Начался Великий пост, который в 2019 году продлится по 27 апреля
11 марта начался Великий пост, который в 2019 году продлится по 27 апреля. 28 апреля верующие будут отмечать Светлое Христово Воскресение – самый важный праздник всех православных христиан. Республика Молдова – православная страна, где это направление религии исповедуют 98% населения. Прийти к празднику Светлой Пасхи истинно верующие люди должны, пройдя через период духовного очищения, покаяния, молитв, воздержания в еде, отказавшись от проявлений агрессии и остальных негативных эмоций и поступков.
Встретиться с самим собой
Последние годы среди современного поколения, многие представители которого не являются постоянными прихожанами православной церкви, стала прослеживаться тенденция поститься, но не ради самой идеи духовного очищения, а просто потому, что это популярно, или же, подавшись влиянию христианского мировоззрения, они ищут какого-то духовного опыта. Приходилось слышать от некоторых людей, что они шли на «такие жертвы», честно выдержав строгий 48-дневный пост, чтобы попытаться таким образом искупить перед Богом какой-то свой грех. А какую роль на самом деле пост играет в жизни православного человека? Какой смысл церковь вкладывает в это понятие? Как правильно поститься? Каким человек должен прийти к началу поста, как быть тем, кто хотел бы попробовать поститься, но боится, что не выдержит, потому что соблазны сегодня на каждом шагу? Не является ли боязнь нарушить пост свидетельством того, что человек ещё недостаточно созрел, не осознал до конца, зачем ему нужно поститься? Пост известен всем народам, религиозным системам и традициям, поэтому, как отмечает настоятель Свято-Георгиевской церкви Кишинёва, протоиерей Виталий Шинкарь это не что-то новое, а вполне очевидное, что человек использует долгое время в своих отношениях с Богом, миром и с самим собой. — Главное отличие поста от прочих видов диет, веганства, вегетарианства в том, что это исключительно религиозное явление, и оно касается не только лично человека, — объясняет отец Виталий. – Всё, что связано с религиозностью, есть взгляд человека на небо и его обращение к своему Творцу. Всё, что через этот фильтр не проходит, к посту отношения не имеет. Если бы мы были исправны, верно устроены и правильно функционировали, то не было бы нужды делать такое усилие над собой. Пост открывает очень важную проблему – кто я, насколько я здоров, насколько я есть тот, кто я на самом деле, знаю ли я что-нибудь о себе? Человеческий опыт всегда показывал, что именно голод заставляет проявиться страшным и важным тайнам человека. То есть, пока человек сыт и здоров, мало, что может о себе сказать, но стоит его отрезать от благополучия, и из него все истинные проявления выйдут наружу.
— Человек всегда сталкивался с тем, что в нём живёт целый парламент, у него в голове масса голосов, представляющих разные фракции: ума, желудка, счастья, секса и так далее, и каждая из них требует своего, — прибегнув к образности, объясняет настоятель Свято-Георгиевской церкви Кишинёва. — И требует скорей всего законно, потому что если они в человеке есть, значит, имеют место быть. Но они живут часто вне согласия: фракция желудка говорит, что пора бы что-то поесть, а фракция ума спрашивает, а какая именно будет пища, фракция здоровья напоминает об ограничениях в еде и так далее. По сути говоря, пост — это важный момент довести себя до чувства выхода из зоны комфорта, благополучия, чтобы встретиться с собой настоящим.
Поэтому первая задача поста заключается в том, чтобы не свести питание к какой-то диетарной формуле, а всё-таки понимать, что нужно себя ограничить в самой еде, неважно какой, продолжает рассказывать отец Виталий. При этом если говорить о христианском понимании поста, то ограничение в еде предполагает ещё и экономию на себе. А высвободившиеся средства важно потратить не на себя любимого, а на тех людей, кто в этом остро нуждается, в противном случае, это не будет уже постом. Поэтому вторая важнейшая составляющая поста – увидеть людей вокруг себя и послужить им.
