Молдова-НАТО: экспансия альянса в Молдове практически состоялась
В Кишиневе будет открыт Офис связи НАТО — почти диппредставительство Североатлантического альянса.
Правда, в самом НАТО избегают так трактовать статус своего будущего регионального подразделения. Как заявила в конце прошлого года в интервью Ziarul de garda пресс-секретарь блока Оана Лунджеску, “это не совсем посольство, это просто офис для связи, небольшое бюро, какое уже есть у НАТО в Москве, Киеве, Тбилиси, Нью-Йорке, в Организации Объединенных Наций”.
Функции будущего офиса чиновница НАТО определила так: “Это возможность для того, чтобы деятельность НАТО стала более известной в Молдове путём прямого контакта от человека к человеку. НАТО также будет легче понять, что происходит в Молдове: всегда, когда находишься на месте событий, лучше понимаешь менталитет, изменения, тенденции и можешь быстрее отреагировать в случае возникновения проблем”.
Молдавские функционеры в своих комментариях были более конкретны. Как заявил ещё в 2014 г., анонсируя скорое открытие в Кишиневе Офиса связи Североатлантического альянса, посол Республики Молдова в НАТО Михай Грибинча (первоначально предполагалось, что бюро в Кишинёве откроется в октябре 2015 г.), НАТО направит в Молдову своего посла, который будет выполнять схожие функции с главой делегации Евросоюза.
А будущий министр обороны, политолог Виорел Чиботару, тогда сказал, что в молдавском Офисе связи на первом этапе будут действовать “посол и пара сотрудников”, программы, по которым они станут работать, будут не такими насыщенными, как в Грузии или Украине, тем не менее “НАТО не во всех странах создаёт такие офисы, а только там, где объем взаимоотношений высок”.
Как Молдову втянули в “орбиту” НАТО?
Один из политических аналитиков назвал эволюцию взаимоотношений Молдовы и НАТО “ползучей экспансией”. Всё начиналось достаточно гуманитарно и невинно – с утилизации просроченных пестицидов, противопехотных мин и поддержки загибающегося молдавского научного сообщества.
Первые консультации РМ с Североатлантическим альянсом стартовали практически сразу после принятия Декларации о независимости. 20 декабря 1991 г. министр иностранных дел Молдовы Николае Цыу принял участие в заседании созданного незадолго до этого Совета Североатлантического сотрудничества в Брюсселе.
В 1994 г. НАТО инициировало программу “Партнёрство во имя мира” (PfP), которая официально была направлена на укрепление доверия и осуществление мер по достижению большей безопасности в мире, а неофициально стала действенным инструментом расширения Альянса.
Почти сразу же после её принятия, в январе 1994 г. президент Мирча Снегур объявил о готовности Молдовы присоединиться к программе “Партнёрство во имя мира”, а уже 16 марта подписал рамочный документ PfP.
С 1997 г. РМ устанавливает контакты с НАТО на постоянной основе: чрезвычайный и полномочный посол Молдовы в Бельгии становится представителем РМ в НАТО. Тогда же Молдова вступает в ряд дочерних подразделений Североатлантического альянса.
В те годы взаимоотношения Молдовы с НАТО ограничивались, в основном, научно-экологическим сотрудничеством.
С 1994 г. наша республика начинает участвовать в научных мероприятиях, организованных при поддержке НАТО. В 1999 г. сотрудничество Академии наук Молдовы и НАТО позволило создать информационную сеть АНМ. Тогда же при поддержке Североатлантического альянса была создана Ассоциация научно-образовательной сети RENAM, которая на деньги Евросоюза и НАТО начала работу по подключению к Интернету вузов, школ, библиотек, музеев, медицинских учреждений.
Молдова подписывает с НАТО меморандум о взаимопонимании по вопросу о безопасном уничтожении окислителя жидкого ракетного топлива – меланжа, и о ликвидации противопехотных мин и снарядов. Для создания специальной химической лаборатории, проводившей исследования в этом направлении, молдавская сторона получила $3 млн. А в 2003-2004 гг. при финансовом содействии НАТО в РМ был развернут проект по уничтожению непригодных пестицидов “Химические вещества в Молдове”.
“Гуманитарный” этап взаимоотношений Молдовы и НАТО закончился где-то в 2003-2004 гг. После того, как молдавская сторона сорвала подписание меморандума Козака, отношения между Кишиневом и Москвой резко охладели. А вот сотрудничество с НАТО и ЕС (в 2002 г. руководство страны объявило курс на евроинтеграцию) заметно активизировалось.
