Японская теннисистка одолела Серену Уильямс на корте
Японская теннисистка Наоми Осака впервые всерьез заявила о себе в сентябре 2018 года. Тогда в скандальном финале Открытого чемпионата США она победила американку Серену Уильямс. Этот триумф, а за ним статус первой ракетки мира и еще один титул на турнире серии «Большого шлема» сделали японку звездой. И если в прошлогоднем списке самых богатых спортсменок, по версии журнала Forbes, Осака не входила даже в топ-15, то в 2019 году она заняла второе место, оставив далеко позади куда более титулованных Симону Халеп, Каролин Возняцки и Марию Шарапову. За год она увеличила доходы в 6,5 раза и стала целью номер один для крупнейших мировых брендов. А к Олимпиаде-2020 Наоми и вовсе должна возглавить рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок.
«Я далеко не самая умная»
«Мои родители не были богатыми, что мне оставалось? Я далеко не самая умная. Всю жизнь играла в теннис. Ничего другого для себя не представляла. Все, что мне оставалось, это либо быть лучше всех, либо стать бездомной», — сказала Наоми Осака в интервью порталу allure.com в июле 2019 года. А в августе журнал Forbes обновил рейтинг самых богатых спортсменок мира. Что-что, а нищета и жизнь впроголодь этой японской теннисистке в ближайшем будущем точно не грозят. Осака в списке (топ-10 которого в этот раз составлен исключительно из теннисисток) заняла второе место с общим доходом в 24,3 миллиона долларов, пропустив вперед только американку Серену Уильямс. Причем отстала японка от своего недавнего кумира совсем ненамного — доход младшей Уильямс издание оценило в 29,2 миллиона. Для сравнения, оказавшаяся на третьей позиции немка Анжелик Кербер заработала всего 11,8 миллиона долларов. А Мария Шарапова, самая богатая россиянка рейтинга,— лишь семь миллионов. При этом призовые выплаты в общем заработке Осаки составляют лишь треть: за выступления на корте она получила 8,3 миллиона долларов. Большая часть из них — результат двух побед на турнирах серии «Большого шлема» — на Открытом чемпионате США в сентябре 2018-го и на Открытом чемпионате Австралии в январе 2019-го (Forbes учитывает доходы спортсменов за один финансовый год, с июня по июнь — прим. «Ленты.ру»). Остальные миллионы приносят ей многочисленные спонсорские и рекламные контракты. Наоми — лицо автоконцерна Nissan, японской авиакомпании ANA, платежной системы MasterCard, бренда спортивной одежды и экипировки Nike, производителя косметики Shiseido, поставщика потребительских товаров Procter & Gamble, а также одной из крупнейших пищевых компаний Японии Nissin Foods. В 2018-м Осака стала еще и послом бренда часов Citizen. После того как на финал Australian Open-2019 она надела новую модель, вся партия в тысячу экземпляров по 686 долларов за штуку была раскуплена на этапе предзаказа. Наоми постоянно снимается для глянцевых журналов, например, она появилась в январском выпуске Time и в апрельском — Vogue. Уровень ее узнаваемости растет, хоть и не так стремительно, как доходы. А ведь год назад Осаки не было и в топ-15 этого рейтинга. С сентября 2018 года заработок Наоми увеличился в 6,5 раза, что позволило ей сравниться с Сереной Уильямс, Марией Шараповой и двукратной чемпионкой турниров серии «Большого шлема» из Китая Ли На. Только эти спортсменки когда-либо зарабатывали более 20 миллионов долларов за год. К Олимпиаде в Токио Осака почти со стопроцентной вероятностью превзойдет каждую из них: по прогнозам, общий официальный доход спортсменки должен перевалить за 30 миллионов долларов.
Урок толерантности
Но как Осака это делает?
То, что она на протяжении 21 недели занимала первую строчку рейтинга Женской теннисной ассоциации (WTA) и дважды побеждала на мэйджорах, никак не объясняет ее привлекательность для спонсоров. Хотя бы потому, что в туре можно найти с десяток спортсменок, у которых куда больше титулов и куда более явный талант. Взять, например, румынку Симону Халеп, которая была на вершине вкупе 64 недели и за последний год также два раза становилась чемпионкой турниров серии «Большого шлема». Или датчанку Каролин Возняцки, выигравшую 30 турниров WTA и 71 неделю лидировавшую в рейтинге.
Кроме уже названных мэйджоров, Осака в карьере выиграла всего один турнир — в Индиан-Уэллсе в 2018 году. То есть ее победы — это скорее неожиданность, чем закономерность. Да и по-настоящему зрелищный теннис японка демонстрирует лишь время от времени. А статус первой ракетки мира — это результат грамотно составленного календаря, который позволил набрать нужное количество очков. И хотя после уверенных выступлений в Нью-Йорке и Мельбурне от Осаки ждут высоких результатов везде, куда бы она ни приехала, мешают отсутствие стабильности, внезапно возникающие проблемы с разными аспектами игры и травмы.
