Как музей Чадыр-Лунги стал связующей нитью между прошлым и будущим — Стефанида Стамова
Gagauznews, 18 мая, Ната Чеботарь. 18 мая отмечается как международный день музеев. Здание, в котором сегодня располагается Чадыр-Лунгский историко-этнографический музей, относится к архитектурным памятникам города, он был построен в начале ХХ века выходцем из Македонии Стефаном Стойковичем.
Большой и просторный дом был возведен в самом центре населенного пункта, на улице Базарной, которая в годы советской власти была переименована в улицу Горького.
В одной из комнат дома располагался кафетерий «Балкан», а в подвале работала небольшая пекарня, в которой выпекались свежайшие булочки, воздушные пирожные и готовился традиционный балканский напиток «боза».
Большие окна дома, выходившие на Базарную улицу, служили одновременно и витринами, в которых выставлялись свежеиспеченные сладости, привлекая внимание прохожих и соблазняя их зайти в кафе.
Прочитайте интересный материал: «История Чадыр-Лунгского музея – история целой эпохи»
Подробно о самом доме, его хозяевах и посетителях мы уже рассказывали ранее, а сегодня познакомим наших читателей с сокровищницей, которая уже долгие годы бережно хранится в его стенах. А поможет нам в этом, как всегда, хранительница музея, директор Стефанида Стамова, которая работает в этой должности уже два десятка лет.
— Стефанида Дмитриевна, сколько экспонатов насчитывает наш музей, какие из них самые ценные?
— В фонде Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея находится более 10 тысяч экспонатов. Для нас они все, безусловно, ценны. И, тем не менее, есть несколько особенно дорогих, представляющих наибольшую ценность.
Во-первых, безусловным достоянием национальной культуры являются книги нашего знаменитого просветителя Михаила Чакира. Они представляют историческую ценность не только для жителей нашего города, но и для всего гагаузского народа.
Во-вторых, в фонде нумизматики у нас хранятся несколько монет, относящихся к 16 веку, ко временам правления польского короля Сигизмунда III. А вообще, в этой части фонда насчитывается около 1000 монет разных стран и периодов. И более 1000 видов бумажных денег.
В-третьих, в фонде этнографии нашего музея хранятся обрядовые полотенца «года пешкири», изготовленные из особой ткани – «бюрюнжюк». Это вид ткани, сотканной из шелка с добавлением хлопковой нити.
Прочитайте интересный материал: «Как в Гагаузии выращивали тутовый шелкопряд и производили лучший на юге шелк»
Казалось бы, «года пешкири» — вещь всем известная и еще встречающаяся в домашних коллекциях гагаузов, но мы еще не до конца осознали, что если к ним не относиться крайне бережно и не хранить, то мы можем их безвозвратно потерять. Такие ткани, технологию их создания очень сложно воссоздать. Сегодня я не знаю ни одного мастера, который бы взялся за ткачество таких тканей. Ковры сегодня ткут практически в каждом селе, а вот ткани – нет.
Самые уникальные из обрядовых полотенец те, на которых присутствуют вытканные узоры. Кстати, совсем недавно к нам попал образец вышивки с уникальным орнаментом – стилизованное изображение всадника на крылатом коне. Крылатый конь – очень древний символ солнца, символ благополучия. Этот орнамент мы выбрали в качестве эмблемы музея. Тем более, что здесь, в Чадыр-Лунге, нашли старинную народную гагаузскую песню («Ne bä, Filçü, üünmüşün şu padişahın kalesindä»), в которой поется о крылатом коне, умеющем говорить и способном за три дня облететь всю землю и вернуться назад.
Ну, и, конечно, уникальна наша коллекция национальной одежды. На одном из мероприятий музей представил традиционный гагаузский мужской пиджак «антери». Один из посетителей, увидевших его, спросил: «А что, разве гагаузы так одевались?» Да, представьте себе, гагаузы одевались по-своему изысканно и элегантно. В нашем музее есть и жилет в том же стиле «антери», украшенный тесьмой «гаитан». И зимняя суконная женская кофта с очень интересными узорами. Женский пояс «колан» и пряжка «пафта» к ней.
А, вообще, чем дальше уходит от нас в историю 20-й век, тем более уникальными и ценными становятся подлинные образцы гагаузской национальной одежды.
— Сколько экспозиций насчитывает Чадыр-Лунгский музей?
— У нас три постоянные экспозиции. «Этнография», в которой представлено жилище гагаузов, их быт, одежда, домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия и так далее. «История Чадыр-Лунги от колонии до сегодняшнего дня», в которой можно проследить все исторические этапы возникновения и развития нашего города. «Нет дома без ковра», в которой, соответственно, представлены экспонаты, показывающие важность и необходимость такого народного ремесла, как ковроткачество.
Кроме постоянных, у нас бывают и временные выставки. В среднем, в течение года экспонируется до семи временных выставок.
— Современная жизнь диктует новые правила, заставляет меняться и развиваться. В каких проектах участвовал наш музей за последние годы?