“Военно-полевой” роман
На старте военно-политического периода сотрудничества с Североатлантическим альянсом официальный Кишинёв рассматривал НАТО, скорее, как очередного донора.
Роль своеобразного катализатора при переходе от гуманитарного этапа к военному, сыграл саммит стран Совета Североатлантического сотрудничества, состоявшийся в июне 2004 г. в Стамбуле, на котором было принято решение о том, что НАТО в первоочередном порядке будет оказывать помощь тем странам, которые внедрят у себя так называемые Планы действий – индивидуальные, по борьбе с терроризмом или по созданию оборонительных организаций. Молдова выбрала индивидуальный План действий (IPAP), который и был утвержден правительством 24 мая 2006 г.
По сути, это был механизм по интегрированию страны в Североатлантический альянс: документ предусматривал реформирование всей системы безопасности и обороны Молдовы на принципах НАТО, а к 2010 г. — перевод Национальной армии на НАТО-вские стандарты.
Однако при разработке и утверждении IPAP Североатлантический альянс стремился контролировать и направлять не только военную сферу. В декабре 2006 г. правительство утвердило Национальную программу внедрения Индивидуального плана действий Молдова-НАТО на 2006-2009 гг. Стоимость её мероприятий была оценена в 1,2 млрд. леев.
Вот только некоторые мероприятия из этого документа: неукоснительное выполнение положений предварительного плана по борьбе с коррупцией для полного доступа к фондам американской программы “Вызовы тысячелетия”, присоединение к санкциям Евросоюза и реализация внутри страны мер по внедрению этих санкций, разработка и принятие стратегии национальной безопасности, участие во встречах глав генеральных штабов ГУАМ (в аналогичных мероприятиях СНГ Кишинев отказался участвовать, ссылаясь на нейтральный статус страны), проведение экономических форумов, подписание с Украиной проекта договора по режиму государственной границы. И всё это под зонтиком НАТО!
После того, как в 2009 г. к власти пришла прозападная коалиция, необходимость “в формальных ограничениях для расширения сотрудничества с НАТО”, как говорили эксперты, отпала, и началось стремительное сближение Молдовы с Североатлантическим альянсом.
В 2010 г. Молдова передаёт Румынии – члену НАТО — базу данных своего населения. Тогда же, в 2010-м, правительство актуализирует Индивидуальный план партнёрских действий: официальный Кишинев взял на себя обязательство разработать при помощи экспертов НАТО новую Стратегию национальной безопасности, Национальную военную стратегию и провести стратегический анализ обороноспособности.
В 2011 г. молдавская армия перешла на строевой шаг по стандартам НАТО. В апреле 2013-го парламент ратифицировал двустороннее соглашение между Молдовой и Евросоюзом об участии в операциях ЕС по управлению кризисами. Таким образом, Республика Молдова официально согласилась участвовать не только в миротворческих, но и в военных международных миссиях. Результатом этого решения стало направление военного контингента РМ в Косово для участия в операции под эгидой НАТО, что противоречило как нейтральному статусу молдавского государства, так и международным соглашениям о невмешательстве в дела других государств: независимость Косово РМ так и не признала.
В 2014 г., на саммите НАТО в Уэльсе, Молдова присоединилась к так называемой Платформе совместимости операционных партнеров НАТО, главной целью которой было объявлено “эффективное взаимодействие между солдатами разных стран, участвующих в операциях”. А для того чтобы обеспечить это самое “эффективное взаимодействие”, нужно, чтобы военнослужащие разных стран были одинаково обучены и экипированы. То есть полностью соответствовали стандартам НАТО.
В 2015 г. министры обороны стран-членов НАТО утвердили пакет мер под названием “Консолидация обороноспособности для Молдовы”. А согласно Индивидуальному плану сотрудничества РМ-НАТО на 2014-2016 гг., “в силовых органах власти Молдовы, включая спецслужбы, Министерство обороны и Высший совет безопасности, отныне появятся постоянные советники от ЕС”. Официальный Кишинев также обязался развивать современные наземные силы противовоздушной обороны, организовать систему воздушного наблюдения и начать переговоры об обмене секретной информацией с ЕС.
Сеть НАТО в Молдове
В экспертном сообществе выделяют политические, аналитические подразделения НАТО в Молдова, а также структуры гражданского общества (НПО), прямо или косвенно финансируемые Североатлантическим альянсом.
Политические структуры – это, прежде всего, Центры информирования и документирования НАТО. Первый из них открылся в октябре 2007 г. при Молдавском госуниверситете. Его директором одно время был член рабочей группы по разработке Индивидуального плана действий РМ-НАТО, будущий министр обороны, политолог Виорел Чиботару. В задачу данного центра в первую очередь входила пропагандистская деятельность — информирование населения о деятельности НАТО, продвижение имиджа Североатлантического альянса среди жителей Молдовы и т.д.
