Главные новостиНовости

«Величайший актер современности»: не стало Олега Табакова

Актер, режиссер и педагог, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова Олег Табаков ушел из жизни в возрасте 82 лет в Москве. Большинство фильмов с его участием знают и любят все россияне — «Война и мир», «Живые и мертвые», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов». Олег Павлович знаком многим и по детским мультфильмам: именно он озвучил кота Матроскина из «Простоквашино».

Друзья и коллеги Табакова отмечают его остроумие, умение смеяться над собой, легкость включения в сценический образ, мастерство и дружелюбие. Соболезнования в связи с уходом актера высказали писатель Михаил Жванецкий, худрук Малого театра Юрий Соломин, актер Сергей Юрский, режиссер театра имени Пушкина Евгений Писарев.

«Величайший актер современности, непревзойденный исполнитель и выдающийся театральный руководитель, талантливый педагог, воспитавший целую плеяду отечественных артистов первой величины», — сказала о Табакове вице-премьер российского правительства Ольга Голодец. По ее мнению, актер умело сочетал искренность, легкость, глубину и мастерство.

Табаков тяжело болел и находился в больнице с ноября 2017 года. Известие о его смерти стало, по словам режиссера Владимира Меньшова, «оглушающим».

Многие коллеги Табакова не смогли найти слов, чтобы высказать свое горе, они также просили прессу с уважением отнестись к памяти актера. «Сейчас мы в театре его помянем. Должна быть минута молчания, и она должна некоторое время длиться», — сказал ТАСС актер Сергей Юрский.

Лелик Табаков

Кадр из фильма режиссера Григория Чухрая "Чистое небо", 1961 годОлег Табаков в роли Балалайкина и Валентин Гафт в роли Глумова в спектакле "Балалайкин и К" по сатирическому роману Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия" в театре "Современник", 1973 год

Марина Зудина в роли Елены Андревны, Олег Табаков в роли Александра Серебрякова и Ирина Пегова в роли Сони в спектакле Московского театра О. Табакова "Дядя Ваня" в постановке Миндаугаса Карбаускиса, 2004 годАктеры Станислав Любшин, Ирина Мирошниченко, художественный руководитель театра Олег Табаков, актриса Марина Зудина, актер Владимир Кашпур (слева направо на втором плане), актеры Анатолий Белый, Дарья Мороз, Сергей Безруков и Игорь Верник (слева направо на первом плане) на сборе труппы в МХТ имени Чехова, 2008 год

 

Актеры Станислав Любшин, Ирина Мирошниченко, художественный руководитель театра Олег Табаков, актриса Марина Зудина, актер Владимир Кашпур (слева направо на втором плане), актеры Анатолий Белый, Дарья Мороз, Сергей Безруков и Игорь Верник (слева направо на первом плане) на сборе труппы в МХТ имени Чехова, 2008 год

В 2014 году художественный руководитель театров "Табакерка" и МХТ имени Чехова Олег Табаков стал лауреатом Межгосударственной премии "Звезды Содружества". Церемония прошла в Большом театре

 

 

 

 

 

 

 

 

Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство Табаков вспоминал самыми теплыми словами.

«Солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг — только любящие люди — мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра — Женя и Мирра. Я все-таки застал относительно короткий, но очень важный для ребенка период благополучия в семье», — писал Табаков в автобиографии.

В детстве Табаков много читал, тогда же начал увлекаться театром. Однако беззаботное детство кончилось в июне 41-го: тогда, по его словам, «началась совсем иная жизнь». Отец ушел на фронт, а Олега с матерью эвакуировали на Урал — в военные годы она трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись.

Олег Табаков писал отцу письма, подписываясь «Маршал Лелик Табаков», объясняя это тем, что с детства «честолюбив был не в меру». Настоящей войны артист, по своему признанию, не испытал.

«Помню лишь огромное красно-черное зарево над Саратовом, когда горел разбомбленный нефтезавод «Крекинг». Для нашей семьи тяготы войны были связаны с голодом, хотя Саратов и считался городом сытым, хлебным. А кто-то на голоде обогащался. Как на любой войне», — отмечал он.

Желание стать артистом

В поселке Эльтон в возрасте восьми лет мальчик пошел в школу, где учиться ему было, по его признанию, «совершенно не трудно». «Никакой общественной <…> работой не занимался, поскольку был слишком для этого честолюбив. Искал иной, более громкой славы», — писал он.

Окончательно определиться с профессией Табакову удалось в восьмом классе, когда он попал в детский театр «Молодая гвардия» Натальи Сухостав. «Для меня это было счастливым попаданием в то занятие, которого мне недоставало», — вспоминал Табаков. Он посещал кружок трижды в неделю.

В скором времени юный артист получил свои первые роли в пьесе Цезаря Солодаря «У нас каникулы», а также в «Красном галстуке» Сергея Михалкова. Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Его приняли в Школу-студию МХАТ. В ту пору, по словам Табакова, «начались волшебные дни».

Студенческие годы

Табаков «учился по завету классика: чему-нибудь и как-нибудь». «Если говорить о том, что я называю словом «ремесло», то весь курс «мастерство актера» промахивался на автомате. Мало что было понятно на более-менее сознательном уровне», — признавался актер.

Своим главным достижением на втором курсе он называл отрывок из «Ревизора», где он играл Хлестакова. Эта роль, по его словам, заняла «чрезвычайно важное и драматичное место» в его жизни.

В 1956 году он с группой единомышленников — выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков играл студента Мишу. Репетировали четыре месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года.

Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. В начале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел» (который позже получил название «Саша вступает в жизнь»).

Он называл кинематограф «безусловным искусством в актерском ремесле». «Если артист обладает багажом пережитых им чувств, он понимает, про что играет, и, значит, у него есть шанс для дальнейшего развития», — утверждал Табаков. Известность пришла к Табакову после выхода в 1960 году на экраны двух картин: «Люди на мосту» и «Испытательный срок».

Всесоюзная слава

Плотный рабочий график сказался на здоровье Табакова — в 29 лет у него случился инфаркт, врачи советовали завязать с выступлениями навсегда.

«Тяжелая болезнь, перенесенная в молодом возрасте, чрезвычайно способствует осознанию того, что ты <…> можешь уйти со сцены неожиданно и непланируемо <…> Главное, что я понял, выйдя из больницы: впредь я буду заниматься только тем, что сочту интересным и нужным. С тех пор так и живу», — вспоминал Табаков.

Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков был награжден Знаком Почета. В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.

Три года спустя он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова. В эпопее о похождениях героев в исполнении Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена. В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино», а через год зрители увидели его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера».

В 1980 свет появилась картина Михалкова с Табаковым в главной роли — «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре Embassy с аншлагом.

Обучение молодого поколения

В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ, где первой ролью Табакова стал Сальери из «Амадея». После распада СССР Табаков продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли», «Внучка президента» и др.) и регулярно выходил на сцену. В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ, а в 2000 — художественным руководителем МХТ им. Чехова.

Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский, Максим Матвеев и др.). «Жизнь несовершенна, но миром правит <…> вера, твое собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь», — признавался Табаков.

Он призывал не бояться быть глупым, смешным, нелепым. «Человек так устроен, что в нем масса интересного чаще всего остается за кругом нашего внимания. Мы идем по первому слою», — говорил мастер.

Подробнее на ТАСС:

You may also like

0 %