Полицейские патрули снова вышли на «большую охоту»!
Еще недавно Национальный инспекторат патрулирования обещал бороться с нарушителями Правил дорожного движения (ПДД) исключительно «европейскими методами».
Однако в последнее время участились случаи незаконной остановки автомобилей, беспричинной проверки документов и технического состояния. Социальные сети переполнены историями о сомнительных действиях полицейских патрулей, которым инструкции запрещают останавливать транспортные средства без необходимости.
Люди возмущаются, что реформа правоохранительной системы не принесла ожидаемого результата, и стражи дорожного порядка, как и ранее, прячут автомобили в кустах, неожиданно появляясь на обочине и придумывая различные причины для проверки.
В рамках «спецоперации»
Между тем, существует четкий перечень мотивов для остановки транспортного средства. Чтобы тормозить машину на улице, полицейский должен иметь одно из следующих оснований: нарушение ПДД водителями или пассажирами, нахождение авто в розыске, наличие данных о его использовании в противоправных целях, выполнение решений уполномоченных органов об ограничении или запрещении движения, необходимость привлечения водителя или машины для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции.
Остановка разрешена, если есть данные о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления, а также когда они являются очевидцами этих событий. В то же время полицейским патрулям строго запрещено останавливать машины на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах.
Проверка документов на право пользования авто производится только на стационарных постах. Исключение – спецмероприятия. Периодически полиция устраивает специальные операции, в ходе которых патрульные экипажи охотятся за водителями в нетрезвом состоянии, не соблюдающими правила остановки и стоянки транспортного средства, выявляют нарушения в работе служб такси или общественного транспорта.
Чаще всего полицейские, безосновательно останавливающие машину, утверждают, что действуют именно в рамках спецоперации. Один из автовладельцев в соцсетях отмечает, что за последние несколько недель не менее пяти раз его тормозили, ссылаясь на операцию по выявлению пьяных водителей, но ни разу не предложили пройти освидетельствование на состояние опьянения через алкотестер или другим способом. Для определения трезвости патрулям во всех случаях было достаточно проверки документов.
Как отмечают эксперты, возвращение к подобной практике создает предпосылки для нового витка недоверия к полицейским службам и приводит к существенному росту коррупционных рисков. При попустительстве руководящего звена и служб безопасности у сотрудников полиции появляется соблазн использовать свое служебное положение для личного заработка.
Три в одном
Национальный инспекторат патрулирования появился в Молдове в 2013 году в результате реформирования профильного министерства. Он стал специализированным подразделением Генерального инспектората полиции МВД, наделенным оперативными функциями, объединив сразу три структуры: Управление дорожной полиции, Управление полиции на транспорте, Патрульный полк «Scut».
Среди основных целей создания нового подразделения были названы обеспечение и поддержание общественного порядка, безопасность дорожного движения, быстрое и оперативное реагирование на неблагоприятные происшествия, массовое и очевидное присутствие полиции в общественных местах и местах отдыха, а также укрепление безопасности в обществе.
Национальный инспекторат по патрулированию отвечает за работу всех патрульных служб. Зона его ответственности охватывает столицу, города и районные центры, число жителей которых превышает 20 тысяч человек, а также маршруты национального значения. В инспекторат входят три батальона, сформированные по территориальному признаку.
В территориальных инспекторатах полиции (бывших комиссариатах) появились службы надзора за транспортом и дорожным движением, в обязанности которых входит выезд на место ДТП, оформление соответствующих документов, следственные действия, комплексное обследование автохозяйств, проверка станций технического обслуживания, надзор за состоянием дорог и дорожных знаков.
Выявление нарушителей ПДД – задача подразделений патрульной службы, напрямую подотчетной МВД. В ходе реформы количество полицейских патрулей в районах было существенно сокращено. Часть стражей правопорядка осуществляют пешее патрулирование, часть входят в состав мобильных групп.
