Что ждет граждан Молдовы после 24 февраля?
25 января стартовала избирательная кампания в новый парламент. Выбор парламента – это выбор власти. Выбор власти – это выбор курса развития страны.
Две политические силы – партия власти и партии оппозиции на старте избирательной кампании озвучили задачи, которые они намерены решать после победы на выборах.
Эти задачи оказались диаметрально противоположными. Как это объяснить?
Партия власти. Немного истории
Демократическая партия Молдовы после прихода к власти в январе 2016 года поставила перед собой задачу решить конкретные социально-экономические проблемы, стоящие перед Молдовой, волнующие каждого гражданина. И партия три года активно работала над решением этих проблем.
Можно по-разному оценивать итоги этого труда. Можно критиковать, что пенсии и зарплаты растут не так быстро, как мы хотим, и пока не сказались значительно на повышении нашего уровня жизни. Можно выражать недовольство тем, что в поликлиниках очереди, цены снижены лишь на некоторые лекарства. Есть еще много других объектов для критики. Но нельзя не признать, что между положением дел в стране до января 2016 года и тем, что мы имеем сегодня, в январе 2018 года, очень большая разница. И положение дел менялось в лучшую сторону.
Напомним, что до января 2016 года Молдова переживала один из сложнейших периодов в своем развитии. Упали темпы развития экономики. Снизились поступления в бюджет. Выведенные, а точнее сказать, украденные из банков деньги, привели к финансово-банковскому кризису. Тысячи протестующих вышли на улицы и площади столицы.
В январе 2016 года, после назначения правительства Павла Филипа, все оппозиционные политики и поддерживающие их аналитики и эксперты в один голос писали и говорили, что новая власть не продержится больше 3-х месяцев. Предрекали полное обрушение и обесценивание молдавского лея, прекращение выплат зарплат и пенсий, остановку финансирования здравоохранения и образования, закрытие предприятий и массовые увольнения рабочих и служащих.
Прошли три года…
Политическая ситуация в Молдове стабилизировалась. Начались позитивные перемены в экономике и социальной сфере. Жизнь в Молдове заметно начала меняться в лучшую сторону.
Цифры и факты
- Экономика. По итогам 2015 года экономика находилась в состоянии рецессии. Роста не было. Было падение. Прошли три года. Темпы развития экономики одни из самых высоких в Европе — в среднем около 5% в год. И это очень хороший задел для дальнейшего роста экономики, особенно промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий. Развитие экономики привело к росту экспорта. Темпы роста экспорта впечатляют: от 4% в 2016 году до 18-20% в 2017-2018 гг. Самое важное, Молдове удалось прорваться на рынок стран ЕС. А ведь многие политики и эксперты, особенно ориентированные на Россию, говорили, что российский рынок ничем нельзя заменить. Или мы будет продавать свои товары в Россию, или у нас вообще не будет экспорта. К счастью, они были не правы. Объем экспорта в страны ЕС увеличился и достиг 70% от общих продаж молдавских товаров в зарубежные страны. И еще один интересный факт. Приднестровье постоянно говорит о своей полной ориентации на Россию, но в Россию реализуется только 10% их экспортной продукции, а в страны ЕС – 36%.
- Инфраструктура. До 2016 года строили и ремонтировали в среднем 140 километров дорог в год. Только в 2018 году построили и отремонтировали 1600 километров дорог. И что особенно важно, впервые за многие годы обратили внимание на села, начав там строить и ремонтировать дороги.
- Бизнес. Сняты многие ограничения. Количество разного рода разрешительных документов уменьшилось три раза и продолжает уменьшаться. Сокращено количество налоговых проверок. Снижен в два раза НДС для ресторанов и гостиниц.
- Налоги. Отчисления работодателей в фонд социального страхования снизились с 23% до 18%. В 2019 году предполагается снизить этот процент до 12-14-ти. Планируется также аннулировать 12-процентный налог на прибыль для компаний, реинвестирующих в развитие бизнеса. Подоходный налог на физических лиц снижен с 18% до 12%. Впервые в Молдове доходы ниже прожиточного минимума не облагаются налогом.
- Зарплаты и пенсии. Средняя зарплата по стране выросла с 4600 до 7000 тысяч леев. По этому показателю Молдова приближается к России. И в течение нескольких лет имеет шансы обойти эту страну. Средняя пенсия выросла с 1000 леев до 1800 леев. С 1 января 2019 года у 500 тысяч пенсионеров пенсии выросли на 10%.
