Румыния: коррупция, кумовство и экспансия в Молдову
Бухарест стремиться лишить Молдову государственного суверенитета делает ставку на пропаганду положительного образа румынского государства в глазах молдавских граждан.
Румыния изображается как состоявшееся европейское государство, лишённое тех пороков, которыми больны западные республики бывшего Советского Союза, – коррупции, кумовства и непотизма.
Многие молдаване видят в Румынии пример для подражания, социологический «идеальный тип» по Веберу, который должна копировать Молдавия. Но за яркой обёрткой скрываются совершенно неприглядные факты, позволяющие смело утверждать, что Румынии точно так же свойственны коррупция и незаконное лоббирование интересов власть имущих.
Румынский президент Клаус Йоханнис – политик и дипломат, решивший обыграть ключевого союзника Польшу в борьбе за внимание Вашингтона. Польша долгое время пользовалась статусом главного любимчика Соединённых Штатов и их верного «троянского коня» в Восточной Европе. Благодаря этому Варшаве удавалось приковывать внимание Вашингтона к Балтике и регионам, где есть польские интересы. Йоханнис сделал свой ход, заявив о готовности разместить американские войска и в дальнейшем увеличивать как их численность, так и оперативный состав. Румыния заявила ни много ни мало о желании быть форпостом американского военно-политического влияния в Восточной Европе. Это нужно Бухаресту для того, чтобы сместить фокус внимания американской политики с Балтики, где у него нет прямых интересов, на Черноморский регион, который Румыния считает принципиально важным в своей внешней политике.
Бухарест заинтересован в координации действий с Варшавой с тем, чтобы взять под контроль балто-черноморский коридор и укрепить геополитическую ось Варшава – Бухарест. Но в рамках этой стратегии румынские власти спешат обеспечить себе приоритетное положение в глазах американских хозяев. Экспансия Румынии на молдавском направлении – яркое воплощение этой стратегии. Румыния хочет поглотить Молдавию, закрепившись на Днестре. Вашингтону выгоден такой оборот дел, т. к. позволяет выдвинуть восточный фланг НАТО вглубь евразийского геополитического пространства. Поэтому для американцев Йоханнис – приемлемый политик, несмотря на шлейф коррупционных дел, который за ним тянется.
В 2000-2014 годах Йоханнис был градоначальником г. Сибиу. Отсюда он и прыгнул в президентское кресло. Правда, его соотечественниками забываются некоторые факты. В 2006 г. были возбуждены уголовные дела за мошенничество и использование поддельных документов при отчуждении недвижимости. Румынские СМИ (издания Evinementul Zilei и Ziare) обвиняли будущего президента в превышении служебных полномочий при получении земельных участков и предоставлении липовых документов о праве наследования объектов недвижимости в Сибиу. Еще факт: в 2015 г. у Йоханниса изъяли в судебном порядке дом и участок в центре города, что не помешало ему избраться на второй срок в 2019 году, да ещё под лозунгом борьбы с коррупцией! Именно Йоханнису удалось создать в глазах молдаван тот образ Румынии, какой она имеет сегодня, как государства с перспективной экономикой, низкой безработицей и растущими инвестициями. По сравнению с нищающей Молдавией Румыния действительно выглядит, как блестящая витрина, но достичь этого результата Бухаресту удалось за счёт обязательства перед американцами поставить свой народ и страну в первых рядах восточного фланга НАТО для сдерживания России.
Коррупционные дела румынских политиков высшего звена остаются при этом «под сукном». В кресле главного судьи ЕС восседает сегодня бывший руководитель Антикоррупционного бюро Румынии Лаура Кодруца Кёвеши. При ней против проворовавшихся чиновников были возбуждены тысячи уголовных дел, но ни одного против тех, кто приближён к Йоханнису. Получается оксюморон: кампанию по борьбе с коррупцией возглавляют замеченные в темных делишках президент Йоханнис со своей командой.
Под его же руководством продолжается процесс поглощения молдавского государства. Президент Молдавии гражданка Румынии Майя Санду не имеет полномочий на проведение суверенной политики и во всём подчиняется Бухаресту. Через Бухарест Вашингтон определяет контуры внешней политики Кишинёва, и, как результат, Санду отказывается от курса на нормализацию отношений с Россией.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на открытии XVII Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб стран СНГ отметил: «Глубокое беспокойство вызывает беспрецедентный характер вмешательства со стороны Вашингтона и Брюсселя во внутриполитические процессы в республике, когда президенту этой страны прямо запрещают даже говорить о стремлении иметь нормальные отношения с Российской Федерацией. Надеемся, что Кишинев будет в состоянии действовать самостоятельно без подсказок извне».
