АналитикаГлавные новостиНовости

Миллиард завернули в пакет. Что нужно знать о семи законах, принятых в обход парламента

Пакет из семи законопроектов, принятых правительством под свою ответственность, всего за неделю прошел все процедуры, включая вотум кабмину и промульгацию президентом.
Наибольший резонанс вызвало решение правительства о переводе в госдолг 14 млрд леев, выданных трем ликвидируемым банкам. Эксперты утверждают, что этот вариант решения проблемы был наихудшим из всех возможных — сообщает портал Newsmaker
Президент Николае Тимофти 4 октября промульгировал пакет из семи финансвых законопроектов, ответственность за которые 26 сентября взяло на себя правительство. На следующий день эти законы, в число которых входит и решение о переводе 14 млрд леев в разряд госдолга, были опубликованы в «Официальном мониторе» и вступили в силу.
Премьер-министр Павел Филип заявил, что кабмин взял ответственность за эти законопроекты, потому что «классическая процедура их принятия заняла бы несколько недель, которых нет». По словам премьера, если в октябре Молдова не подпишет соглашение с МВФ, одним из условий которого являются эти финансовые законы, она потеряет миллионы внешней помощи, разблокирование которой обусловдено новым меморандумом с МВФ.
И вся недолга
https://i.simpalsmedia.com/point.md/news/thumbnails/large/7633edb32216244ca1be32eb802c4d10.jpg
Наибольший общественный и политический резонас вызвал один из семи законопроектов, предполагающий перевод в разряд госдолга 14 млрд леев госпомощи трем ликвидируемым банкам — Banca de Economii, Banca Socilă и Unibank. Именно этот законопроект стал основанием для провалившейся инициативы оппозиции об отставке правительства Филипа.
Законопроект предусматривает, что минфин выпустит государственные ценные бумаги (ГЦБ) на сумму 13,6 млрд леев и передаст их в управление Нацбанка, который выдал 14 млрд леев трем банкам из своих резервов под гарантии правительства (по информации властей, 0,5 млрд леев уже возвращены за счет продажи активов этих банков). Облигации выпустят под 5% годовых и сроком погашения до 25 лет.

В интервью NM Армашу сказал, что за счет банковских активов предполагается вернуть еще 1,5 млрд леев. Министр также заверил, что все компетентные структуры сейчас нацелены на возврат выведенных их трех банков миллиардов. «Сегодня открыты уголовные дела на очень многих участников этой кражи. Стоимость их активов оценивается в 5-6 млрд леев, и если их вина будет доказана, государство экспроприирует их собственность», — сказал Армашу.

Решение кабмина о переводе этих денег в разряд госдолга он назвал «трудным, но правильным». По его словам, «правительство, которое не исполняет своих обязательств (деньги были выданы под гарантии правительства. — NM), обречено на изоляцию». И дречь «даже не о правительстве, а о стране, с которой никто не будет иметь дела», сказал Армашу. По его мнению, в этом вопросе «даже выбора не было — играть или не играть по этим правилам», потому что «у нас нет возможности не играть по этим правилам».

По словам министра, благодаря выпуску ГЦБ минфин будет ваыплачивать Нацбанку 700-800 млн леев в год — в эту сумму входит погашение самого кредита и проценты по нему.

По подсчетам финансового аналитика, социалиста Владимира Головатюка, общая сумма в результате составит не менее 25 млрд леев. К таким же выводам пришли и эксперты независимого аналитического центра Expert-Grup, по расчетам которых проценты добавят к 14 млрд еще около 11,5 млрд леев.

Еще шесть

Среди еще шести принятых правительством законопроектов — три законодательные инициативы Нацбанка: «Об оздоровлении банков и банковской резолюции», «О едином центральном депозитарии ценных бумаг» и о поправках в законы, регулирующие банковский сектор.

Первый законопроект, как отмечается в пояснительной записке к нему, вводит новые инструменты, с помощью которых НБМ сможет предотвратить банкротство банка или уменьшить последствия от него. Управление кризисом в банке предполагает три стадии: подготовка, раннее вмешательство и банковская резолюция.

Подготовка предусматривает разработку планов по оздоровлению финансовой ситуации, которые должны обновляться раз в год, при этом в этих планах запрещено опираться на получение публичной финансовой помощи. Раннее вмешательство предполагает действия со стороны НБМ, в том числе рекомендация о смене руководства банка. «Банковскую резолюцию» НБМ может применить, если предыдущие меры не помогли: в этом случае речь идет о продаже банка, как бизнеса, привлечение бридж-банка (банка, выкупающего работоспособные активы, ликвидные пассивы и клиентскую базу у терпящего крах банка), выделение активов банка для возможной последующей их продажи и др.

Законопроект о центральном депозитарии ценных бумаг предполагает его создание. Депозитарий будет создан в виде акционерного общества, в котором доля Нацбанка должна составлять не менее 76%. Необходимость такого депозитария НБМ объясняет уязвимостью действующих регистраторов, несоответствием их информационных систем для учета ценных бумаг нормативным требованиям и др.

