Главные новостиМнениеНовости

Молчаливое согласие или бездействие Гагаузии в правительстве Молдовы

Как звучит голос Гагаузии в правительстве Молдовы на примере одного заседания.

Все знают, что башкан Ирина Влах по должности является и членом правительства Молдовы. Но мало кто знает, как участвует глава автономии в работе исполнительной власти. Ведь помимо юридических и политических вопросов, непосредственно связанных со статусом Гагаузии, в работе правительства часто решаются вопросы, которые так или иначе касаются интересов жителей нашего региона. И в этом плане интересно, какие вопросы башкан представляет на суд коллег, какие решения поддерживает, какую позицию высказывает.

Что бы узнать, как звучит голос Гагаузии на заседании правительства, и вообще, какие вопросы нынче актуальны для наших министров, я нашёл на одном из сайтов прямую трансляцию заседания Кабмина, которое было в среду, 14 декабря. В целом – ничего особенного, обычные рутинные вопросы. Но кое-что всё-таки зацепило внимание.

На последнем заседании правительства Ирина Влах отсутствовала, поскольку в эти дни находится с официальным визитом в Турции. Вместо неё Гагаузию представляла её заместитель Олеся Танасогло. В повестке дня значился один вопрос, связанный в Гагаузией, который должен был представлять министр Юстиции. Речь шла о заключении правительства на парламентский законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон об особом правовом статусе Гагаузии. Что это за законопроект и какое заключение на него хотел предложить министр юстиции (если я правильно понял, для утверждения законопроекта в парламенте, необходимо положительное заключение правительства) осталось тайной – Олеся Танасогло попросила снять этот вопрос с голосования в связи с отсутствием башкана.

В воздухе повисает вопрос: в чём смысл присутствия башканского зама, если она не готова проголосовать за этот вопрос. Но не будем цепляться – возможно, вопрос действительно важный и Влах хотела бы лично озвучить свою позицию. Подождём следующего заседания.

Но это не единственный вопрос, где должен был прозвучать, но не прозвучал голос Гагаузии. Так, министр здравоохранения Руксанда Главан представила два вопроса, затрагивающие интересы русскоязычных жителей. Первый из них – заключение правительства на проект закона, с которыми выступили ряд депутатов, предусматривающий, что бы инструкции к лекарствам прилагались не только на государственном, но и на русском языке. И второй вопрос – так же заключение правительства на другой депутатский законопроект, предусматривающий, что бы информация, которая выставляется в помещениях медицинских учреждений дублировалась и на русском языке. Заключения правительства по обоим вопросам были отрицательными и за них единогласно проголосовали все присутствующие на заседании.

Обсуждать, почему члены правительства выступили против озвученных инициатив, нет смысла. То, что интересы русскоязычных граждан в Молдове нарушаются изо дня в день – не новость. А вот почему против этих антинародных решений правительства не выступила представитель Гагаузии, хотелось бы услышать.

У Олеси Танасогло нет пожилых родственников,
которые бы сталкивались с проблемой недоступности информации о лекарствах? Наверняка есть. Как бы она объяснила им причину своего молчания? Это же не какая то большая политика. Это элементарные потребности людей. Уверен, что многим даже молдоязычным жителям удобнее читать инструкции к лекарствам на русском, поскольку специальные термины они воспринимают легче на русском. Иногда доходит до абсурда: лекарства, произведённые в России тоже продаются с молдавской инструкцией! Одним словом, можно было найти тысячу и один аргумент в пользу положительного заключения правительства. Пусть даже члены Кабмина не поддержали бы, но взять слово и высказаться по этому вопросу Танасогло была обязана. Есть вопросы, когда нельзя молчать при любом возможном исходе, и это был как раз тот случай.

Любопытно, что всю повестку министры проголосовали без обсуждений. Примерно три десятка вопросов были представлены в течении часа, то есть, в среднем, каждый вопрос занял около двух минут. Вряд ли министры могли голосовать в «конвеерном» темпе, заранее не ознакомившись с вопросами. Исходя из этого, делаем вывод, что с проектами заключений правительства по медицинским инициативам, Ирина Влах должна была быть ознакомлена заранее. И если у неё была позиция по этим вопросам, отличная от коллег, она должна была поручить своему заместителю высказаться на заседании. Но этого не произошло.

А потом мы ещё жалуемся что голос Гагаузии не слышен в Кишинёве. Да, не слышен. Но только ли Кишинёв виноват в этом?

Сергей Кывыржик

Источник: gagauz.md

См. также

См. по теме:Главные новости

0 %