И к этому можно добавить снижение тарифов для населения на газ и электроэнергию, рост пособий для малоимущих и лиц с ограниченными возможностями, реализацию программы «Первый дом», обновление парка автомобилей «Скорая помощь», рост финансирования здравоохранения и образования и т.д.
Итоги трех лет показали: ДПМ это партия созидания. И, объявляя о начале своей избирательной кампании, руководство ДПМ еще раз подтвердило, что главная цель не только сохранить все хорошее, что было сделано за этот период, но и значительно улучшить экономические и социальные показатели развития Молдовы.
О нацеленности на решение конкретных проблем экономики, социальной сферы, повышение зарплат и пенсий, улучшение инфраструктуры, развитие городов и сел, создание новых, высокооплачиваемых рабочих мест, улучшение качества образования и здравоохранения в день открытия начала избирательной кампании говорили лидеры ДПМ Влад Плахотнюк, Павел Филип, Андриан Канду, кандидаты от ДПМ от одномандатных избирательных округов.
В общем, ДПМ предлагает обществу программу созидательного развития и готова на практике ее реализовывать.
А что предлагает радикальная оппозиция в лице блока ACUM?
Они предлагают бороться с ДПМ. Почему?
ACUM. Немного истории
Майя Санду до конца 2014 года была у власти. Более того, она надеялась, что не только останется там после выборов в ноябре 2014 года, но и станет премьер-министром. И все эти годы ее не смущало, что членами властной коалиции кроме ЛДПМ, членом которой она являлась, были ДПМ и ЛП. За все эти годы она ни разу публично не осудила действия власти. Не говоря уже о том, чтобы ее демонстративно покинуть. После того, как ее кандидатуру не поддержали на пост премьер-министра, и она оказалась не востребована в новой структуре власти, сформированной после выборов 2014 года, Санду выпала из властной колоды. Многие нынешние соратники Майи Санду были близки к власти, работали послами, советниками, а также при помощи властных структур промышляли в качестве «грантоедов».
После января 2016 года они многое потеряли.
Задолго до этого потери понес и Андрей Нэстасе, который был связан с бизнесменами Цопами, осуждёнными молдавским судом.
В общем, в блоке собрались те, кто оказался обижен властью, либо имел с ней конфликт.
Их обуревает жажда мщения. Отсюда их радикализм. Отсюда их политические приоритеты.
Вот некоторые цитаты из их выступлений на открытии старта избирательной кампании:
Санду: «Мы больше не можем терпеть эту несправедливость, когда кучка бандитов издевается над гражданами. Их время ушло…».
Нэстасе: «Мы – те, кто может совершить финальное и демократическое нападение на этот режим…»
Гроссу: «Мы со всеми готовы дать пинка, сами знаете куда, тем бандитам, тем ворам…».
И это сказано о тех, кто вытащил Молдову из кризиса и добился значительных успехов в экономике и социальной сфере. И говорится теми, кто закрывал школы, отказывался поддержать рост пособий для матерей, кто прокачивал значительные финансовые суммы через своих родственников…
Слушая этих лидеров понимаешь, что в борьбе за власть они готовы на разрушения, на политические войны.
Примерно в такой же тональности выступает ПСРМ. Они также всем недовольны.
Конечно, нужно быть очень наивным, чтобы ждать от оппозиции хоть какого-то признания очевидных достижений власти. На то она и оппозиция.
Но хотелось бы знать, а что будет делать оппозиция, если вдруг победит? Что она конкретно будет делать, кроме преследования тех, кто был до нее у власти? Хотелось бы знать о людях, которых она предложит в состав своего правительства. Общество хочет получить информацию, не только какие пенсии и зарплаты они нарисовали в своих программах, но где они возьмут деньги на их выплату. Граждане хотели бы знать, закроют ли программы, реализуемые сегодняшней властью: «Хорошие дороги для Молдовы» и «Водопровод в каждое село», «Первый дом» и т.д. или наоборот, расширят их? Хотелось бы понять, поддерживает ли оппозиция реализуемую командой ДПМ программу «Новая индустриализация Молдовы» или откажется от приоритетного внимания к развитию промышленности?
Пока нет ответов на эти и многие другие вопросы.
Пока мы видим, с одной стороны, партию, которая хочет созидать. Это ДПМ. И видим, с другой стороны, партии, которые хотят воевать, дестабилизировать политическую ситуацию в Молдове. Хотят власть ради власти. Это ACUM и ПСРМ.
Так что нас ждет после 24 февраля? Стабильность и созидание или непрерывные политические войны?
Ответ мы узнаем 25 февраля. Надеюсь, что большинству моих сограждан не всё равно, каким будет ответ.