молдова. Для истории этот интервал времени незначителен, но не для офицеров Службы информации и безопасности, которые на протяжении долгих лет, благодаря упорному труду, жертвенности и настойчивости, смогли позиционировать ведомство в качестве основного сигнализатора и датчика состояния безопасности государства.
За 25 лет существования роль и миссии Службы претерпели существенные изменения, чтобы охватить широкий круг рисков и проблем безопасности. Мы находимся в постоянном поиске и применении самых эффективных способов предотвращения и борьбы с этими рисками и проблемами с тем, чтобы Республика Молдова не сталкивалась со стратегическими сюрпризами.
Я думаю, что нам удалось стать эффективной, гибкой, способной быстро реагировать службой. Мы постоянно совершенствуемся, чтобы быть не просто учреждением, которое ввело новые правила и процедуры, но, среди прочего, имело проактивную позицию и новое отношение к безопасности. Ведомство продолжает продвигать самые высокие стандарты этики, честности, справедливости и профессионального мастерства.
В.: Г-н Балан, ваши сотрудники Службы информации и безопасности — незаметные, скрытые от мира люди. Опишите офицера СИБ.
О.: Офицер Службы информации и безопасности обладает богатым запасом общих знаний, положительным эмоциональным балансом, умеет проявлять гибкость в самых разных и сложных местах и обстоятельствах, способен работать индивидуально и в команде.
Он может происходить из различных слоев общества, со своим личным профессиональным опытом, что помогает ему реагировать на провокации, вызванные постоянно меняющейся обстановкой в сфере безопасности. Ему свойственны такие качества, как честность, порядочность, дух жертвенности, ответственность и патриотизм. Я вас уверяю, что никто и никогда не будет частью команды Службы информации и безопасности, если не отвечает этим критериям.
Хочу отметить, что ведомство состоит в основном из молодых людей, средний возраст которых составляет 35 лет. Такая ситуация генерирует институциональную энергию, необходимую для модернизации и непрерывной адаптации. Из общего числа работников более 30% составляют женщины, и это не только ради соблюдения гендерного равенства. Женская половина ведомства — это ценные специалисты, которые умеют сочетать интеллект, творческие методы и передовые технологии.
В.: Слово «реформа» широко используется государственными учреждениями. Во многих случаях этот термин вызывает недоверие и равнодушие граждан. Господин директор, что предполагает, по сути, реформа СИБ? К чему она должна привести?
О.: Реформа Службы информации и безопасности не банальность и не начата только потому, что этот термин сегодня в моде. Она не носит декларативного характера и не сводится лишь к изменениям органиграммы.
За 25 лет существования ведомства было множество попыток реорганизации. По различным причинам, они ограничивались уменьшением полномочий или, точнее говоря, занижением значимости Службы информации и безопасности.
И эту ситуацию констатировал не только я после моего назначения директором. Необходимость изменений, может, даже радикальных, насущно продвигалась на уровне офицеров Службы.
После всесторонней горизонтальной и вертикальной оценки реального положения дел в ведомстве было принято решение инициировать всеобъемлющий процесс реформы, предусмотренной на 2014-2018 гг., сосредоточив внимание на качестве, а не на количестве.
Мы намерены путем модернизации Службы стать более эффективными, проактивными, профессионально и оперативно реагировать на потребности в области безопасности Республики Молдова, особенно в контексте евроинтеграционных устремлений.
Я хочу подчеркнуть, что для активизации информационно-операционального потенциала службы мы предложили в качестве целей развитие отраслей анализа, интегрированное планирование, единообразие и оптимизацию юридических процедур для исследований, расширение международного партнерства и т.д. В целом – укрепление интеллектуальной и операциональной мощности СИБ.
Надеюсь, что в ближайшие 2-3 года будут видны изменения, наше ведомство будет динамичным, намного более гибким и адаптированным к вызовам в области безопасности.
Я убежден, что, только осуществив эти цели, Служба информации и безопасности станет гораздо более заметной в государстве, обществе, такой же ценной, как разведывательные службы в региональном европейском сообществе.
В.: Кто является законным пользователем информации СИБ?
О.: В соответствии с законодательством, СИБ обязан информировать президентуру, парламент, правительство и другие органы государственной власти по вопросам, касающимся интересов государственной безопасности.
