Игорь Ганя о том, как пчеловодство меняет человека — 20 мая Всемирный день пчел
Gagauznews, 20 мая, Ната Чеботарь. 20 мая ООН объявила Всемирным днем пчел.
В 2020 году основатель группы компаний «Ganea Group» Игорь Ганя открыл в селе Копчак Чадыр-Лунгского района промышленную пасеку на 1 100 пчелиных семей. Согласно плану развития предприятия, в течение ближайших пяти лет предполагается расширить пчелиное хозяйство в Молдове до 16 000 ульев.
Промышленная пасека в Копчаке представляет собой полный цикл производства: здесь сами производят улья, сами разводят пчел, сами создают инвентарь пасечника и даже разрабатывают современные цифровые устройства для анализа состояния пчелосемей. Также предприятие располагает собственной логистикой, базой по откачке меда и в будущем планирует организовать упаковку меда непосредственно в Гагаузии.
Накануне Всемирного дня пчел, который отмечается 20 мая, мы поговорили с Игорем Ганя о непростом труде пасечника, о бизнесе в период пандемии, перспективах развития предприятия и о том, как пчеловодство меняет человека.
Ната Чеботарь: Игорь, начну, пожалуй, с вопроса, который может показаться странным в нынешних обстоятельствах: насколько сильно сказались пандемические ограничения на Вашем бизнесе в целом? Или у Вас был запасной план на такой случай?
Игорь Ганя: Насколько? Колоссально! Изначально я проклинал все эти локдауны, запреты, сложности… Но потом смирился, а еще через какое-то время даже стал им благодарен. Ведь без того, что произошло за прошлый год, мы бы даже за десять лет не получили такой букет форс-мажоров, с которыми намного проще справляться на ранних стадиях, чем когда предприятие уже стало огромной неповоротливой махиной.
Что до запасного плана – на такой случай план мог быть разве что у того, кто сам спланировал этот самый случай, так что нам, как и всем, просто приходилось принимать решения и действовать по ходу пьесы, как говорится.
Признаться, дела у нас на сегодняшний день, как и у всех в Молдове, – не очень. Сейчас не до бурного пиара, поскольку по факту перед отраслью реально стоит задача – выжить. Прошлый год был очень сложным не только из-за локдаунов, но и по причине жестких погодных условий. Пасеки вошли в зиму ослабленными, а длительные холода этого года только прибавили проблем. По сути, мы все еще не можем утверждать, что прошли точку невозврата. Средние потери пчеловодческого сектора в Молдове составили порядка 50-100%, хотя есть и пасеки, которые смогли оправиться после всего пережитого и вернуться в строй.
Ната Чеботарь: Как сегодня обстоят дела на ваших пасеках в Украине, Киргизии, а также на заводе по переработке меда в Андорре?
Игорь Ганя: Украина у нас всегда впереди планеты всей, так как там у нас самая крупная промышленная пасека, огромные площади своих земель (2500 гектаров) и сильнейшая технологическая база, которая на сегодня обеспечивает все пасеки ульями, рамками, оборудованием пасечников и новыми, революционными решениями.
Киргизия – это отдельная тема, это особый вид пчеловодства, как по мне, самый романтический, ведь наш основной взяток – высокогорный мед, и вы даже не представляете, что это за удовольствие – находиться на пасеке на высоте 2000 метров!
По Андорре – это был тяжелый сезон ковидных ограничений, когда мы потеряли 90% туристического потока в Европе, на которую мы были нацелены в плане первоначального рынка сбыта.
Да и с экспортом на дальние расстояния вопрос довольно долго стоял на паузе, так как абсолютно никакие компании не принимали новые позиции и не соглашались на личные встречи и переговоры. Но, слава Богу, сейчас уже виден свет в конце тоннеля, и мы верим в отличный 2021 год!
Кстати, в прошлом году, как ни странно, в Молдове мы получили достаточное количество меда не только для осуществления благотворительной деятельности, но и для поддержки пчелосемей на раннем весеннем сезоне. На сегодняшний день мы все еще имеем большие запасы меда, которые планируем экспортировать в Андорру для переработки на нашем собственном предприятии.
Ната Чеботарь: Неискушенный человек мало знает о профессии пчеловода. Чем занимается пчеловод, к примеру, в холодное время года, с осени до весны?
Игорь Ганя: Пчеловод занят всегда, особенно когда речь идет о промышленной пасеке. Если представить, что основной сезон работ длится с марта по октябрь, то прибавьте еще по одному месяцу до и после (один на подготовку к сезону и один – на выход из него), а далее – пересортировка рамок, подготовка ульев, подкормки и так далее-далее.
Вот и получается, что у пасечников практически нет времени, чтобы бездельничать.
Да и нам так проще, ведь наши работники заняты 12 месяцев в году, и они всегда уверены в стабильности заработка.
Ната Чеботарь: У пчеловодов-любителей есть понятия «злобливая пчела», «ленивая пчела» — ваши пчелы какие?
Игорь Ганя: У нас пчела целеустремленная, как и весь коллектив.
На самом деле, мы стараемся отходить от этих примет и суеверий. Нет ленивой пчелы – есть слабый взяток, слабая матка, плохая сушь. Все имеет научное обоснование, и именно так мы строим нашу пасеку, иначе это был бы балаган, где каждый пропагандировал бы свои идеи и теории, и это нас уничтожило бы.
Ната Чеботарь: Какими инструментами и ресурсами Вы пользуетесь для повышения производительности труда своего и своих работников?
Игорь Ганя: Мотивирующий пендель считается? (смеется). На самом деле, изначально мы сразу решили, что если мы беремся за создание промышленной пасеки, причем пока что единственной в своем роде в мире, то мы должны создать единую отлаженную систему. Здесь я не могу много рассказать, ибо каждое слово, что я выдам, стоило нам тысячи долларов. Но что могу сказать наверняка: мы сегодня и мы два года назад – это два абсолютно разных предприятия, и при этом, я думаю, мы еще не прошли даже 20% пути развития.
Ната Чеботарь: Напоследок вопрос: как пчеловодство меняет человека, ведь эта профессия с самого начала не была Вашей основной специальностью?
Игорь Ганя: Изначально ты просто переоцениваешь абсолютно все. Ты понимаешь, что новое деревце – это вклад в развитие на десятки лет вперед.
Видишь цветок – и расстраиваешься, что на нем не сидит пчела, ведь там пропадает бесценный нектар.
Ты начинаешь на многое смотреть по-другому. И хочется доносить это до каждого, делиться этим осознанием.
В этом году мы очень постараемся реализовать в Гагаузии один пилотный проект, чтобы проанализировать качество вовлечения в нашу деятельность людей со стороны, и, если результат будет впечатляющим, то мы сделаем такого рода проекты стратегическими для нашего бизнеса!