РАССЛЕДОВАНИЕ: «о реэкспорте польских яблок через компанию советника башкана»
Ущерб местным производителям
Схема, в которую вовлечены две компании с правобережья Днестра и многие фирмы из Левобережья (прим. ред. — некоторые из них фиктивные) побудила Российскую Федерацию изменить правила импорта фруктов из Молдовы. Были увеличены пошлины для молдавских экспортеров. Также использование молдавского пространства для экспорта польских яблок и груш нанесло ущерб молдавским производителям, вынужденным снизить цены на товар, чтобы конкурировать с теми, которые идут по «фальшивым» документам.
Ущерб, говорят сельхозпроизводители, оценивается в 80 миллионов леев. Во время подделки молдавских фитосанитарных сертификатов офицеры Национального центра по борьбе с коррупцией задержали главу управления при Национальном агентстве по безопасности пищевых продуктов (ANSA) по обвинению в том, что он наладил эту схему. Сейчас он находится в изоляторе НЦБК, однако, выдача молдавских фитосанитарных сертификатов для польских яблок и груш не прекратилась.
«Продуктивный» визит
Компания «Огуз-агропром» — одна из молдавских компаний, для которой отменили эмбарго, введенное российскими властями в 2014 году. 30 мая 2015 года, через 1,5 месяца после того как Ирина Влах была избрана башканом Гагаузии, делегация экспертов Россельхознадзора осуществила визит в автономию для возобновления экспорта фруктов из региона.
На этой встрече среди других чиновников был и советник башкана по экономическим вопросам Сергей Михальчук, жена которого Наталья за полтора месяца до этого, 13 апреля, зарегистрировала новую компанию, специализирующуюся на выращивании и перевозке фруктов «Огуз-агропром». Компания без опыта работы и собственной продукции была сразу включена в список фирм с правом экспортировать фрукты на российский рынок наравне с другими компаниями региона.
По официальным данным, «Огуз-агропром» не обладает фруктовыми садами. Основным критерием, послужившим для отмены эмбарго, послужило наличие склада.
Конвейерная выдача сертификатов
На протяжении прошлого года компания Михальчука получила более сотни фитосанитарных сертификатов, на основе которых экспортировала фрукты в Россию через Белоруссию. Объем экспорта значительно возрос в последние дни 2015 года и в январе 2016 года.
Согласно регистрам ANSA в Дрокии, только с 4 по 20 января компания получила 67 фитосанитарных сертификатов на экспорт более 1 300 тонн яблок в Беларусь.
«Компания обратилась к нам за фитосанитарными сертификатами на экспорт только в январе и феврале. До этого мы не имели с ними дела и потом тоже. Они пришли и сказали, что у них есть урожай в Дрокии. Мы поехали и проверили склад, взяли пробы, проверили загруженные машины и все», — утверждает глава отдела здоровья растений при ANSA из Дрокии Евгений Григораш.
Данные из Таможенной службы демонстрируют, что эта компания не экспортировала ни одного грузовика с яблоками в этот период. Более того, с начала года и до сих пор «Огуз-агропром» не получила ни одного сертификата СТ-1, необходимого для экспорта любого товара в СНГ.
«Почему я должен был им отказать?»
Инспектор, который подписал все фитосанитарные сертификаты, выданные компании в январе 2016 года, Леонид Донос заявил, что ничего подозрительного в деятельности фирмы он не увидел.
«Я видел яблоки в складах. Они предоставили все необходимые документы. Почему я должен был им отказать в выдаче фитосанитарных сертификатов?», — задал вопрос инспектор, которого не насторожило то, что часть товара должна быть перевезена на грузовиках с польскими номерами.
Начальник Леонида Доноса утверждает, что не знал ничего о том, что яблоки «Огуз-агропром» не прошли через молдавскую границу. «У нас нет информации с таможни. Может, они передумали», — пытается найти объяснение чиновник. Когда он узнал, что все-таки яблоки с сертификатами ANSA попали в Беларусь, то Евгений Григораш пожал плечами.
22 января Россельхознадзор опубликовал на своей официальной странице пресс-релиз, в котором сообщается о партии груш, импортированных «Огуз-агропромом» в отношении которых есть подозрения, что они не являются молдавскими.
Грандиозный проект с тем же именем
Источники из министерства сельского хозяйства и ANSA утверждают, что отмена эмбарго для «Огуз-агропром» и других компаний из Гагаузии произошла при участии бизнесмена из России, уроженца Гагаузии Юрия Якубова, который является советником башкана Ирины Влах по внешнеэкономическим вопросам.