— Несколько лет назад мы принимали участие в национальном фестивале-ярмарке молдавского ковра «Covorul Dorului», неоднократно принимали участие в фестивалях национального костюма как регионального, так и республиканского уровня. Совместно с телерадиокомпанией GRT мы реализовали проект «Muzey sedefleri» («Музейные жемчужины»).
Такие фестивали и разного рода творческие культурные проекты очень важны тем, что позволяют нам представлять зрителю самые ценные объекты культуры, самые ценные экспонаты.
Из международных исследовательских творческих проектов хочется отметить участие в проекте по изучению фольклора и этнографии, который мы реализовали совместно с организацией «Folklor Araştırmaları Kurumu» (Турция).
В этом году общественное объединение «Молодежь Гагаузии» пригласила нас принять участие в проекте «Обучение дебатам в музее». В рамках проекта должны были пройти обучающие тренинги, направленные на повышение уровня ведения дебатов музейными работниками, на укрепление сотрудничества между организациями, занимающимися образованием и музеями, в целях повышения привлекательности музеев и культурных учреждений в регионе. Основные вопросы для изучения были очень интересными: дебаты как инструмент музейного обучения; музеи как площадка для дискуссий. Но пандемия, к сожалению, внесла свои коррективы, и мероприятие прошло в режиме онлайн. Первоначально же планировалось, что тренинги пройдут в Польше.
— А какие собственные проекты были реализованы музеем в последние годы?
— Уже несколько лет подряд мы сотрудничаем с гороскими учебными заведениями в рамках музейного проекта «Музей – школе». Проект направлен на оказание помощи учителям и ученикам в процессе подготовки и проведения уроков истории. Ведь музей – это готовая предметная база и база архивных источников, которая должна больше использоваться учебными заведениями при изучении локальной истории.
В прошлом году совместно с Единым культурным центром муниципия мы начали большой образовательный проект «Экскурсии по Чадыр-Лунге» и провели первую из них — «Памятники и памятные места Чадыр-Лунги». В этом году планируется продолжение экскурсий, но уже с другой тематикой.
Также в рамках музейной деятельности было реализовано множество исследовательских проектов, среди них переселение жителей Чадыр-Лунги в Казахстан и в Бразилию. Как результат, сейчас мы имеем доступ к архивам города Сан-Пауло, находим списки пассажиров тех пароходов, которые увозили гагаузов к берегам Южной Америки. По спискам узнаем, сколько жителей Чадыр-Лунги покинули родину в 1926-1928 годах.
Исследование записей в Метрических книгах также дает нам большой объем информации о Чадыр-Лунге 19-го — начала 20 века, и о людях, живших в то время.
— Каким образом музей привлекает посетителей, какие мероприятия готовятся для продвижения его имиджа на уровне района, региона?
— У музея с недавнего времени появился свой блог, в котором на сегодняшний день опубликовано уже около 100 статей как по истории Чадыр-Лунги, так и о деятельности музея. Эту работу мы намерены продолжать. Планируем добавить несколько новых разделов в блоге, чтобы он имел вид сайта. Нас ведь читают не только в Молдове, России и Турции, но и в Гонконге, Йемене, Египте, Бразилии.
Также мы начали выпускать собственное печатное издание «Музеограф», но в связи с тем, что в прошлом году музей долгое время был закрыт на карантин, временно его выпуск был приостановлен. Но я очень надеюсь, что во втором полугодии этого года мы сможем возобновить его издание.
Кроме этого, статьи по материалам Чадыр-Лунгского музея постоянно публикуются в Чадыр-Лунгской районной газете «Знамя», а с прошлого года еще и на сайте Gagauznews, что нам тоже очень приятно.
Что еще? Мы подготовили небольшой видеоролик «Чадыр-Лунгский музей представляет». Издали красочный буклет об истории музея на двух языках: русском и гагаузском. В этом году планируем издать еще три.
К нам в гости из Кишинева часто приезжает Мария Васильевна Корниенко — ведущая и редактор телепередачи на канале TV Moldova1 «Гагаузский очаг» (выходит на гагаузском языке). Телепередача идет с титрами на румынском языке, а это значит, что о нас узнают на всей территории Молдовы даже те, кто не владеет гагаузским языком.
— Все это очень здорово и замечательно, значит, жизнь кипит! Какие планы у Чадыр-Лунгского музея на ближайшее время?
— Жизнь требует от всех работников культуры и от нас, музейных работников, освоения различных компьютерных программ, которые позволяют нам разнообразить нашу работу. Например, самим снимать небольшие видеоролики с экскурсиями по музею. В ближайшем будущем мы планируем снять серию таких экскурсий под названием «Неизвестное об известном», «Музей в деталях» и другие.
Есть в наших планах и издание «Книги памяти» — с именами и биографиями участников Великой Отечественной войны, в разное время живших в Чадыр-Лунге и селах района.
Также готовим две новые выставки: одна из них будет приурочена к международному Дню защиты детей – 1 июня планируем открыть выставку «Деньги — зеркало истории», а ко Дню города, 9 июня, – выставку посуды – «Хрупкая история».