Не нужно надеяться на свои силы
По словам отца Виталия, предварительность поста тоже важна. Входить в пост нужно с рассуждением. Именно поэтому все посты предваряются определённым ритмом. Например, подготовка к Великому посту началась за несколько недель до его наступления. Так, с 18 по 24 февраля была сплошная неделя без однодневных постов, когда можно было есть мясо, так называемое заговенье. С 25 февраля по 3 марта уже появилось два постных дня — среда и пятница. С 4 по 10 марта – мясопустная по-церковнославянски или белая неделя, предваряющая Великий пост, когда мясо уже не употребляется в пищу. Далее идёт медленное и верное вступление в пост. Строго пост соблюдается в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник от пищи следует полностью воздержаться. В остальные дни меню неодинаковое: в понедельник, среду, пятницу разрешено сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); во вторник, четверг можно есть горячую пищу без масла; в субботу и воскресенье позволительна пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2019 году 21 апреля). В Лазареву субботу (в 2019 году 20 апреля) можно кушать рыбную икру. В страстную пятницу (в 2019 году 26 апреля) нельзя есть до выноса плащаницы. — Есть три условия поста: первое — узнать цель; второе — подготовить себя для вхождения в этот пост и третье — починить немного своё рассуждение, чтобы знать, ради чего и почему это человек делает, — объясняет отец Виталий. — Иными словами, пост – это боевая вахта, где человек пытается разобраться с собой, достучаться в себе до самого важного и встретить то, что любит. А самое важное для любого религиозного человека – это Бог. И вот пост – это время понять, что любит моё сердце больше – кусок мяса или Бога. Где, в конечном итоге, хранится моя любовь к людям, к самому себе, к Богу. Это совершенное время испытаний, действительное, красивое. И поэтому оно такое томительное и долгое. Поэтому третья важная составляющая поста – непрерывные молитвы и посещение богослужений, потому что надеяться на свои силы человек не должен и не может. Это доказывают простейшие примеры. Мы можем поклясться, что с завтрашнего дня не будем гневаться никогда, но на следующий день нарушить данное себе обещание из-за того, что кто-то толкнул, наступил на ногу. Это ещё раз показывает человеку, что его чувства ему не принадлежат: он хочет не гневаться, но гневается, хочет всех любить, но иногда чувствует ненависть, хочет не завидовать, но завидует.
«Главное — не пить человеческую кровь»
Зачастую приходится слышать, как некоторые люди сетуют, что тоже бы хотели попоститься, чтобы физически и духовно очиститься, но у них это не получается, якобы из-за отсутствия силы воли. Кто-то постится первую и последнюю недели Великого поста, а есть больные люди, которые выбирают себе один день в неделю и ограничивают себя в скоромной еде. Протоиерей Виталий Шинкарь напоминает, что пост не сводится только к еде. Больным людям он должен быть отрегулирован в зависимости от разрешённых продуктов питания. Но вместе с тем, если человек по состоянию здоровья не может поститься, у него есть возможность хотя бы попробовать отказаться от того, что он любит больше всего из еды. — Можно поговорить с батюшкой в храме, чтобы выяснить для себя, в чём личная идея поста, главное — точно определить для себя, ради чего человек постится. Если ему просто нужна диета, чтобы выдержав все 48 дней, сказать себе, какой же я молодец, лучше вообще не поститься, потому что в данном случае плод поста – гордыня, — указывает на такого рода заблуждение среди постящихся собеседник Noi.md. — В таком случае кушать мясо и чувствовать себя плохим даже лучше, чем испытывать подобного рода гордость. Ведь одно из условий поста — понять своё сердце, смириться, перестать себя чувствовать центром мира. Человек постится, чтобы его сердце поменялось, чтобы получить какие-то плоды этого. Пост для человека, как костыль. И вера, и молитвы, и маленькие подвиги, тоже костыль. И если это не приводит к любви ни к Богу, ни к другому человеку, то это ложный путь. Значит, что-то неправильно он делает. Поэтому условия поста красиво выражаются мыслью, что «можно всё есть, главное не пить человеческую кровь». Мало того, человек постящийся никому не должен быть в тягость, не надо афишировать свой отказ от скоромной пищи, так как это тайное и его внутреннее дело. Не надо ходить с мрачным выражением лица, а наоборот, следует быть бодрым, светлым, искать правду, опираться на молитву, попытаться добраться до своего причастия, до исповеди. По утверждению протоиерея Виталия Шинкаря, пост – это попытка проснувшегося и беспокоящегося за себя человека что-то о себе понять. Пока сыт, — глух, и поститься ему категорически вредно.
Психология постящихся
Слова священнослужителя подтверждает и психолог Алина Дубина, рассматривая ситуацию со своей, профессиональной точки зрения.
