Для русофобов – «орды Путина», а для гагаузов – исторические друзья
Накануне в Комрате традиционно отметили годовщину принятия закона «Об особом правовом статусе Гагаузии».
Из-за коронакризиса мероприятия не были массовыми. Но в уединении есть своя прелесть – время вспомнить о том, как все начиналось, и к чему сегодня мы пришли.
То, чего не произошло
В начале 90-х в противовес прорумынской политике центральных властей на юге стали строить Гагаузскую республику. Предполагалось, что в нее войдут также и районы, населенные преимущественно болгарами. По приказу премьер-министра Мирчи Друка в октябре 1990 года подавлять «бунт» отправился глава республиканского МВД Ион Косташ. В ответ в Гагаузии были сформированы отряды самообороны. В Чадыр-Лунгу прибыло несколько сот добровольцев, готовых поддержать гагаузов. Все было готово для того, чтобы на юге республики повторились события, подобные тем, что случились в Карабахе или Абхазии. Но еще существовал Советский Союз, и в Кишиневе были вынуждены постоянно оглядываться на Москву. В регион ввели войска, и конфликт погасили. А могло произойти то, что случилось два года спустя на берегах Днестра. Отдельная история — создание батальона «Буджак» и то, как добывалось и пряталось оружие. Каждый сюжет достоин повести.
Комрат в диалоге с Кишиневом был убедителен
Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» был принят, когда президентом был Мирча Снегур, а председателем парламента – Петр Лучинский. Ни тому, ни другому не нужна была сильная автономия на юге республики, которая в лице своих руководителей могла дать по рукам центральной власти. Но представители Комрата были настолько убедительны в своих доводах, что в Кишиневе не решились начинать вторую гражданскую войну. В Европе это оценили, и Молдову начали ставить в пример как страну, которая смогла мирно разрешить сложный межнациональный конфликт.
В 2004 году в столице прошла конференция, посвященная 10-летию принятия Закона. На нее прибыл даже бывший президент Турции Сулейман Демирель. Речь держал Владимир Воронин.
«Десять лет назад один из древнейших тюркских народов на земле обрел, наконец, право на собственное политическое и культурное развитие. И мы горды тем, что это право он получил на молдавской земле», — отметил президент. Причем в последствии у него регулярно возникали трудности в реализации своей политики на территории автономии. Но восемь лет пребывания у власти ПКРМ прошли для региона спокойно.
А вот еще она цитата, на этот раз одного из гагаузских политических лидеров, но под этими словами может подписаться любой житель автономии, объективно оценивающий ситуацию:
«Образно говоря, Гагаузия — это одно из крыльев независимой Молдавии. Второе крыло — это Приднестровье. Лишь обретя оба этих крыла, Молдавия, словно птица, сможет подняться до новых высот в своем независимом развитии. Народ Гагаузии является европейским народом как в силу географического расположения своего края, так и в силу тех христианских ценностей, которые он исповедует в соответствии со своими многовековыми традициями. Но гагаузский народ является одновременно и ветвью могучего тюркского суперэтноса со свойственными ему историческими традициями, ценностями, уважением к старшим, верности взятым на себя обязательствам, преданностью и высокими требованиями к стандартам собственного поведения. Осознавая себя частью молдавского народа и частицей Молдавии, мы всегда будем с уважением и великим почтением относиться также к великому русскому народу и России, будем крепить и развивать дружбу с Турцией и турецким народом».
Гагаузы в состоянии и сами себя защитить
На референдуме 2014 года население автономии проголосовало, за внешнеполитический вектор (Таможенный союз или Европейский союз) за закон «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение». За отложенный статус независимости проголосовали 98,09% принявших участие в плебисците, против — 1,9%. За курс на вступление в Таможенный союз проголосовали 98,47% от явившихся к урнам избирателей, против — 1,52%. Курс, направленный на вступление Молдовы в Европейский союз, поддержали 2,77% избирателей, против выступили 97,22%.
