В Гагаузии отмечают один из главных национальных праздников Хедерлез
Сегодня в Гагаузии отмечают один из главных национальных праздников Хедерлез.
Огромный народный пласт мудрости в творчестве, и радость его познания, объединили всех присутствующих независимо от национальности, вероисповедания и политических убеждений, в одно целое, которому нет другого определения, как только — гагаузский народ.
Как и всякая народность, имеющая свои традиции, гагаузский народ имеет национальный праздник — весенний праздник «Хедерлез», который отмечается каждый год в один и тот же день – 6 мая. После этого праздника пастухи выгоняют скот на пастбище. Этот праздник отмечается гагаузским народом как праздник связанный с пастухами, из-за кочевого образа жизни гагаузов, которые могли заниматься лишь разведением скота и только после того, как приняли оседлый образ жизни, занялись сельским хозяйством.
Некоторые историки в описании о крымских татарах упоминают слово Кедврлез – Хедрлез, как турецкое имя дня святого Георгия. Вот здесь возникает вопрос, а не один ли это праздник? Гагаузы народ православный и отмечают праздник Хедерлез, название которого могло трансформироваться из турецкого Кедврлез, обозначающего Георгий, праздник, который так же отмечается 6 мая.
К тому же Святой Георгий является покровителем земледелия и скотоводства.
Однако если обратиться к истории жизни Георгия из Каппадокии, во времена Диоклетиана, то мы не найдём там, даже намёка на то, чтобы Георгий, который был впоследствии причислен к лику Святых, занимался сельским хозяйством, а тем более скотоводством. Это был воин принявший христианство и пострадавший за него. По древнему сказанию Георгий убил змея дракона (символ язычества) и избавил царевну(Церковь), которая была выдана на съедение змию. Кроме того, от фактов никуда не денешься: — праздник Хедерлез отмечался гагаузами на много раньше, чем они приняли христианство, это и есть один из языческих праздников, но который или влился в христианство, или остался по традиции чисто национальным праздником. В связи с этим, на праздник Хедерлез съехались гости, которые привезли в подарок гагаузскому народу свои народные традиции, в танце и песне.
Народные танцы, музыка и песни пронесутся по Гагаузии, огромный народный пласт мудрости в творчестве, и радость его познания, объединили всех присутствующих независимо от национальности, вероисповедания и политических убеждений, в одно целое, которому нет другого определения, как только — гагаузский народ.
По традиции, в Чадыр-Лунге пройдут скачки, на которые съедутся наездники со всей страны.
Победители скачек получат денежные премии и ковры. В этот день организуют и выставку народных ремесел. Посетители ярмарки смогут отведать традиционные блюда.
Праздничную атмосферу создадут выступления многочисленных фольклорных ансамблей. Хедерлез символизирует начало сельскохозяйственного сезона.
Хедерлез.
Споро движутся девичьи пальчики,
С песней звонкой вплетая в венок,
Словно звёзды в ночи одуванчики,
Как рассвет свежим утром вьюнок.
В нём ромашка, как солнышко ясное,
Василёк смотрит синью небес.
Нет цветочков вплетённых напрасно
В праздник жизненных сил «Хедерлез».
Этот праздник — надежда на лучшее.
Май ненастье теплом поразил,
Как Георгий Святой или мученик
Копьём знаний дракона сразил.
А дракон тот был символ язычества.
Поражающий страхом народ.
Гений тьмы сражён светом Величества,
И покрылся зарёй небосвод.
Утром ясным в росе отражается
Мир, который дал людям Творец,
Плодородная степь наполняется
Оглушительным криком овец.
Песнь любви, соловьиную слушая,
Вдруг увидел сквозь ночи капрон,
Что от нашего с вами бездушия
Разрывает вновь землю дракон.
Так пускай средь скорбящего стона
В этот праздничный день «Хедерлез»
Истребит в себе каждый дракона,
Что невидимо в душу залез.
Валерий Кириогло.
По открытым материалам СМИ