Так что интересна спонсорам не столько теннисистка, сколько ее образ. Темнокожая японка, выросшая в США, — она должна быть у всех на виду в этом толерантном мультикультурном мире.
«Надеюсь, Серена не злится на меня»
Наоми — дочь японки и гаитянина. Она родилась в Осаке, но давно и постоянно живет в американском Бока-Ратоне, штат Флорида. Поэтому она практически не знакома с культурой родной страны и плохо говорит по-японски. Интервью она дает исключительно на английском языке. Тем не менее спортсменка, по собственному признанию, не задумывалась о смене спортивного гражданства, хотя связи со Страной восходящего солнца почти не ощущает. Для Японии же Наоми — большая находка. В женском теннисе у японцев никогда не было звезд такой величины, так что с домашней Олимпиадой в 2020 году связаны большие ожидания.
Впрочем, японского в Наоми гораздо больше, чем чего бы то ни было другого, и главное — темперамент. Вспомнить скандал в финале Открытого чемпионата США против Серены Уильямс. Тогда американка разбила ракетку, напала на судью, который уличил ее тренера Патрика Муратоглу в коучинге (подсказка с трибун, запрещенная в теннисе, — прим. «Ленты.ру»), а потом обвинила рефери в сексизме, назвала его лжецом и вором, за что получила штраф в виде гейма.
По ту сторону сетки маячила невозмутимая Осака — образец спокойствия и сдержанности. Когда же матч завершился ее победой, японка вместо традиционной речи с благодарностями начала оправдываться: «Все поддерживали Серену, извините. Но у меня была мечта. И она осуществилась». Для новоиспеченной чемпионки тот вечер был настоящим кошмаром — хуже обстоятельств переиграть кумира (долгое время она пыталась подражать Серене) и представить нельзя. На церемонии награждения ее и судью освистали, Осака расплакалась с кубком в руках, и на слезы счастья это не очень походило. Даже спустя год принять эту победу Наоми окончательно так и не смогла. «Я не знаю, надеюсь, Серена не злится на меня», — в июле 2019 года сказала она в комментарии Punchg.
На особых условиях
Скромная, совсем не гламурная Осака, казалось бы, не лучший рекламный проект. Но представители крупнейших брендов убеждены в обратном. В апреле 2019 года вокруг спортсменки развернулось нешуточное соперничество двух гигантов на рынке спортивных товаров — Adidas и Nike. По информации Forbes, немцы предлагали Осаке 8,5 миллиона долларов в год. Но та предпочла американскую компанию, так как Nike был готов платить больше. Хотя точные цифры не раскрываются, можно предположить, что это соглашение — новый рекорд бренда. Владелицей предыдущего самого крупного контракта в истории компании была Мария Шарапова. Она в течение восьми лет (до 2018-го, без учета приостановления сотрудничества на время допинговых разбирательств) получала от Nike по 8,75 миллиона долларов ежегодно. Еще раньше рекордное соглашение было подписано с Уильямс-младшей — в 2003 году, на восемь миллионов долларов сроком до пяти лет.
Кроме того, Осаке разрешается то, что запрещалось и Уильямс, и Шараповой, — размещать на одежде логотипы других спонсоров. Среди них Nissin Foods, ANA и MasterCard. Еще Nike объявил о создании личного логотипа для спортсменки и привлечении Осаки к дизайну особенной лайфстайл-линии, которая войдет в ее именную коллекцию. Ранее подобное бренд делал только с 20-кратным победителем турниров серии «Большого шлема» швейцарцем Роджером Федерером, 18-кратным чемпионом испанцем Рафаэлем Надалем и Шараповой. Даже у Уильямс, кстати, собственной лайфстайл-линейки в Nike нет.
В Forbes уточнили, что контракт Осаки с Nike в расчет при составлении нового рейтинга не вошел — его учтут при обновлении списка в 2020 году. Причина в том, что соглашение было подписано поздно, в апреле, когда основные данные по заработку уже собраны. Таким образом Осака уже сейчас является самой богатой спортсменкой мира, хотя формально и уступает Уильямс.
И все же существует в спорте зависимость количества контрактов от выигранных матчей. Ведь с потерей результатов даже к великим чемпионкам теряется интерес. Осаке на руку молодость, ведь для своих лет она действительно добилась многого. Но со временем этого обязательно станет недостаточно. Спонсоры выдали ей аванс. Их внимание, может быть, незаметный, но в перспективе — тяжкий груз ответственности.
Меньше чем через месяц японская теннисистка приступит к защите титула в Нью-Йорке. Представить, что Наоми удастся победить, глядя на ее форму сегодня, довольно трудно. Ведь в текущем сезоне, кроме как в Австралии, Осака не сыграла еще ни в одном финале. А с Уимблдона и вовсе вылетела в первом круге. Так что хотелось бы посмотреть, как без побед на корте японка собирается удерживать и приумножать свои миллионы.