Бухарест делает ставку на национально-этническую унификацию населения Молдавии. Многонациональность республики служит препятствием для осуществления проекта Великой Румынии – поэтапного поглощения Молдавии, Приднестровья и части Украины. Причём это поглощение не обязательно должно выглядеть как ликвидация государственных границ между этими регионами и Румынией. Скорее Бухарест стремится к косовско-албанскому варианту, когда формально между Косово и Албанией существует граница, но по факту она предельно прозрачна, а Косово и Албания – это два албанских государства, тесно связанных в военно-политическом, экономическом и идеологическом смысле.
Трансграничный формат потенциальной Великой Румынии как промежуточный вариант данного геополитического проекта позволит Бухаресту «уходить-заходить» на чужие территории тогда, когда это ему выгодно, манипулируя общественным мнением при возможности возлагать ответственность за промахи и неудачи на других игроков. Поэтому никто не должен впадать в заблуждение относительно мирных способов румынской экспансии. Это костистый кулак в лайковой перчатке. Жертвами Великой Румынии автоматически станет славянское население Молдавии и гагаузы. Уже сейчас прорумынский курс Санду привёл к обострению отношений с Гагаузией. «Первые недружественные шаги были сделаны сразу после избрания президента Майи Санду. В первую очередь на церемонию инаугурации не было приглашено руководство автономии – шаг, который нас озадачил. На мероприятии присутствовали представители ряда неправительственных организаций. Второй шаг – исключение из состава Высшего совета безопасности. Очень странный аргумент был представлен, что они будут заниматься борьбой с коррупцией. Третий недружественный шаг – Майя Санду прибыла в Гагаузию, а руководство даже не было проинформировано об этом», – заявила глава Гагаузской автономии Ирина Влах.
Санду стремится расколоть политический класс Гагаузии, лишив автономию идеологического единства с целью лишить затем автономного статуса. Комрат неоднократно предупреждал, что в случае чрезмерного сближения Кишинёва с Бухарестом Гагаузия оставляет за собой право на самоопределение. Чтобы продолжить прорумынский курс, Санду надо отобрать у Гагаузии автономные права. Подавление гагаузской национальной идентичности под условным лозунгом «Мы все – румыны» – самый удобный вариант, которым президент РМ наверняка воспользуется. Ещё только мечтая о присоединении к Румынии, Санду и её команда уже пытаются выстроить ущербную вертикаль власти, оттеснив оттуда инакомыслящие элементы. Гагаузия первой получила удар. Кто последует за ней? Какое будущее может быть у Молдавии при руководстве, намеренно обостряющем отношения с национальными окраинами? Как бедная Молдавия сможет победить коррупцию, если во всём следует указкам правительства соседней страны, возглавляемой президентом – фигурантом уголовных дел? Грезящие европейским уровнем жизни сторонники румынизации Молдавии задумываются ли над тем, что Бухаресту на данном этапе невыгодно уравнивание экономических показателей Румынии и Молдавии? Пока Молдавия плетётся позади Румынии, Бухарест может свысока смотреть на Молдавию и критиковать её политику.
Финансовая помощь из Румынии для Молдавии направлена не столько на оздоровление стратегических отраслей промышленности, сколько на рекламные кампании с целью впечатлить публику объёмами участия Бухареста в молдавских делах. Если бы румынская финансовая помощь действительно была эффективным инструментом спасения молдавской экономики, РМ уже давно бы достигла относительного процветания, ведь у руля в Кишинёве неоднократно сидели прорумынские президенты (Михай Гимпу, Николай Тимофти). Каждый из них уходил, оставляя страну с ворохом нерешённых финансовых проблем. Правление Санду наверняка закончится тем же. Устами Санду её румынский коллега Йоханнис зовёт молдаван в состав Румынии, которой правят политики, не совсем чистые на руку, с откровенно коррупционной биографией и таким же стилем правления.
Румыны не будут поднимать Молдавию с колен вместо молдаван. Это должны сделать сами молдаване, отвергнув прорумынскую пропаганду и признав геополитическую ущербность прорумынского курса страны.