Сегодня подобных структур в Молдове четыре. Второй Центр информирования и документирования открылся при бельцком университете им. Алеку Руссо весной 2010 г. Осенью 2010 г. аналогичный центр заработал при военной Академии им. Александру-чел-Бун. А в сентябре 2014 г. Пункт информирования НАТО был торжественно открыт в Международном независимом университете Молдовы (ULIM).
В 2008 г. Пункт информирования программы НАТО “Наука ради мира и безопасности” был создан при Академии наук РМ. Он знакомил молдавских учёных с различными грантами под совместные проекты с участием учёных стран-членов НАТО и партнёрских стран. С 1997 по 2010 гг. в рамках данной программы в Молдове было осуществлено 18 проектов.
В 2011 г. Посольство Болгарии, выполнявшее тогда функции контактного пункта блока, совместно с Центром информирования и документирования НАТО открыло в Кишиневе “Клуб друзей НАТО”. Пропагандистской и просветительской работой, а также сбором и анализом информации в РМ занимается и целая сеть неправительственных организаций, прямо или косвенно финансируемых НАТО или странами-членами альянса, включая Румынию.
Однако многолетняя пропагандистская кампания в Молдове оказалась провальной. Согласно данным социологического исследования Международного республиканского института (IRI) США за апрель 2016 г., только 16% граждан РМ готовы проголосовать на всенародном референдуме за вступление республики в Североатлантический альянс, 40% проголосовали бы против, 24% не приняли бы участия в голосовании, а 20% не определились с выбором.
Майский “Барометр общественного мнения” показал, что за вступление Молдовы в НАТО проголосовали бы 15,3% респондентов (19% — в ноябре 2015 г.), против – 60,8% (47%), а 58,3% опрошенных высказались за сохранение нейтралитета страны.
Впрочем, провал пропагандистских усилий НАТО-маркетологов в Молдове компенсируется практически полной подконтрольностью властей, для которых, как показала практика, не существует никаких правовых ограничений, включая Конституцию. А также наличием лояльного генералитета: только в 1994-2011 гг. обучение и переподготовку в США прошли более 300 молдавских офицеров.
Показательно, что с 2009 г. пост министра обороны в нашей стране занимали исключительно “атлантисты”. А в 2011 г. в состав военной коллегии оборонного ведомства РМ вместо представителя гражданского общества был включен исполнительный директор Центра информирования и документирования НАТО в Молдове (!). Что называется, приплыли.
Офис связи НАТО: контактная структура или разведцентр?
Настойчивость официального Кишинёва в открытии постоянного представительства НАТО в Молдове (а посол РМ в НАТО Михай Грибинча ещё в 2014 г. заявил, что с такой просьбой в Альянс обратилась именно молдавская сторона), актуализирует вопрос десятилетней давности, возникший, когда принимался Индивидуальный план действий РМ-НАТО.
В единую Европу мы хотим вступить, вот в своё время и разработали Индивидуальный план действий Республика Молдова-Евросоюз: как за несколько лет приблизиться к европейским стандартам, чтобы когда-нибудь стать членом ЕС. А для углубления сотрудничества и содействия выполнению Индивидуального плана в Кишиневе было открыто представительство делегации Евросоюза в Молдове.
В НАТО, как постоянно уверяют нас власти, Молдова вступать не собирается. Тем не менее, официальный Кишинев действует по той же схеме: разрабатывает и внедряет Индивидуальный план действий РМ-НАТО, и настаивает на открытии постоянного представительства НАТО в Кишиневе.
Сейчас в правительстве и парламенте нас пытаются убедить, что Офис связи Альянса – это всего лишь контактная структура, цель которой – установление прямой связи между властями Молдовы и НАТО. И что с помощью данного представительства Североатлантический альянс из первоисточников будет узнавать о событиях в Молдове и сможет идентифицировать потребности реформирования секторов обороны и безопасности РМ.
Председатель Социал-демократической партии Виктор Шелин настаивает на том, что Офис связи НАТО на самом деле будет разведцентром блока, который станет заниматься сбором информации о военной составляющей региона в целом. Об этом лидер СДПМ заявил еще в 2014 г., когда впервые появилась информация о возможном открытии в Кишиневе Офиса связи Североатлантического альянса.
Политолог Богдан Цырдя в интервью noi.md отметил, что появление в Молдове постоянного представительства НАТО будет означать переход на более высокий уровень интеграции РМ в Североатлантический альянс.