В ноябре 2015 года в рамках инвестиционного форума, организованного властями Гагаузии, Якубов представил проект по строительству логистического центра в московской периферии для всех производителей фруктов, овощей и мяса из Гагузии и других регионов Молдовы, которые захотят экспортировать продукцию в Россию. «В центре будут находиться сортировочный цех, холодильники, павильоны для продажи и выставок. Он будет оборудован всем, что нужно сельхозпроизводителям для облегченного доступа на российский рынок», — сообщил о проекте своего коллеги Сергей Михальчук.
Случайно или нет, но будущий логистический центр, на который Якубов по предварительным расчетам планирует потратить более 22 миллионов долларов своих или кредиторских средств, будет назваться «Огуз-маркет». В начале этого года башкан сообщила, что работы по строительству центра начались. Журналисты anticoruptie.md написали сообщение Якубову в Facebook с просьбой прокомментировать обвинения, но пока не получили ответа.
«Я устал от этой истории»
Михальчук подтвердил в интервью журналистам, что компания «Огуз-агропром» принадлежит его семье, но утверждает, что она не была вовлечена в схему реэкспорта польских фруктов с молдавскими этикетками. «Мы не экспортировали фруктов с 17 декабря 2015 года. С тех пор не запрашивали ни одного фитосанитарного сертификата. Я устал от этой истории. Было бы хорошо, чтобы ANSA разобралось в том, что случилось. Мы им объяснили, что не имеем к этому никакого отношения», — ответил Михальчук.
На вопрос о том, как стало возможным, что компания, основанная его женой, получила право на экспорт через 1,5 месяца после регистрации, Михальчук ответил: «Могу вас заверить, что это никак не связано с тем, что я являюсь советником башкана. Мы подали заявление и его одобрили. Жизнь проходит и ситуация меняется. Мы вложили инвестиции, имели оплаченные авансом контракты на товар. Пока у нас нет своего товара, но мы намереваемся инвестировать в производство. Планируем построить холодильник», — объяснил он.
Сергей Михальчук отрицает, что ему помогал Якубов в получении доступа на российский рынок. «Господин Якубов помог многим, помогает Гагаузии. Однако, мне он не помогал. Мы подали заявление и его одобрили. Что касается совпадения в названиях наших компаний, могу сказать, что слово «огуз» — дорого гагаузскому народу. Вот и все объяснение», — говорит он. Стоит уточнить, что многие компании в Молдове, у которых в названии есть слово «огуз», основала жена Михальчука.
Экспортировали в пять раз больше, чем произвела Молдова за три года
Oguz-agroprom и Fructimpex Grup — единственные компании, находящиеся под юрисдикцией молдавских властей, вовлеченные в схему экспорта польских яблок и груш на основе молдавских фитосанитарных документов.
Последняя была основана Георгием Пунгэ с юридическим адресом в Дубоссарах. Только с 26 января по 1 февраля Fructimpex Grup получила 66 фитосанитарных сертификатов для экспорта более 1 800 тонн груш. По данным Национального бюро статистики, в 2015 году в Молдове не было собрано большого урожая груш, в 2014 – 61,8 тонн, а в 2013 – 261 тонна.
Таким образом, за последние три года в Молдове было собрано в пять раз меньше груш, чем за неделю экспортировала эта компания, основанная в апреле 2015 года.
Фитосанитарный инспектор из Яловен Григорий Урсу, который выдал сертификаты для груш Fructimpex-Grup признает, что подозревал, что эти фрукты не из Молдовы, но не смог ничего сделать, потому что компания представила документы о происхождении товара, в которых говорилось, что груши — молдавские.
«У нас ограниченные полномочия. Впоследствии директор ANSA сказал нам, что в начале этого года из Молдовы в Беларусь было экспортировано 13 тысяч тонн груш. Понятно, что столько груш мы никак не могли произвести», — утверждает он.
Как и в случае Oguz-agroprom, Fructimpex-Grup не вывез в январе 2016 года ни одного грузовика с грушами или яблоками из Молдовы. В фитосанитарных сертификатах, выданных компании, фигурируют грузовики с польскими или белорусскими номерами.
«Козел отпущения?»
