Рост импорта и денежных переводов обесценит молдавский лей
Молдавский лей пережил противоречивую эволюцию с начала текущего года — от относительно крутого обесценивания до почти столь же значительного подорожания. В первой половине 2019 года национальная валюта обесценилась по отношению к доллару США и единой европейской валюте почти на 6%. К таким выводам пришел экономист Ион Торня, передает МОЛДПРЕС.
По словам эксперта, это одно из самых значительных обесцениваний национальной валюты после аналогичного обесценивания в 2014–2015 годах, спровоцированного банковским мошенничеством, а также после 2009 года, вызванного региональным экономическим и финансовым кризисом.
Экономист считает, что основные причины обесценивания национальной валюты по отношению к доллару и евро имеют основополагающий характер и связаны с изменениями внутреннего спроса на иностранную валюту и ее предложения, что усугубляется политическим кризисом после парламентских выборов. С исторической точки зрения, взятая отдельно политическая нестабильность не вызывала серьезных и длительных колебаний обменного курса, поскольку доля спекулятивных операций на валютном рынке довольно мала. Но это создало некоторую нервозность и отрицательные ожидания среди покупателей и продавцов валюты, что отразилось на динамике обменного курса.
Что касается предложения, эксперт утверждает, что основными влияющими на курс факторами являются поступления иностранной валюты от экспорта и денежные переводы из-за границы от трудящихся-мигрантов. Молдавский экспорт вырос примерно на 8% за первые 4 месяца этого года, а импорт — почти в два раза (16%). В то же время ежемесячные темпы роста экспорта колебались в пределах 8%, а темпы роста импорта значительно увеличились к апрелю. Таким образом, дефицит торгового баланса страны вырос с примерно 138 млн долларов в январе до почти 300 млн долларов в апреле.
Второй основной элемент предложения валюты — денежные переводы из-за границы через банки снизились почти на 7% за первые 5 месяцев этого года, или более чем на 34 млн долларов. Как и в случае с торговым балансом, наибольшая инволюция произошла в конце рассматриваемого периода, а именно в мае, когда переводы сократились более чем на 14%. В этих условиях чистое валютное предложение физических лиц увеличилось в мае всего на 3,3 млн долларов (+ 1,6%), а чистый спрос на иностранную валюту со стороны экономических агентов — почти на 83 млн долларов (более 49%).
Также в мае уровень покрытия спроса на иностранную валюту экономическими агентами за счет чистого предложения физических лиц в иностранной валюте составил менее 85% по сравнению со 124% в апреле 2019 года. Также в январе и в феврале 2019 года предложение валюты со стороны физлиц было ниже, чем спрос со стороны экономических агентов, — в пределах 50-55%.
С начала июля наблюдается тенденция укрепления лея (более 2% по отношению к евро и 1% по отношению к доллару США). Ион Торня утверждает, что это в основном связано с падением спроса на валюту, а также с психологическим фактором, определяемым окончанием политического кризиса. Тем не менее текущее укрепление во многом связано с сезонными факторами.
Развитие курса будет зависеть от основных факторов. К концу года рынок валюты, скорее всего, будет отмечен дальнейшим снижением переводов иностранной валюты от физических лиц из-за рубежа, а также более быстрым ростом импорта, что окажет давление на обменный курс лея по отношению к основным иностранным валютам, с небольшой тенденцией к понижению курса, считает специалист. По его мнению, это падение будет не резким, а постепенным, поскольку в настоящее время нет объективных причин для резкого обесценивания лея — до уровня около 18,5-18,7 лея за 1 доллар США и 20,8 — 21 лей за 1 евро.