Я могу представить некоторые цифры относительно информационных документов, направленных ответственным лицам. Только в первой половине этого года было отправлено более 700 информационных материалов и анализов по вопросам безопасности, в том числе: президенту Республики Молдова – 139, председателю парламента Республики Молдова – 131, премьер-министру Республики Молдова – 308, другим исполнительным структурам и государственным учреждениям – 124.
Кроме того, специализированные подразделения СИБ осуществили 3064 запроса данных, из которых 334 уведомления по проверке кандидатов и лиц, занимающих государственные должности.
В результате был определен в качестве носителей факторов риска целый ряд кандидатов и лиц, занимающих государственные должности, в том числе судьи, прокуроры и т.д.
Правоохранительным, налоговым и контрольным органам были направлены 465 доказательных документов, касающихся нарушений законности, приведших к ущербу в национальной экономике и подрыву внутренней стабильности, на основании которых было возбуждено 83 уголовных дела.
Эти данные являются не просто числами. За ними стоят деятельность и огромные усилия офицеров СИБ, которые работают в условиях ограниченных как финансовых, так и юридических ресурсов.
В.: Ваше предложение по направлению сотрудников СИБ в различные государственные органы вызвало негативную реакцию со стороны целого ряда государственных учреждений. Каковы цели и задачи этой инициативы?
О.: Это предложение поступило после констатации того, что многие опасности и угрозы национальной безопасности исходят из множества постоянных слабых мест в государственных учреждениях. Я имею в виду и тех, кто работает в экономической и бюджетной, энергетической, социальной сферах, в здравоохранении, банковско-финансовой системе, внешней политике. Государственные власти смотрят на сферы своей компетенции строго и узко, без оценки влияния того или иного решения на национальную безопасность. Допускаем, что причина такого способа действия кроется в отсутствии знаний о том, что означает угроза безопасности, такой способ работает и может быть интересен иностранной разведке. Служба располагает такими данными во всех упомянутых областях, но в большинстве случаев они не могут быть раскрыты, или к расследованию ситуаций, входящих в ее компетенцию, не могут быть привлечены третьи лица.
Целью инициативы было и есть предотвращение действий, которые могут поставить под угрозу государственную, общественную или личную безопасность. У нас нет скрытых, мелких целей по наблюдению и запугиванию сотрудников государственных учреждений. Это – стереотип в стиле КГБ, который необходимо преодолеть.
Кроме того, сотрудники СИБ призваны поддерживать руководителей структур в осуществлении контроля по обеспечению сохранности и предотвращению любой утечки информации, представляющей государственную тайну, и не в последнюю очередь — предотвращать и противодействовать коррупции в учреждениях в пределах своей компетенции, конечно.
Учреждение прикрепленных офицеров — законная практика, широко применяемая разведслужбами в странах с консолидированной демократией.
К сожалению, еще есть структуры, которые выступают против инициативы Службы прикреплять сотрудников СИБ к другим ведомствам или предоставляют им должности без доступа к информации и без возможности реагировать.
Я уверен, что если у СИБ были бы прикрепленные сотрудники, например, в Национальном банке Молдовы, то они незамедлительно отреагировали бы в контексте произошедшего банковско-финансового кризиса.
То же самое и в случае с МИДЕИ. Хотя мы уже сообщали об интересах иностранных спецслужб как в отношении центрального аппарата министерства, так и наших дипломатических миссий, ходатайствуя о принятии прикрепленных сотрудников СИБа в МИДЕИ, прежнее руководство откладывало реализацию этого факта. Я убежден, что нынешнее руководство будет более восприимчиво, осознавая, что прикрепление сотрудников СИБа в органах государственной власти дает им возможности для оперативного реагирования на уровне национальной безопасности, а также на уровне институциональных политик.
В.: Каковы, по вашему мнению, основные вызовы в адрес безопасности Республики Молдова?
О.: В последнее время Республика Молдова сталкивалась с чрезвычайно сложными вызовами. К сожалению, не только государство испытало угрозы и уязвимость в области безопасности, но и гражданин. Среди наиболее значимых угроз я бы отметил банковско-финансовый кризис, последствия подрывного климата, вызванного сепаратистским режимом в Приднестровье, подрывные действия иностранных спецслужб, коррупцию и контрабанду.