26 января офицеры НЦБК провели обыск в офисе главы управления по здоровью растений Александра Чобану, которого задержали за вовлечение в схему по выдаче фитосанитарных сертификатов, используемых для реэкспорта товара другого происхождения, замаскированного под местный товар. Однако, после его ареста выдача сертификатов продолжилась. С 26 января по 4 февраля Fructimpex-Grup получила 111 фитосанитарных сертификатов. В общей сложности, с конца декабря 2015 года и до февраля 2016 года было выдано около 2 000 фитосанитарных сертификатов. Сейчас офицеры НЦБК выясняют, в каких условиях они были выданы, и если продукция пересекла государственную границу, сообщила пресс-офицер НЦБК Анжела Старински. По официальным данным, в деле фигурируют еще трое подозреваемых.
Глава ANSA знал о нарушениях
Чобану отрицает причастность к выдаче фитосанитарных сертификатов. Он утверждает, что напротив, он пытался заблокировать схему после того как узнал, что крупная партия груш с молдавскими документами предположительно попала на таможню Беларуси. «Большое количество груш меня насторожило, потому что я знаю, что Молдова не производит и обычно не экспортирует такие фрукты. Тогда я запросил блокировку грузовиков и сообщил об этом и.о. директора ANSA Григорию Порческу. Грузовики стояли на белорусской границе с 4 по 13 января. Потом товару разрешили въезд. Господин Порческу попросил меня не вмешиваться», — заявил Чобану.
Бывший директор ANSA подтвердил: «Да, господин Чобану говорил мне, что есть какие-то нарушения. Всегда есть нарушения, когда есть крупный экспорт. Тогда он остановил некоторые грузовики. Говорил, что есть проблемы. В то же время мне звонили из посольства и министерства сельского хозяйства и спрашивали, почему грузовики стоят. Что я должен был делать? Откуда мне было знать, что происходит. Все выяснилось в конце месяца, когда поступили отчеты, и стало ясно, что что-то не чисто». Порческу порекомендовал не поднимать больше эту тему, потому что если журналисты продолжат копать, то русские совсем запретят экспорт из Молдовы.
Председатель Ассоциации UniAgroProtect Александр Слусарь: «Изменения существенно на нас повлияли. Речь идет не только о коррупции, а о государственной измене, потому что поляки – главные наши конкуренты на российском рынке по яблокам. Из-за этих схем производители из Молдовы вынуждены были снизить цены на экспорт яблок. Польские яблоки намного дешевле, поэтому и наши яблоки подешевели где-то на два лея. Если подсчитать, что за этот период было экспортировано около 40 тысяч тонн яблок, то ущерб оценивается в 80 миллионов леев. Об этой схеме знали все из руководства ANSA. Не думаю, что Чобану может сам выдать 2 000 фитосанитарных сертификатов, тем более, что ведется строгий учет этих документов. Знали и сотрудники таможни. Надеюсь, что новое руководство ANSA разберется в этом деле».
Почему Россельхознадзор прощает провинившиеся компании?
В результате схем экспорта европейских фруктов по поддельным фитосанитарным документам Россия с 14 марта запретила импорт молдавских фруктов через Белоруссию. Таким образом, сельхозпроизводители из Молдовы, которые хотят продать яблоки на российском рынке, могут это сделать это лишь напрямую через таможенные посты в Белгородской, Курской и Брянской областях на основе молдавских фитосанитарных сертификатов, выданых на имя получателей, зарегистрированных в России.
Несмотря на то, что выяснилось, что две фирмы с правого берега Днестра и другие с приднестровского региона (прим. ред. — некоторые из них фиктивные) смошенничали, экспортируя польские яблоки и груши с молдавскими документами, ни одна из вовлеченных компаний не была санкционирована. По словам Порческу, прерогатива принадлежит Россельхознадзору. Мы направили запрос в российское учреждение, но пока не получили ответа.
Башкан Гагаузии Ирина Влах: «Знаю о том, что эта компания была включена в список тех, которым разрешили экспорт в Россию, но могу вас заверить, что моей заслуги в этом нет никакой. Все компании из Гагаузии, подавшие заявление для получения права на экспорт на российский рынок, получили одобрение со стороны российских партнеров. До сих пор 23 компании из региона находятся в этом списке. Отмена эмбарго для «Огуз-агропром» никак не связано с тем, что господин Михальчук является моим советником. Что касается вовлечения фирмы в реэкспорт польских яблок, если бы это было правдой, то компания должна была получить запрет на экспорт. Насколько мне известно, этого не произошло».
Расследование было осуществлено в рамках кампании «Журналисты за честность в государственной сфере», проводимой Центром журналистских расследования при поддержке программы Фонда Сорос.
Документы: ziarulnational.md