Приговор Гуцул в первой инстанции: хроника событий вторника и среды
Суд первой инстанции вынес решение по делу башкана Гагаузии Евгении Гуцул и представителя актива запрещённой партии «ȘOR» Светланы Попан: они были осуждены на 7 и 6 лет лишения свободы соответственно.
Был перекрыт вход и в само здание: пускали лишь по пропускам. СМИ снова пустили по неведомому запросу, как это было накануне, в день слушаний по делу Марины Таубер.
Юрий Кузнецов заявил, что полиция пропустила за своё незаконно установленное оцепление представителя прессы, аффилированной PAS.
Когда Евгения Гуцул прибыла в суд, полицейский кордон пустил за оцепленный периметр вокруг главного входа в суд только подсудимую и её младшего сына. Муж башкана, её мать и старший сын вместе с членами команды были оттеснены и остались за оцеплением.
Депутата парламента Молдовы Регину Апостолову тоже не пустили в здание суда. В государственное учреждение, кстати.
Судилище оказалось довольно скорым на принятие решений: Евгению Гуцул и Светлану Попан признали виновными и арестовали прямо в зале суда. Родные башкана были шокированы приговором.
На претензию гражданского активиста из Гагаузии Ивана Бессараба полицейский ответил: «Вы должны говорить только на государственном языке!«
У здания суда прошёл митинг в поддержку Евгении Гуцул и Светланы Попан.
«Будут подключены все юридические способы, все адвокаты, включая международных, которые выразили свое желание помочь защитить права Евгении Гуцул и Светланы Попан в ЕСПЧ!» — заявил выступивший на митинге депутат парламента Вадим Фотеску.
Депутат парламента Регина Апостолова резко раскритиковала происходящее:
«Мы можем только подтвердить: судебная система захвачена. Все демократические нормы, все права человека — грубо нарушены. Остаётся только одно слово: позор!»
Глава парламентской группы «Победа» Василий Боля прокомментировал ситуацию вокруг вынесения приговора башкану , назвав происходящее проявлением агонии действующего режима.
«Мы стали свидетелями беспрецедентных мер безопасности у здания суда. Полицейские, карабинеры, люди в штатском окружили весь периметр. Вход был закрыт абсолютно для всех — даже для меня, депутата, обладающего правом доступа на режимные объекты», — заявил Боля.
Активист партии «Возрождение» Юрий Витнянский прокомментировал действия властей в день оглашения приговора Евгении Гуцул, заявив, что происходящее стало очередным доказательством отсутствия в стране свободы слова и правосудия.
«На митинг не пускали никого, кроме «своих» журналистов. Это ещё раз показало: свободы слова у нас давно нет. Все, кто не поддерживает власть, для них чужие», — отметил Витнянский.
Позже у стен тюрьмы №13 прошёл митинг в поддержку Евгении Гуцул и Светланы Попан. Участники акции скандировали: «Гуцул с нами! Мы с Гуцул!», «Защитим свой выбор! Защитим Гуцул!», «Гагаузия требует справедливости!», «Светлана, мы с тобой!», «Политический заказ не пройдёт!».
Люди требовали освободить избранных представителей автономии и остановить политические преследования.
Заместитель главы Исполкома Гагаузии Илья Узун выступил перед участниками митинга у пенитенциара №13. Он выразил поддержку лидеру региона и заверил, что борьба за её освобождение будет продолжена.
«Евгения Александровна, сегодня, возможно, самый тяжёлый день в вашей жизни. Но вы ничего не нарушали — и правда на вашей стороне. Народ вас любит, мы с вами рядом и будем бороться за вас каждый день», — заявил Узун.
Акция в поддержку политзаключённых продолжилась и в среду.
Юрий Витнянский, один из лидеров партии «Возрождение», отметил, что принятое судом решение — исключительно политическое, акт мести и давления. Именно так Майя Санду сегодня пытается уничтожить оппозицию и отомстить всей Гагаузии за инакомыслие.
«Эти события должны мобилизовать общество и напомнить нам о солидарности. И я хочу обратиться к судьям, прокурорам и сотрудникам правоохранительных органов: не забывайте, что вами тоже пользуются. Мы все были свидетелями — как только нужные уголовные дела были созданы, а судьи вынесли «правильные» для Майи Санду приговоры, этих людей просто выбрасывали, как использованную тряпку», — констатировал политик.
«Евгения Гуцул — мать, и я тоже мать, и я понимаю, как страшно — оставить такого маленького ребенка одного. За что ее осудили? За что дали семь лет? За что? Это невозможно понять. Буду выходить на протесты, пока хватит сил и здоровья», — заявила одна из участниц митинга.
Митинг в поддержку башкана прошёл и в Комрате. На площади у здания Исполкома люди протестовали против несправедливого приговора, вынесенного Гуцул и Попан.
Муниципальный советник Комрата Иван Паня высказался в поддержку главы Гагаузии Евгении Гуцул.
«Их цель — устранить Гагаузию от башкана любой ценой. Суд был сфальсифицирован. Где доказательства? Провести новые выборы в Гагаузии невозможно. И пусть весь мир знает: Гуцул — действительный башкан», — заявил он.
«Сегодня арестовали башкана, завтра придут за вами. Пора переходить от слов к реальным действиям», — заявил Влах.
Приговор Евгении Гуцул поднял волну негодования как в Молдове, так и за её пределами. Своё отношение к беспределу правящего режима выразили видные политики из России, Турции, Болгарии и других стран. Гуцул объединила оппозиционные партии и простых граждан Молдовы, став символом сопротивления правящему режиму.