Традиционная медицина против пандемии
Вспышка коронавируса резко увеличила мировой спрос на лекарственные травы и пищевые добавки. Исследователи отмечают, что это обусловлено как недоверием к лекарствам («хемофобией», то есть боязнью искусственно синтезированных веществ), так и убеждением, что растительные добавки действуют более мягко. Влияет и тренд на профилактическое «укрепление иммунитета», которое якобы дают такие добавки.
Особым спросом в разгар пандемии пользуются чеснок, куркума, лимон и имбирь. Тяга к «натуральному» действительно обоснована, популярные обезболивающие, такие как парацетамол и аспирин, могут вызвать побочные эффекты, в том числе и достаточно серьезные, — например, желудочные кровотечения, у растительных аналогов риск таких эффектов ниже, но и общая эффективность более скромная.
Растения — это естественные лаборатории, которые накапливают и производят множество химических соединений. До 25% широко используемых лекарств действительно имеют растительное происхождение. Лечебные свойства растений используются в терапии целого ряда заболеваний. Например, экстракты зверобоя широко применяют для лечения депрессии, гинкго билоба — при проблемах с памятью и других когнитивных нарушениях, а женьшеня — при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Часто мы видим на коробке с травяным сбором целый список того, от чего он помогает, но чтобы судить об эффективности препарата, нужны данные клинических исследований. Нужно сравнить группу тех, кто принимал препарат, с группой плацебо или с теми, кто принимает другое, уже проверенное лекарство. Хорошо бы также измерить эффект в зависимости от дозы вещества.
Нужно учитывать, что в каждом исследовании тестируется определенное растение, а точнее — выделенные из них вещества, — добавляет эксперт. — И если эффективность доказана для них, и именно в этих дозах, — для других эффект может быть совсем иным. Если вы просто сорвете растение, высушите его и будете заваривать вместо чая — это уже самолечение на свой страх и риск. Концентрации и конкретный список содержащегося в одном и том же растении может зависеть от времени года, времени суток, количества осадков, количества солнечных дней и состава почвы.
Само наличие в растении биологически активного соединения еще не говорит о том, что оно будет усвоено нашим организмом. Результаты, полученные в лабораторных исследованиях, на клеточных культурах и животных, нельзя переносить на людей. Например, куркумин якобы обладает противовирусным, антибактериальным, противопаразитарным действием и используется при диабете, ревматизме, кожных заболеваниях. Но исследования показывают, что он обладает низкой биодоступностью, то есть плохо проникает в организм. Куркумин может взаимодействовать с некоторыми лекарствами — антикоагулянтами, антитромбоцитарными препаратами, антацидами, гипотензивными и химиотерапевтическими препаратами, а значит, мешать адекватному лечению.
Эфирные масла определенных растений обладают противовирусным действием, однако тестирования проходили на клетках, выращенных в лаборатории, и на основании таких испытаний нельзя делать вывод, что эфирное масло действительно может помочь справиться с коронавирусом.
Известны случаи отравления цианидом из-за приема препарата амигдалин, который производится из горького миндаля. В научной литературе также описано стойкое рубцевание или обезображивание от мазей на растительной основе, а также повреждение кишечника и даже сепсис, вызванный кофейными клизмами. Широко известна история Стива Джобса, который страдал нейроэндокринной опухолью поджелудочной железы и отказался от химиотерапии в пользу «альтернативной» медицины. Когда он наконец согласился на операцию, опухоль распространилась и стала неизлечимой.
В 2020 году кандидатом на роль действенного средства против COVID-19 был гидроксихлорохин — препарат, который изначально применяли против малярии. Его производят на основе хинина, полученного из коры хинного дерева. Поначалу исследования показывали улучшение самочувствия больных с умеренным и тяжелым состоянием, которым вводили гидроксихлорохин.
Сделать вывод об эффективности артемизина против течения болезни по ним нельзя. Ученые также отметили, что помочь такие вещества могут только при непосредственном попадании вируса в организм.
Несмотря на отсутствие доказательств, в некоторых африканских странах уже широко применяется настойка полыни. При этом такое лечение до официального одобрения медицинских регуляторов может быть бесполезно и опасно.
Есть много видов традиционной медицины, которые приносят пользу… Однако применять подобные средства нужно после очень строгих испытаний, как это происходит в современной медицине.
Как выявить сомнительный продукт?
Ученые онкологи призывают людей обращать внимание на «предупреждающие знаки» при выборе альтернативного лечения:
— с подозрением относитесь к любому лечению, обещающему «вылечить» болезнь;
— не доверяйте методам лечения, которые якобы не дают побочных эффектов. Даже травы и витамины могут иметь побочные эффекты. Если препарат позиционируется как не имеющий побочных эффектов, он, вероятно, не изучался в строгих клинических испытаниях;
— будьте осторожны с пропагандистами, которые нападают на медицинское или научное сообщество;
— остерегайтесь таких терминов, как «чудодейственное средство», «секретный ингредиент». Опасайтесь личных историй об удивительных результатах, не содержащих реальных научных доказательств. Помните, что лекарства проверяются только в клинических исследованиях.
Лучше всего узнать, что думает о препарате (или его ингредиенте) медицинское и пациентское сообщество, прежде чем принимать решение, обязательно посоветуйтесь с врачом.