Долгожители Гагаузии: в октябре Елене Дулевой из Чадыр-Лунги исполняется 99 лет
GagauzNews, 2 октября, Ирина Пинегина. Не напрасно говорят: сколько людей, столько и судеб. Но есть такие жизненные истории, которые не могут оставить равнодушным, они трогают до глубины души, они заставляют нас смотреть на жизнь другими глазами и ценить то, что имеем.
Как говорится: век живи, век учись.
Живут в нашем городе две скромные женщины – Елена и Александра Дулевы, свекровь и невестка, живут вместе вот уже 44 года. А Елене Михайловне 21 октября нынешнего года исполнится 99 лет.
За этими весьма внушительными цифрами стоит долгая и трудная жизнь, сплетение судеб, целое поколение детей, внуков и правнуков.
Будучи еще совсем молодой, Елена вышла замуж в селе Димитровка (Украина). С мужем у них родилось двое детей. Тогда казалось, что судьба дала все, что надо для женского счастья. Но страшные годы голода в один миг отняли у Елены все, что у нее было: она похоронила мужа, детей, свекровь и свекра. О том, что чувствовала женщина в то время, можно только догадываться.
Перенесенное горе еще долгие годы преследовало ее, не давало покоя. И только через семь лет она решила начать жить заново и построить новую семью.
Елена Михайловна вышла замуж за мужчину из Чадыр-Лунги — Николая Трифоновича Дулева. Устроилась в местный колхоз, работала в садах, муж трудился в строительной организации КСО. В браке у них родились сын и дочь. Жили, как и многие — когда хорошо, когда плохо. Вместе прожили 49 лет, пока Николай Трифонович не скончался.
Дети выросли, создали свои семьи. Сын, как водится в гагаузских семьях, привел невесту Александру в родительский дом. В молодой семье появилось трое детей. И так получилось, что невестка стала еще одной дочерью, на плечи которой впоследствии легли все хлопоты и забота о по- жилой женщине.
«Елена Михайловна – женщина с характером. Первое время мне было очень сложно. Но потом как-то привыкла, мы нашли общий язык. Она очень помогла с воспитанием детей. Мы с мужем работали, а она сидела с внуками», — говорит Александра Дулева.
Через несколько лет муж Александры Васильевны уехал за границу на заработки, через какое-то время связь с ним оборвалась. Три года женщины мучились догадками, что же с ним могло произойти? Мама много плакала, предполагая, что с сыном случилось что-то нехорошее или, того хуже, его уже нет в живых. И только через несколько лет узнали, что у пропавшего уже другая семья, и возвращаться домой он не собирается.
Для обеих женщин, так долго ждавших от него известий, эта новость стала настоящим ударом. Эту беду родители и невестка переживали вместе. Вместе растили детей и поднимали их на ноги.
Девятнадцать лет назад не стало свекра. По словам невестки, Николай Трифонович умер мгновенно, когда кормил домашнее хозяйство. «Второго июня исполнится сорок четыре года с тех пор, как я вошла в этот дом. Большая часть моей жизни прошла именно здесь. Дети выросли, построили свои семьи. А мы со свекровью остались вдвоем», — рассказывает невестка.
Теперь у Елены Дулевой уже 7 правнуков, самому младшему всего 5 месяцев.
Внуки и правнуки часто приезжают в гости. Многие собираются здесь в пасхальные дни, а кто-то приезжает на лето. Ну, а основное время женщины проводят вместе. Невестка часто выводит свекровь на улицу по сидеть на лавочке, пообщаться с соседками.
Елена Михайловна очень общительная, она до сих пор, как говорится, в трезвом уме и твердой памяти, все помнит и часто рассказывает о событиях прошлых лет. Особенно часто вспоминает годы голода. Но ее истории не только о грустном, она может и пошутить, заставляя своих собеседниц заливаться смехом.
Однако жизнь женщин полна трудностей. Девяносто восьми- летняя женщина нуждается в постоянном уходе и присмотре. От того, что она передвигается только ползком, сильно страдают колени, из-за чего одно опухло. Поэтому всеми домашними делами и уходом за свекровью занимается невестка, несмотря на то, что уже и сама не молода и тоже имеет проблемы со здоровьем. Она готовит, убирает, до сих пор стирает руками, ухаживает за свекровью, как за ребенком. Она безропотно несет выпавшее на ее женскую долю бремя. Несет свою ежедневную службу, как добросовестный солдат.
Вот так, порой, распоряжается судьба: родные люди могут стать чужими, а чужие – родными.