Накануне шухера: какой подходит Гагаузия к Съезду народных депутатов
Через несколько дней в Комрате состоится Съезд народных депутатов Гагаузии. Пройдёт он на фоне затянувшегося административного кризиса, вызванного противостоянием законодательной и исполнительной властей автономии, в то время как центр всячески стремится урезать полномочия региона.
Кишинёв, заметим, так и не отреагировал на озвученные ещё весной требования депутатов Гагаузии привести законы страны в соответствие с особым правовым положением автономии.
Ранее глава Народного собрания Дмитрий Константинов подлил масла в огонь, заявив о «Гагаузской Республике». И реакция Кишинёва последовала незамедлительно: были озвучены угрозы, после чего Константинову пришлось сдать назад.
То, что происходит вокруг башкана сейчас, – абсолютная премьера для региона. Ранее ещё никогда процесс назначения нового главы автономии не откладывался на такой продолжительный срок, вопреки всем законам – и не Гагаузии, а страны в целом.
Более того, кишинёвская власть открыто говорит о том, что знает законные методы по недопущению башкана в состав правительства страны, несмотря на то, что это является нарушением Конституции. А если у парламентского большинства получится всё-таки исключить Евгению Гуцул из состава правительства, то проблема гармонизации законодательств республики и автономии вообще станет хронически нерешаемой.
Всё это разыгрывается на фоне внутреннего кризиса в Гагаузии. Народное собрание под руководством уже упомянутого Дмитрия Константинова изо всех сил противится принятию и утверждению новой структуры исполкома. Вернее, структуру, хотя и со скрипом, приняли, а вот состав не хотят утверждать категорически. Чем закончится это противостояние, понять трудно. Вопрос владения гагаузским языком, конечно же, является только поводом – и ничем более.
Простые же люди уже порядком пресытились этой вознёй. Они и так вынуждены последние два года жить под прессингом и попытками наречь их «сепаратистами», в то время как в стране активно культивируются как антироссийские, так и прорумынские настроения. Россия, между тем, остаётся и главной надеждой гагаузов, и главным инвестором в регионе, оказывая как экономическую, так и гуманитарную помощь.
Даже бывший башкан Гагаузии Ирина Влах, активно заигрывающая с Западом и выучившая румынский язык, не отрицает ведущей роли Российской Федерации. Она, кстати, дала понять, что намерена участвовать в политической жизни страны, оппонируя действующему президенту Майе Санду.
Вот на таком фоне мы подходим к Съезду народных депутатов 9 сентября. Будет ли достигнут компромисс, непонятно. Но очевидно, что если нет, то проиграют от этого, в первую очередь, сами гагаузы.