Первостепенный риск в адрес безопасности государства исходит от асимметричных угроз. Я хотел бы обратить особое внимание на проблемы безопасности в регионе. Я имею в виду конфликт в восточной части Украины. Среди вызовов, влияющих на национальную безопасность, мы может перечислить организованную преступность, в том числе трансграничную, сети незаконной торговли наркотиками, людьми и оружием, нелегальную миграцию, распространение оружия массового уничтожения. В последнее время существующие угрозы накладываются на риски, связанные с энергетической безопасностью, киберпреступностью и угрозой транснационального терроризма.
В.: Наша страна может стать мишенью для террористической атаки?
О.: Любая разведслужба сознает, что угрозы безопасности больше не ограничиваются национальными границами и что преступность приобрела международный характер. Происходящие последнее время в мире трагические события показывают, что в настоящее время ни одна страна не может быть застрахована от проявлений террористического характера.
Оценки и прогнозы по ключевым областям национальной безопасности указывают на то, что у международных террористических организаций вырос интерес к Молдове, они включают национальную территорию в схемы транзитных маршрутов в/из театров террористических операций. В этом контексте СИБ проводит комплексные действия, чтобы не допустить использования национальной территории членами экстремистско-террористических структур. Здесь я имею в виду и активизацию отношений сотрудничества и взаимодействия с разведслужбами партнеров, как восточных, так и западных, в рамках которых мы обмениваемся данными и оперативной информацией о людях и организациях, которые могут иметь отношение к террористическим действиям, проводим анализ рисков в отношении ситуации с безопасностью в регионе, потенциальных дестабилизирующих факторов и др.
В.: Вы говорили о сотрудничестве, как это осуществляется на практике, ведь это секретная служба?
О.: Я бы сказал, что мы все-таки информационная служба, а не сугубо секретная. Необходимым элементом для реализации основных интересов Республики Молдова есть и будет качественная информация.
Именно информация, преобразованная в знание и понимание, предложенная ответственным лицам у власти, способствует принятию ими своевременных решений в целях противодействия негативным изменениям в адрес государства и их предотвращения.
На национальном уровне СИБ находит поддержку и взаимодействует с такими структурами, как: Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство иностранных дел и европейской интеграции, Министерство юстиции и др. Совместно с ними служба ведет мониторинг сферы риска для государственной безопасности. Здесь я говорю о конкретных мерах на государственной границе, об объектах стратегического значения и массового скопления людей, о потоках мигрантов из зон конфликтов, об активизации террористических организаций, которая выражается в совершении резонансных преступлений в разных регионах мира, активизации действий по вербовке новых членов и распространении радикальных идеологий через интернет.
Чтобы противостоять этим вызовам, ведомство адаптируется к национальной и региональной сфере безопасности, укрепляя, в то же время, свое сотрудничество в международном плане, потому что ни одна спецслужба не может самостоятельно вести надзор за текущими угрозами безопасности.
В международном плане в настоящее время у Службы информации и безопасности налажены коммуникация и сотрудничество более чем с 50 иностранными спецслужбами, это позволяет производить обмен информацией и аналитикой в двустороннем формате, а также проводить совместные операции. Кроме того, офицеры службы участвуют в различных форумах многопланового сотрудничества, где им предоставляется возможность передавать и заимствовать опыт в области информации и безопасности.
По моему мнению, спецслужба не может существовать без трех важных элементов, а именно: человеческих ресурсов (самый ценный элемент), информации (это визитная карточка службы) и сотрудничества, основанного, в частности, на доверии.
В.: О чем больше всего сожалеет директор СИБ?
О.: Сожалеть о чем-то – естественно и по-человечески; возможно, сожалений больше, чем мне хотелось бы. Сожалею обо всем, что не смог сделать из целей, намеченных в начале мандата.
Одна из неудач — существующие нормативные рамки, не позволяющие службе быть боеспособной и являться в полной мере поставщиком национальной и региональной безопасности. Примером может служить утверждение Закона о специальной розыскной деятельности – жесткого удара по службе в плане осуществления полномочий.
Известно, что наиболее эффективные специальные розыскные мероприятия, впрочем, характерные для спецслужбы, могут проводиться только при наличии уголовного дела, после того, как было совершено преступление. Важно отметить, что этим законом СИБ был исключен из списка силовых ведомств по контролю за передачей денег или иных материальных ценностей, получаемых путем вымогательства. Этим правом наделены только спецподразделения МВД и НАЦ. В итоге, мониторинг или контроль за финансовыми транзакциями и доступ к финансовой информации осуществляется только в рамках уголовного дела.