По этому случаю расстроились власти не только в Кишиневе, но и Бухаресте. С тех пор Румыния стала куда больше внимания уделять региону населенному людьми своевольными и чуждыми «европейским ценностям». Бывший посол Молдовы в соседней стране Михай Грибинча, предполагая, что Москва развяжет войну с Киевом, написал в социальных сетях: «Лучшим решением было бы то, что когда Россия начнет атаку на Украину, румынские войска (по приглашению правительства или президента М. Санду) будут двигаться и возьмут под защиту территорию бывшей Бессарабии. Таким образом, произойдет возвращение к границе на Днестре, существовавшей до 1940 года и измененное силой СССР. Нет никакой гарантии, что «Орда Путина» остановится на восточной границе РМ и не продвинется до Прута».
Эти слова – подтверждение того, в чем мы многократно убеждались: насколько чиновники далеки от народа и его мнения, а также насколько разительно отличается ангажированная точка зрения кишиневских властей от проверенной временем позиции жителей Гагаузии. Потому что традиционно дружественный России народ никогда не назовет «ордами» тех, кто всегда их защищал и оберегал. Более того, никакие страшилки, коррелирующие с «русскими танками» Михая Гимпу и Дорина Киртоакэ, совершенно неактуальны в Гагаузии, пока что успешной дистанцирующейся от прозападных тенденций перепрошивки мозгов. Поэтому жители Гагаузии никогда не войдут в русофобскую аудиторию, на которую рассчитаны слова проплаченных политиков и «околополитиков». Особенно когда речь идет о стране, декларирующей многополярность мира и священное право всех государств на многовекторную политику.
Последний бросок?
В то же время, как считают многие комментаторы, центральная власть не намерена давать народу необходимую многовекторность развития. В том числе, как полагают эксперты, лишить многовекторности хотят и Гагаузию путем насаждения там своих людей.
«В последние недели прозападная партия PAS пошла в наступление. 16 декабря были проведены обыски у депутата Народного собрания Гагаузии от Партии социалистов РМ Степана Сариогло. Говорится, что якобы он был замешан в финансовых схемах. 20 декабря в ряде СМИ появилась информация о том, что Генеральная прокуратура вызвала на допрос Почетного председателя ПСРМ — Игоря Додона. Его хотят заслушать по уголовному делу о хищении в 2008 году. Сам Додон с ухмылкой высказался о данном факте, заявив, что «тема давно изучена и уже неактуальна, там нет абсолютно ничего сомнительного и компрометирующего в отношении меня лично. Это дымовая завеса. Если кто-то думает, что такие шоу отвлекут людей от проблем бедности, повышения цен и тарифов, захвата государственных учреждений, то они сильно ошибаются». Действия Санду и PAS по отношению к ПСРМ и Гагаузии, мягко говоря, глупы. Мало того что это консолидирует «гордых гагаузов», актив социалистов и пророссийский электорат против действующей власти, так это, в свете последних событий связанных с укреплением позиций России на мировом уровне и в регионе, в частности, может стать окончательной «черной меткой» для прозападных ставленников в Молдове. В текущих реалиях, когда уже даже европейские чиновники начинают говорить о том, что Россия «возвращается в глобальную мировую политику» и с ней надо быть «подипломатичнее», активность Санду с давлениями на пророссийский регион и политиков можно расценивать как очень недалёкое восприятие реальности, которая, далеко уже не виртуальная», — пишут авторы тг-канала «Антимайдан 2.0».
Региональные ставленники обычно запаздывают с выводами – финансовые элиты уже осознали, что Россия всерьез намерена вернуться к своим геополитическим пределам 1945 года. Пусть и на новых условиях взаимодействия с разными странами и народами. И главным из этих принципов, судя по всему, будет гарантия экономических свобод на основе волеизъявления не прозападных элит, а общества. Вот на этот «расклад» и стоит уповать, в частности, жителям Гагаузии.
Александр Чудак, Gagauznews
Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях: