Обыски и аресты в примэрии Оргеева — хроника событий
В пятницу, 11 октября, представители НЦБК ворвались в примэрию Оргеева и устроили обыски в лучших традициях: со спецназом в масках. Официальный повод – дело о незаконном финансировании политических партий и избирательных фондов, которому, кажется, ни конца ни края не видно.
Сотрудники НЦБК провели обыски в здании местной администрации, в том числе в кабинетах, которые арендует депутат Марина Таубер.
Прибывшая на место событий Таубер заявила, что сотрудники правоохранительных органов проникли в ее кабинеты незаконно, поскольку к обыскам она не имеет никакого отношения. Более того, по закону народный избранник пользуется депутатской неприкосновенностью, которая распространяется и на ее офисы.
«Санду знает, что 20 октября Оргеев и его жители будут голосовать против неё и Евросоюза!» — заявила Таубер, объяснив причину обысков НЦБК в примэрии Оргеева.
Таубер показала контракт на аренду помещений у примэрии Оргеева.
Тем временем сотрудники Центра по борьбе с коррупцией отказались отвечать на вопросы журналистов, а людей выставили из офисов в коридор.
Сотрудники НЦБК ворвались и в кабинет примара Татьяны Кочу. Глава местной администрации назвала «маски шоу» политическим давлением со стороны действующей власти.
«Ни в кабинете, ни на рабочем компьютере ничего не нашли. Мы знаем, что это инсценировка Санду и PAS, потому что приближаются выборы и они боятся блока «Победа», особенно муниципалитета Оргеева, который скажет «Нет» референдуму. Поэтому прибегли к политическому давлению и шантажу», — заявила мэр Оргеева.
В результате обысков государственных служащих, включая мэра и заместителя мэра, инспекторов и районных советников, а также главного архитектора Оргеева, проведенных сотрудниками НЦБК под процессуальным руководством прокуратуры Кишинева, подозреваемыми признаны 18 человек, 4 из которых были задержаны и помещены в изолятор НЦБК на 72 часа.
В воскресенье, 13 октября, у здания в суд кишинёвского сектора Чеканы, где рассматривалась мера наказания для четырёх, ставших жертвами репрессий властей, задержанных женщин из Оргеева, собрались люди, возмущенные происходящим произволом, и провели акцию протеста.
Марина Таубер в качестве депутата парламента попыталась пройти в учреждение, куда привезли задержанных, чтобы узнать, нуждаются ли они в чём-либо и каково их состояние, но ей не позволили это сделать.
На митнге протеста Таубер напомнила о том, что и накануне ей не позволили сделать это в НЦБК, куда она приехала с адвокатом. По словам Таубер, это является нарушением законодательства, так как статус депутата предоставляет ей право на подобные действия.
Прибывший в суд прокурор муниципальной прокуратуры Аугустин Настас, который ведёт дело четырёх деженщин, задержанных в Оргееве, отказался назвать причину задержания и аргументы для их содержания под стражей. Вместо этого он сухо «съехал» на пресс-релиз.
Между тем суд и не скрывал свою предвзятость:
«Вчера провластный канал PRO TV Chișinău дал новость о том, что четыре задержанные девушки будут помещены под 30-дневный арест. Это им заранее известно сегодняшнее решение суда? Или правосудие вершится на телевидении? О какой законности мы тогда говорим?», — негодовал активист блока «Победа» Иван Гучи.
В конечном итоге, по решению суда об определении меры пресечения, задержанные — Стелла Фрунзэ и Оксана Вудвуд были арестованы сроком на 30 суток — правда, речь в данном случае о домашнем аресте, с ношением электронного браслета.
Николета Колун, третья задержанная в Оргееве, также получила домашний арест на 30 суток.
А вот Елене Тонян, эмоционально отреагировшей на вопросы придворной прессы, назвав «PASовские СМИ такими же лгунами, как и Санду», следующие 30 дней придётся провести в заключении — в кишинёвском пенитенциарном учреждении номер 13.
Любопытен иоказателен тот факт, что это решение суда может быть оспорено в Апелляционной палате в течение, почему-то, лишь трех дней.
Тем временем адвокаты арестованных, не согласные с таким решением суда, высказались по этому поводу:
«Мы не согласны с таким решением суда и считаем, что в принципе не было оснований для задержания девушек. И нет доказательств, которые бы давали основание для их задержания. Решение суда по всем четырём девушкам будет оспорено в Апелляционной палате», – заявил адвокат Вадим Банару.