Собор Парижской Богоматери пережил пожар
Пожар в Нотр-Дам де Пари потушили только к утру
Первый сигнал о возгорании поступил 15 апреля примерно в 18:30 по местному времени. Огонь быстро охватил деревянные конструкции, буквально через полтора часа у собора выгорела и обрушилась практически вся крыша, в том числе шпиль. Тушить здание с вертолетов было нельзя: это могло привести к его обрушению. Огонь удалось взять под контроль примерно через восемь часов, затем пламя потушили и начали охлаждать конструкции. Во время ЧП пострадали три человека — два полицейских и один пожарный. Первоначально пожарные боялись, что вообще не смогут противостоять пламени, настолько оно было интенсивным. В результате им все же удалось сохранить башни Нотр-Дама и основную конструкцию, однако ущерб все же оказался колоссальным. Теперь предстоит установить, насколько устойчива оставшаяся конструкция. Как отметил министр культуры Франции Франк Риестер, «основная конструкция спасена, но ситуация крайне нестабильна».
Вероятной причиной пожара могли стать работы по реставрации здания, для которых были возведены строительные леса высотой около 100 метров. Точная причина пока не установлена, прокуратура Парижа начала расследование. По предварительным данным, строителей во время возгорания на лесах не было
Они смогли вынести часть произведений искусства, однако затем были вынуждены покинуть горящее здание. Спасти удалось Терновый венец и тунику святого Людовика — две чрезвычайно важные для христиан реликвии. Кроме того, в безопасности оказались несколько картин. Все сохранившиеся произведения искусства были перевезены в мэрию Парижа, художественные ценности планируется отправить в Лувр. В то же время данных о некоторых произведениях искусства нет. Сообщается, что те, которые находились в ризнице, не пострадали, однако что с выставленными в общем помещении — пока неизвестно. В соборе находились и большие картины, которые быстро снять невозможно, в том числе в арках нефа, возле хоров и в галерее. Утраченными считаются часть тернового венца Христа и мощи покровителей Парижа — святого Дионисия и святой Женевьевы, которые хранились в шпиле. Точно неизвестно состояние трех витражей, созданных в XIII веке. Эксперты указывают, что они могли быть повреждены как из-за температуры (мог расплавиться скрепляющий их свинец), так и из-за обрушений. Беспокойство вызывает также состояние трех органов, колокола и скульптур.
Le Figaro пишет, что чудом уцелели 16 медных статуй 1860 года, которые украшали шпиль собора Парижской Богоматери: они были сняты и вывезены для реставрации буквально за несколько дней до разрушительного пожара. Статуи трехметровой высоты планировалось вернуть в 2022 году.
Президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что Нотр-Дам де Пари будет восстановлен: «Мы восстановим собор. Все вместе. С завтрашнего дня начнется сбор средств как во Франции, так и вне ее границ». Глава государства назвал произошедшее «ужасной драмой», поблагодарил пожарных за работу и пообещал привлечь к реставрации «лучшие таланты современности». Выделить 100 миллионов евро на реконструкцию собора пообещала семья французских бизнесменов Пино. Миллиардер Франсуа-Анри Пино заявил, что и он, и его отец Франсуа решили выделить деньги из фондов компании Artemis. Французская лесозаготовительная компания Charlois уже предложила правительству поставлять для реконструкции наилучшую древесину.
Несмотря на то что пока точной оценки масштабов разрушений нет, все эксперты сходятся в одном: восстановить собор быстро не получится. Самый минимальный срок — пять лет — назвал профессор архитектуры римского университета Sapienza Орацио Кампо. Мишель Пико, представитель попечителей, ответственных за реставрацию собора, заявил, что на реставрацию понадобится не менее десяти лет. Многие эксперты полагают, что восстановление может затянуться на десятилетия.
Нотр-Дам де Пари ежегодно принимал до 14 миллионов туристов — почти по 30 тысяч человек в день. За год здесь проводилось не менее двух тысяч служб.
Собор Парижской Богоматери — символ не только французской столицы, но и всей Франции. Его строили два века — с XII по XIV — несколько зодчих, в том числе Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй. Впоследствии храм не раз реконструировали, расширяли и перестраивали.