В настоящее время СИБ наделен полномочиями по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений путем мер вне уголовного преследования, что позволило нам предложить создание мандата безопасности, который позволил бы проводить специальные следственные мероприятия вне уголовного дела. Мандат безопасности может выдаваться в случае наличия информации о планировании или совершении деяний, представляющих особую угрозу безопасности государства. Среди них я бы упомянул шпионаж, измену Родине, действия, направленные на насильственное свержение законных властей, террористические акты и др. Области, по которым ведется расследование, зачастую крайне сложны и представляют собой чувствительные для госбезопасности материи, однако не всегда вписываются в положения Уголовного кодекса.
Исходя из этих соображений, было выдвинуто предложение о принятии четких нормативных рамок.
Тут я имею в виду законодательный пакет, который еще с 2013 года находится на рассмотрении в парламенте, и до сих пор не был принят.
Я неоднократно, в том числе с парламентской трибуны, заявлял о крайней необходимости принятия всех этих законов, которые существенно укрепили бы наше ведомство.
Я уверяю вас, что СИБ делает свое дело – выявляет угрозы, находит решения и доводит информацию до сведения тех, кому по закону надлежит все это знать.
Другое дело — то, как на эту информацию СИБ реагируют, и это меня беспокоит. Я уверен, что если бы на добытые нами сведения реагировали быстрее, сегодня в нашей стране безопасность была бы на более высоком уровне. Здесь хотелось бы особо отметить банковско-финансовый сектор, внешнеэкономические отношения, территориальную целостность, стабильность в обществе, и, не в последнюю очередь – коррупцию. Аналогично обстоят дела в сфере неподкупности и борьбы с коррупцией. Офицеры ведомства, согласно действующему законодательству, выносят заключения о неподкупности того или иного чиновника или судьи, но так как эти документы носят консультативный характер, власти пренебрегают ими.
Более того, наши заключения обжалуются в судебных органах. Ни в одной европейской стране вы не встретите случаев пренебрежения заключениями спецслужб, не говоря уже об их обжаловании в судах.
Меня также беспокоит утечка кадров. Уже сформировавшиеся профессионалы, обучившиеся как в стране, так и за рубежом, с опытом работы 5-7 лет, уходят. Они идут работать в частный сектор, где им предлагают более выгодные условия, и где они не обременены ограничениями офицеров спецслужб.
Еще одним минусом является недостаточное финансирование. Тут речь не только о заработной плате, которая, безусловно, должна быть на более высоком уровне, тут я имею в виду скудное финансирование технического оснащения ведомства, что в наше время бурно развивающихся технологий играет роковую роль. Все развитые государства руководствуются принципом: нет сильной системы безопасности – нет сильного государства. Власти должны осознавать, что спецслужбам, для обеспечения национальной и региональной безопасности, необходимы технические возможности, позволяющие управлять рисками и отвечать угрозам. А для этого, как никогда ранее, нужно прийти к консенсусу на внутреннем уровне.
В: Господин директор, каково Ваше послание сослуживцам в преддверии профессионального праздника?
О.: Так как я оптимист, считаю, что за спецслужбами будущее, и они сохранят свою роль главного защитника и хранителя государственной безопасности Республики Молдова. Я рад отметить, что на сегодняшний день СИБ находится в процессе перемен, и постоянно адаптируется к изменениям внешней среды безопасности. Наше ведомство ценят как внутри страны, так и среди зарубежных коллег. Успехи, которых нам удалось добиться, являются результатом командной работы, высокого профессионализма подготовленных людей, которых нужно уважать за их умение предупреждать и ликвидировать любые угрозы государственной безопасности.
Я бы хотел, чтобы в сфере безопасности соблюдался принцип преемственности, чтобы все положительные результаты, несмотря на обстоятельства и условия, сохранялись бы. Я всегда уважал своих предшественников – ветеранов, первооткрывателей нашего ведомства, посвятивших свою жизнь и карьеру обеспечению государственной безопасности нашей страны.
Я высоко ценю вклад всех бывших и нынешних сотрудников спецслужб. Я благодарю их за труд, энтузиазм и самоотверженность, с которой они защищают интересы страны. Выражаю благодарность также членам их семей за понимание и поддержку, желаю всем успехов в личной и профессиональной сфере, а также здоровья, счастья и благополучия.