Госдеп: новые санкции США против ОПК РФ могут и не потребоваться
Сегодня мы проинформировали Конгресс [США], что это законодательство (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», CAATSA — прим. ТАСС) и его имплементация сдерживают российские военные продажи. Мы считаем, что иностранные правительства после вступления в силу закона CAATSA отказывались от планировавшихся или анонсировавшихся закупок у России военной техники на несколько миллиардов долларов», — отметила Науэрт.
«С учетом продолжительных графиков, обычно связанных с крупными оружейными сделками, результаты этих усилий только начинают проявляться, — заявила глава пресс-службы Госдепартамента. — С этой точки зрения, если закон работает, то введение санкций в отношении конкретных организаций или отдельных лиц может не потребоваться, поскольку законодательство в действительности служит средством сдерживания».
«Дальнейшие детали [на этот счет] содержатся в засекреченном докладе, который мы передали Конгрессу [США]», — уточнила Науэрт, не вдаваясь в подробности.
В пресс-службе Госдепартамента корреспонденту ТАСС заявили, что исполнительная ветвь власти США использует CAATSA таким образом, «как и намеревался Конгресс, чтобы оказать нажим» на Москву и снять обеспокоенность Вашингтона по поводу якобы имеющей место «агрессии на Украине, вмешательства во внутренние дела других государств и нарушений прав человека» со стороны России. «Иностранные правительства и организации частного сектора были предупреждены как в публичном, так и в частном порядке, в том числе на высшем уровне в Госдепартаменте и другими должностными лицами американского правительства, когда это было уместно, насчет того, что существенные транзакции с включенными в [черный] список российскими структурами приведет к применению [американских] санкций», — подтвердили в пресс-службе.
О законе
CAATSA был подписан в августе прошлого года президентом Дональдом Трампом. Этот закон предусматривает ужесточение односторонних санкций в отношении России, Ирана и КНДР и предостерегает американские и иностранные компании от заключения соглашений о сотрудничестве или контрактов с российскими предприятиями и ведомствами из «оборонного и разведывательного секторов».
Меры против ОПК
Статья 231 закона гласит, что через 180 дней после его вступления в силу, то есть к 29 января, президент США должен «ввести пять и более санкций» в отношении тех, кто, как установил глава государства, участвует в крупных сделках или иных значительных финансовых операциях «с лицами, входящими в оборонный и разведывательный сектор правительства России или действующими от их имени, в том числе с Главным управлением Генерального штаба Вооруженных сил России и ФСБ».
В рамках применения данной статьи в октябре прошлого года Госдепартамент направил в Конгресс список организаций и ведомств России, сотрудничество с которыми для третьих лиц в перспективе может грозить санкциями. При этом ряд обозначенных в этом «контрольном списке» структур уже давно внесен в черные списки американского министерства финансов США. Среди таких фирм и ведомств оказались, в частности, «Алмаз-Антей», Ижевский механический завод, концерн «Калашников», «Рособоронэкспорт», «Уралвагонзавод», корпорации «МиГ», «Сухой», Главное управление Генштаба ВС, ФСБ и СВР.
Перечень санкций, которые теперь обязан применить Трамп, прописан в отдельной статье закона. Всего его авторы разработали 12 вариантов ограничительных мер. К примеру, те, кто работают с перечисленными выше российскими структурами, рискуют потерять доступ к американскому рынку и право на въезд в США.
Потенциально под эти карательные меры попадают в том числе зарубежные союзники и партнеры США.