Ранее глава департамента платежных систем Нацбанка Ольга Мовилэ объясняла NM, что единый депозитарий объединит в себе полномочия двух существующих депозитариев, а также независимых регистраторов.  Единый депозитарий будет заниматься открытием и администрированием счетов в ценных бумагах, регистрацией ценных бумаг, их управлением и пр.

Третий законопроект — это изменения в законы «О Национальном банке Молдовы», «О финансовых учреждениях», «О гарантировании депозитов физических лиц», «О долге публичного сектора, госгарантиях и госкредитовании», «Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении», «О госзакупках», а также в Уголовный и Трудовой кодексы. В пояснительной записке отмечается, что поправки к этим законам связаны с внедрением положений нового закона «Об оздоровлении банков и банковской резолюции», а также с необходимостью «укрепления» законодательства, регламентирующего открытие филиалов иностранных банков в Молдове.

Последние три законопроекта из «пакета семи» — поправки в госбюджет и бюджеты социального и медицинского страхования. Доходы и расходы госбюджета сокращены на 2 млрд леев. Доходы, как объясняет правительство, сократились из-за падения объема внешней торговли, снижения уровня инфляции и изменения курса лея. Сокращение расходов, порешению правительства, коснется дорожного фонда, сельхозсубсидий, фонда регионашльного развития и др. Фонд соцстраха увеличат на 84,8 млн леев — до 15 млрд леев, а фонд медстраха сократят на 59,2 млн леев — до 5,8 млрд леев.

Что говорят эксперты

Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что законопроекты, разработанные Нацбанком, будут работать, но только в том случае, если в это не будут вмешиваться власти. «Пока политическое влияние не исключено, можно принимать сколь угодно хорошие законы, но их реализация будет ущербна», — считает Ионицэ. Он также уверен, что правительство, переведя 14 млрд леев в разряд госдолга, выбрало наихудший вариант из возможных.

С тем, что перевод в госдолг — отнюдь не единственный и точно не лучший вариант решения проблемы 14 млрд, согласны и другие экономические эксперты. Виктор Чобану при этом отметил, что перевод этих денег в госдолг был «запрограммированным» и является частью «всей цепочки взятия несколькими правительствами ответственности за несколько пакетов законопроектов». По словам Чобану, нынешний шаг — это логическое завершение: «Тогда готовилась почва для вывода денег, а сейчас стрелки перевели на все население». Эксперт также уверен, что подобные решения не могут приниматься в обход парламента.

Аналитический центр Expert-Grup указал на шесть проблем, связанных с переводом 14 млрд в госдолг, и назвал три альтернативных варианта решения проблемы.  К проблемам Expert-Grup отнес непрозрачность принятия правительством решения по этому пакету законопроектов, недемократический характер принятия решения, принятие решения на фоне минимального прогресса в преодолении последствий банковской кражи, необоснованность годовой ставки в 5% по ГЦБ, а также моральный аспект правительственного решения о переводе в госдолг 14 млрд леев и его «социальную несправедливость».

В Expert-Grup подчеркнули, что взятие правительством на себя ответственности в обход парламента применяется в форс-мажорных ситуациях, когда речь идет об угрозе существования государства или жизни людей, чего не было в данной ситуации. Эксперты центра также отметили нетранспарентность и скромные результаты уголовного расследования кражи из банковской системы.

По подсчетам Expert-Grup, процентная ставка по ГЦБ добавит к 14 млрд леев госдолга еще 11,5 млрд леев, при этом в соответствии со схемой правительства большая часть долга будет возвращена за счет граждан страны. Эти деньги, отмечает Expert-Grup, будут возвращать «налогоплателдьщики, а не а не люди/институты, ответственные за предотвращение [кражи]». При этом, напоминают эксперты, половина из этих 14 млрд пошла на покрытие межбанковских депозитов, размещенных в этих трех банках, которые не имеют ничего общего с депозитами физических лиц.

По мнению Expert-Grup, существует три альтернативы решению правительства. Первая — опротестовать законность выдачи этих 14 млрд леев под госгарантии. Вторая — реэшлеонирование погашения этого долга правительства перед Нацбанком. В этом случае должен быть создан спецфонд, через который кабмин будет перечислять деньги Нацбанку. «Доходы этого фонда должны складываться за счет реализации активов ликвидируемых банков, возврата украденных денег и других исключительных источников, например, прибыли Нацбанка», — полагают в Expert-Grup. Третья альтернатива — это создание инвестиционного фонда. Этот фонд, как предлагает Expert-Grup, будет аккумулировать деньги от реализации активов и возврата украденного, но не перечислять их сразу Нацбанку, а увеличивать их, например, предлагая доступные кредиты для малого бизнеса.

You may also like

0 %