“В этом офисе будут работать люди с командными функциями. Фактически это будут “смотрящие” от НАТО, которые по статусу будут иметь право вмешиваться во внутренние дела РМ – они будут решать, как и кому давать гранты, где проводить учения, мониторить проведение различных программ. То есть, по сути, они будут обладать статусом контроля и мониторинга над Министерством обороны Республики Молдова, и не только”, — считает эксперт.
Помимо этого, уверен политолог, открытие в Кишинёве Офиса связи НАТО будет иметь и геополитический эффект: Альянс с помощью этой структуры как бы демонстративно столбит за собой территорию Молдовы, показывая своему главному противнику – Российской Федерации – что это зона его влияния.
“Недавний визит в Молдову Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве РФ силовой блок, состоялся практически сразу же после того, как комиссия по внешней политике Парламента РМ дала «добро» на открытие в Кишиневе Офиса связи НАТО. В России это было воспринято, как агрессивный жест, — отметил для noi.md Богдан Цырдя. — Думаю, что на переговорах в Кишиневе г-н Рогозин обсудил и этот вопрос, представив молдавской стороне, кроме официального, ещё и неофициальный пакет. Не надо забывать, что у Москвы имеются различные рычаги давления. А чтобы Кишинев не расслаблялся, не так давно оперативная группа российских войск, расквартированная в Приднестровском регионе, провела учения, в ходе которых было отработано форсирование Днестра и блокирование условного противника на его противоположном берегу. Думаю, что это был явный намёк”.
Молдавские официальные лица сейчас, естественно, активно подчёркивают, что открытие постоянного представительства НАТО в Молдове не повлияет на нейтральный статус страны и нисколько не противоречит ст.11 Конституции.
Эти слова чиновники различного ранга заученно повторяют на протяжении всего периода сотрудничества с НАТО. А в это время бронетехника Альянса утюжит молдавские поля, свободно пересекая государственную границу РМ без санкции парламента; инструкторы НАТО обучают молдавских военных, подгоняя их под стандарты Альянса; а военный контингент Молдовы участвует в военных операциях под эгидой НАТО, что прямо противоречит положениям Конституции.
По словам международных экспертов, Североатлантический альянс давно уже изменил формат своей экспансии на восток, и Украине, Молдове или Грузии уже не нужно вступать в НАТО — слишком это хлопотное и затратное дело. В том числе и для самого Альянса, потому что страны-кандидаты на вступление должны отвечать целому ряду критериев, и не только в военной, но и в политической, экономической и правовой сферах. К тому же страны-члены НАТО должны тратить на военные расходы не менее 2% своего ВВП, что Киев, Кишинев или Тбилиси позволить себе не могут.
Поэтому, отмечают эксперты, для НАТО на данном этапе достаточно просто унифицировать стандарты армий этих трёх стран и разместить на их территории структуры блока.
“Для НАТО здесь важна, прежде всего, логистика: чтобы была готова инфраструктура, специалисты НАТО знали местную картографию, чтобы функционировали аэродромы, приспособленные под авиацию Альянса. А всё это в Молдове уже есть”, — считает политолог Богдан Цырдя.
Так, в 2012 г. на развитие инфраструктуры молдавской армии было выделено $1,6 млн. На эти средства был модернизирован военный полигон в Бульбоаке. Несколько лет назад совместно с Норвегией в РМ был реализован проект “Moldova Orthophoto 2006-2009” стоимостью в 1,1 млн евро, в ходе которого была сделана детальная аэрофотосъемка территории страны и создана ортофотокарта и цифровая модель рельефа.
Под потребности НАТО приспособлены военный аэродром в Маркулештах, а также аэродром в Кагуле. В марте этого года на маркулештском аэродроме приземлились два грузовых самолета. Их, а потом и колонну военных грузовиков, двигавшихся в неизвестном направлении, засняли интернет-пользователи, выложившие видео в социальных сетях. Выступая потом в парламенте, министр обороны Анатолий Шалару под давлением депутатов признал, что эти два самолета принадлежат США, и в Молдову, по словам министра, они доставили груз, необходимый для совместных молдавско-американских учений.
Кроме того, утверждается, что под Бричанами якобы действует военная база США по подготовке отрядов специального назначения. Но официально эта информация не подтверждена.
Так что можно сказать, что экспансия Североатлантического альянса в Молдове практически состоялась — осталось открыть Офис связи в качестве координационного центра. И всё это происходило под неизменную мантру властей, что нейтральному статусу Республики Молдова ничего не угрожает.