— Сначала у нас долго господствовало атеистическое учение, а потом ему на смену пришла религиозная культура. Но поскольку ее суть понимают далеко не все, эта самая культура стала двигаться в сторону каких-то внешних ритуалов. Да, для истинно верующего человека пост становится частью бытия абсолютно спокойно и без каких-то жертв. Но если люди постятся только потому, что это модно, «так принято» или «ритуально», в таких случаях не избежать срывов, соблазнов, показной жертвенности, — полагает психолог. Другое дело, — продолжает Алина Дубина, — когда пост становится частью бытия людей, которые привыкли к этому с самого детства. — Ещё с малых лет для многих детей, в чьих семьях проповедуются христианские ценности, где родители перед едой благословляют молитвой стол, по постным дням не едят мяса или соблюдают определённые правила, это становится привычным и естественным алгоритмом жизни. И на уровне своего возраста они это воспринимают сначала как часть жизни, как само собой разумеющееся, а потом это перерастает в постоянный ритуал. А если ребёнка заставляют это делать под давлением, то это ни к чему хорошему не приведёт. Важно и то, как постящийся ведёт себя в кругу людей в период воздержания от еды – пытается скрыть, что постится или громко об этом говорит и других при этом стыдит. По мнению психолога, находясь в гостях, всегда можно найти вариант, как вежливо и менее обидно для хозяев дома, отказаться от не вписывающейся в постное меню еды. — Если мы говорим о духовной составляющей, то еда в гостях во время поста – это соблазны, а если о психологической, то важно, каков мотив принятия решения, — говорит Алина Дубина. — Для человека, который осознанно держит пост, потому что это является его ценностью, не проблема сказать, что он этого есть не будет. А для того кто, скорей всего, делает это по каким-то другим мотивам, трудно найти аргументацию, как отказать. Среди тех, кто держит пост, «потому что это модно», «так делают все», «об этом принято говорить», есть и такие, для кого это повод показать своё некоторое превосходство над остальными — «вот вы все тут такие неправильные, позволяете себе есть мясо и другую скоромную пищу, а я вот такой правильный, я за этим столом ничего есть не буду, потому что держу пост». И в этом случае можно говорить о мотивах, связанных с гордыней, с превосходством, с обесцениванием кого-то или чего-то.
Трудней быть человеком, чем ограничивать себя в еде
Председатель Ассоциации русских писателей Республики Молдова, Maistru al literaturii Молдовы Олеся Рудягина – из числа тех, для кого Великий пост – это огромная ответственность и большая радость. Как человек, относительно недавно воцерковленный, она говорит, что радостью, открывающей живой, чудесный мир церковной жизни, ждёт Великого поста. Пост стал частью её бытия в 90-м году XX столетия, когда всё вокруг рушилось — как в стране, так и в семье. В тот год на Пасху, как было заведено в доме, они с мамой пекли куличи «по дедову рецепту – как всегда красивые, духмяные». И Олеся впервые решила пойти ночью их святить в церковь. — Чувство охватило непередаваемое — новое, драгоценное, и в церкви, и когда несла потом огонёчек свечи домой, и когда «кропила» святой водичкой проснувшихся, по-детски радостных маму и бабушку, выпевая: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в»…, — вспоминает Олеся Рудягина. — Потом почувствовала острую необходимость покреститься. Крестилась в Чуфлинской церкви. После крещения и стала держать пост. С тех пор иначе не представляю встречу Светлого Воскресения Христова. Не всегда, по состоянию здоровья, удавалось выдержать жёстко, как положено Великий пост. Однако стараюсь. Это испытание и ответственность, и радость. Рассматривать Великий пост как нечто прикладное нельзя. Однако, конечно, приближение Великого поста — повод решиться попытаться исправить в себе что-то. Однажды перед рождественским постом я, грешная, курить бросила раз и навсегда. С Божьей помощью удалось. По словам О. Рудягиной, ограничения в еде – это не самое главное, не самоцель, а трудней всего быть человеком. — Вообще трудно быть человеком, тем, за кого Сын Божий пошёл на мученическую смерть, — делится мыслями собеседница Noi.md. — Трудно смирять гордыню, тщеславие. Трудно не озлобиться в наших «предлагаемых обстоятельствах», не раздражаться, не срываться. Трудно не осуждать. Трудно быть милосердным. Не быть всегда правым. Трудно понимать, любить людей. Не только во время Великого поста, но вообще. Как-то услышала от батюшки в проповеди: «Да вы, главное, друг друга поедом не ешьте!» Научиться бы!..
Пища для тела влияет на мысли
Для другой же собеседницы Noi.md по имени Алена, пост не стал частью её жизни. Она говорит, что, по всей видимости, ещё внутренне не созрела для такого испытания. Даже когда она хочет держать пост, чтобы духовно очиститься, то иногда так сосредотачивается на физической части, то есть следит, чтобы что-то лишнее не съесть, что забывает о первоначальной цели. — Где-то раздражаешься, где-то голос повышаешь, дурно думаешь, зато сидишь на квашеной капусте и картошке в мундирах, — рассказывает собеседница Noi.md. — Хорошо, когда удаётся вовремя себя осознать, и остановиться, потому что лучше, думаю, с точки зрения духовного очищения съесть кусок скоромного, но думать светло. Но ведь не всегда удаётся… Хотя, надо признать, пища для тела влияет на мысли. По крайней мере, был опыт, когда правильно выдержала весь пост, с точки зрения еды, и это помогало душе. Чтобы провести Великий пост по всем правилам, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, служители церкви советуют православным людям придерживаться десяти основных правил Великого поста: 1) радоваться, 2) непрестанно молиться, 3) посещать богослужения, 4) покаяться и очиститься, 5) следить за здоровьем, 6) смотреть в свою тарелку, 7) не думать о еде, 8) спешить делать добро, 9) должно быть человеколюбие без человекоугодия и 10) помнить, ради чего существует Великий пост.
Источник: NOI