Аналитика

Большое интервью генпрокурора Александра Стояногло: Разбор от GagauzNews

GagauzNews, 20 сентября. На этой неделе генеральный прокурор РМ Александр Стояногло подробно разъяснил нашим коллегам из издания NewsMaker свою позицию относительно решения суда по делу о незаконной высылке турецких учителей.

Напомним, что среди семерых высланных граждан Турции был директор лицея Orizont в Чадыр-Лунге Феридун Туфекчи, который у себя на родине получил 7,5 лет тюрьмы по этому делу.

Интервью генпрокурора для NewsMaker показалось нам настолько интересным и важным для понимания того, что происходит сегодня в стране, что мы попытались выделить главное из того, что сказал Александр Стояногло.

Александр Стояногло об оговорке в передаче с Натальей Морарь

«Вначале я сказал, что Ботнарь получил наказание, не связанное с лишением свободы. Потом [ведущая] Наталья [Морарь] спросила меня: «То есть условный срок?». Я почему-то, даже не придавая этому значения, сказал «да»… Хотя, если бы даже господину Ботнарю дали условный срок, появились бы сотни голосов, которые говорили бы, что это несправедливо»

Напомним, что суд признал бывшего главу СИБ Василия Ботнаря виновным в злоупотреблении властью и оштрафовал его на 88 тыс. леев, оставив без внимания позицию прокуратуры, которая требовала «три года лишения свободы и запрет занимать определенные должности»

О том, что такое гостайна в Молдове

Рассказывая о том, как проходило это дело, Александр Стояногло упоминает такой момент, что «даже когда парламентская комиссия проводила слушания по этому вопросу, туда приходили агенты в масках. Они не называли свои имена, а просто давали показания, не снимая масок»

Также было засекречено само решение суда по этому вопросу, о котором сам генпрокурор узнал лишь некоторое время спустя.

NewsMaker: Вы видели документ с текстом приговора?

Генпрокурор Александр Стояногло: Я его не видел. Он засекречен, я его и не мог видеть. Я узнал о том, что есть приговор, через несколько дней после вынесения.

Александр Стояногло о своем личном отношении к делу турецких учителей

Как рассказал генпрокурор, вспоминая о тех событиях двухлетней давности, «для меня по-человечески и для моей семьи эти события были трагедией. Мои дети учились в молдавско-турецком лицее [Orizont]. Я знаю многих людей, которых экстрадировали. Более того, я с ними дружил. Я был на протестах как человек, который осуждал действие властей»

«Мы поступили в отношении этих людей [высланных учителей] абсолютно бесчеловечно. Но есть интерпретация чисто человеческая, и есть правовая. Они отличаются. Мы как прокуроры должны дать правовую оценку» — говорит Александр Стояногло.

Об имидже прокуратуры в Молдове

По мнению журналиста NM Надежды Копту, решение по делу Ботнаря больно ударило по имиджу прокуратуры и по Александру Стояногло лично.

Интересный материал:  Букарский - об убийстве Лиры: никто не уйдет от Суда Божьего

«Вы, наверняка, видели множество комментариев: люди, которые верили, что в прокуратуре что-то может измениться, были разочарованы. Думаете, после этого люди могут доверять молдавской юстиции и верить, что в Молдове может быть что-то по закону?» — справедливо спрашивает Надежда Копту.

Александр Стояногло считает, что в прокуратуре изменилось очень многое. Этого не видят только те, кто не хотят видеть. Те, кто сталкивается с деятельностью прокуратуры: адвокаты, судьи — они это видят и чувствуют.

«То, что сейчас происходит, связано только с политическими интригами и политической истерией, которая происходит в стране. К сожалению, политики, не могут принять того, что прокуратура не может быть сферой чьего-то влияния» — говорит генпрокурор.

Александр Стояногло о свежем «деле Glorinal»

Говоря о качественных изменениях в прокуратуре, Александр Стояногло упомянул арест 7 сентября 2020 года восьми сотрудников строительной компании Glorinal.

«Почему-то все очень быстро забывают, что было даже год назад, когда пачками арестовывали бизнесменов. Мы этого не делаем. Даже случай с Glorinal. Это не случай [рейдерской] атаки, как это пытаются представить»

«И даже в этом случае я против арестов… Хотя, это не так просто, как пытаются представить. Мы стараемся делать все по закону» — сказал в заключении Александр Стояногло.

 

См. также

См. по теме:Аналитика

0 %