Выбор редакцииКультураЭто интересно!

«Картины славы минувших дел…»

(к 200-летию памяти о художнике М. М. Иванове — 16/28 августа)

200 лет минуло с тех пор, как сердце его перестало биться на нашей земле. Но свет его творений идет к нам сквозь дым столетий. Иногда его картины публикуются без указания автора. Но мы знаем, чьи это картины, чьи это гравюры, выполненные по его рисункам. Потому что они уже многие века входят во все исторические энциклопедии, труды, учебники, в том числе и в Молдове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 лет он входил в свиту светлейшего князя Г. А. Потемкина. Вместе с ним переносил все тяготы походов в южных, тогда почти не освоенных краях Российской империи. Прошел путь от поручика-квартирмейстера при Генштабе до премьер-майора. А главное – стал настоящим художником-пейзажистом, художником-летописцем всех важнейших тогда событий, многих примечательных для истории мест. Сохранилось несколько альбомов его рисунков и акварелей. И среди них – «Петр I на реке Пруте», «Штурм Измаила 11(22) декабря 1790 года» (по рисунку Иванова выполнена гравюра С. Шифляра), «Взятие Измаила русскими войсками под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова 11 декабря 1790 года», «Взятие Измаила (со стороны Дуная)» (картины этой серии выполнены во время боя), «Бендеры. Вид на крепость от моста через Днестр», «Вид крепости Аккерман от Днестровского лимана», «Вид на Константинополь, пролив и пристань от султанского сераля» и др.

Ему суждено было быть при выработке и заключении Ясского мирного договора. Он сопровождал Потемкина в последние мгновения его жизни и стал автором рисунка «Смерть Потемкина в Молдавии 5 октября 1791 года».

Когда вернулся в Петербург, на имя императрицы Екатерины II было подано ходатайство, в котором говорилось: «Обер-квартирмейстер Михайло Иванов, в течение долговременной службы, находившись 12 лет при покойном светлейшем князе, многие понес труды в снятии различных видов… сии виды не только в настоящее, но и в потомственное время любопытным взорам могут представить прекрасную картину славы минувших дел…» Он был награжден орденом св. Анны, стал смотрителем коллекции рисунков Императорского Эрмитажа, советником Академии художеств, членом ее Совета.

В 1824 году Эрмитаж купил у вдовы живописца 280 листов его произведений. Оценивая и описывая их, хранитель Эрмитажа Ф. И. Лабенский в служебной записке указывал, что все рисунки Иванова «… состоят почти из эскизов, более или менее оконченных, но при всем этом, заслуживающих особенного внимания; ибо нарисованы будучи отличнейшим по своей части художником с натуры и с мест по отечественной истории весьма значительных, могут быть занимательными не только для любителей изящности, но и для самих художников, а особливо для искусного пейзажиста, которому коллекция сия может служить неисчерпаемым источником красот к составлению прекраснейших увражей по ландшафтной части впоследствии (под названием “Путешествие по живописным местоположениям”), и немалым приращением к собранию рисунков в Эрмитаже находящихся», представляя зрителям «самые прелестные виды Новой России, Крыма, Грузии, Молдавии…».

Михаил Матвеевич Иванов родился в солдатской семье в Новгороде в 1748 году. Вместе с братом успешно окончил Академию художеств. Получил право на поездку в Европу. Стажировался во Франции, Италии, Сицилии, Испании, Швейцарии. От копирования произведений известных мастеров перешел к собственным пейзажам с натуры. В 1779 году вернулся на родину и стал кандидатом в академики. Тогда и был прикомандирован к армии Потемкина. В 1785 году принят в академики. Был женат на Марии Иванове – вдове известного гравера Г. Скородумова, который с его рисунка, вместе с Н. Соколовым, выполнил гравюру «Смерть Потемкина в Молдавии». 23 года преподавал в академии. Скончался 16 (28) августа 1823 года в Санкт-Петербурге. Его младший брат Архип стал скульптором, академиком.

В наши дни сбываются слова скромного хранителя Эрмитажа о значимости наследия М. М. Иванова. В кандидатской диссертации 2005 года искусствоведа Государственного Русского музея О. А. Капарулиной «М. М. Иванов и пейзажная графика в России во второй половине XVIII века» сказано: «…о Михаиле Матвеевиче Иванове можно с полным основанием говорить как об одном из крупнейших пейзажистов XVIII столетия, оказавшим значительное воздействие на формирование русской национальной школы. Ни один русский художник XVIII века так плодотворно и свободно не работал в акварели, как Иванов. Поэтому правомерно считать М. М. Иванова крупнейшим мастером акварели в пейзажном и батальном жанрах. В своих произведениях художник сохранил для последующих поколений Красоту окружающего мира Природы. Ту самую Красоту, которая, по мысли Ф. М. Достоевского, спасет Мир».

Виктор Кушниренко, историк литературы

You may also like

0 %