Реформа и менталитет
Многие до сих пор воспринимают Национальный инспекторат патрулирования как только бывшую дорожную полицию, хотя его задачи заметно шире. В них входят обеспечение безопасности дорожного движения, патрулирование общественных мест и мест отдыха, выявление и раскрытие преступлений по горячим следам, а также обеспечение, охрана и восстановление порядка в случаях, когда общественные мероприятия теряют мирный и цивилизованный характер, и др.
В начале 2016 года Национальный инспекторат патрулирования сообщил, что патрульные экипажи в работе с водителями станут использовать новые, европейские практики. Что имели в виду руководители структурного подразделения МВД – остается только догадываться.
По замыслу реформаторов, преобразования должны были сделать работу подразделений МВД более прозрачной и эффективной, а также вернуть доверие населения к полиции и системе общественной безопасности. На практике техническая оснащенность полицейских служб и условия работы действительно заметно улучшились, а менталитет личного состава, похоже, особых изменений не претерпел.
Реформа предполагала, что патрульная полиция сможет взять на себя весь спектр действий по охране общественного порядка. Удельный вес работы в сфере дорожного регулирования должен был постоянно снижаться. Сокращение контактов сотрудника полиции и водителя, а также видеофиксация всего происходящего, как ожидалось, приведет к существенному сокращению коррупции.
В целях ограничения «скрытого патрулирования» в прошлом году был проведен эксперимент, в ходе которого полицейские экипажи обязали ездить только с включенным сзади маяком, чтобы они стали более заметными в дорожном движении. Нововведение имело характер предупреждения. Предполагалось, что люди, увидев полицию с маяком, прекратят нарушение правил или другие незаконные действия. С другой стороны, ожидалось, что полиция будет более ответственной. Передняя часть маяка и звуковой сигнал подлежат включению в случаях, когда водители должны пропустить полицейскую машину.
До 30 камер на перекресток
На ограничении контактов между водителями и патрулями должно было сказаться и техническое переоснащение автотрасс – были установлены технические средства контроля за передвижением транспорта в местах интенсивного движения и повышенного риска совершения ДТП. Прежде всего, это системы видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений ПДД, эксплуатация которых осуществляется Единым центром мониторинга и контроля дорожного движения, действующим при МВД.
В начале 2014 года в Кишиневе был дан старт круглосуточному наблюдению за дорожным движением. В столице появились почти 600 камер видеонаблюдения разного типа: одни предназначены для мониторинга дорожного движения на перекрестках, другие – чтобы фиксировать нарушения общественного порядка, а третьи сканируют автомобильные регистрационные номера. На каждом оживленном перекрестке столицы появилось от 4 до 30 камер.
Тем самым хотели дисциплинировать водителей, минимизировать коррупцию, снизить нарушения на дорогах, поднять эффективность регулировки уличного движения. Камеры позволяют свести к минимуму человеческий фактор и обеспечить безопасность дорожного движения. За один и тот же период времени камера способна выявить в 30-40 раз больше нарушений, чем полицейский, находящийся на оживленном перекрестке.
Речь идет о таких нарушениях, как непристегнутый ремень, парковка в запрещенном месте, проезд на красный свет, превышение скорости. Автовладелец получает письмо с протоколом, в котором содержится информация о штрафных санкциях и указаны детали нарушения правил ПДД. По запросу он может получить и видеоматериал. При отсутствии возражений штраф оплачивается в банке или через терминал моментальной оплаты.
Стоимость проекта установки новой системы видеонаблюдения составила порядка 4,7 млн долларов. Его реализовало Министерство внутренних дел РМ, а профинансировало правительство Китая, которое выделило грант.
«Несмотря на реформу и оснащение современным техническим оборудованием, проблема коррупции на наших дорогах не перестала быть актуальной, — отмечает один из наших экспертов. — В Генеральном инспекторате полиции МВД есть Управление внутренних расследований, которое должно реагировать, проводить проверки и выявлять коррупционеров.
Однако такие случаи единичны, тестирование в рамках борьбы с коррупцией проводится спустя рукава. Эффективность усилий по реформированию невелика, что связано со многими факторами, в том числе с финансовой составляющей. Пока не поменяется менталитет самих полицейских, включая руководящее звено, не изменится и отношение к ним со стороны граждан».