Серджиу Чокля: Политика Нацбанка должна способствовать развитию экономики
11 апреля приступит к своим обязанностям новый глава Нацбанка (НБМ) Серджиу Чокля. Он был избран на заседании парламента 11 марта 61 голосами депутатов при необходимых 51.
На том же заседании было принято решение принять отставку нынешнего главы НБМ Дорина Дрэгуцану и его первого заместителя Марина Молошага — также с 11 апреля 2016 года.
Who is mr Чокля?
42-летний Серджиу Чокля, согласно его биографическим данным (CV), свою карьеру банкира строил за рубежом.15 лет он проработал в одном из крупнейших и сильнейших банков мира – BNP Paribas. BNP Paribas – финансовый конгломерат, европейский лидер на мировом рынке банковских и финансовых услуг. Вместе с Société Générale и Crédit Agricole составляет «большую тройку» французского банковского рынка. Штаб-квартиры — в Париже, Лондоне и Женеве.
Сам Чокля проработал не только в офисе BNP Paribas в Париже, но и в Москве. Как раз последние семь лет он проработал в России. Помимо работы в банке, он был членом экспертного совета Агентства публичной собственности России – Росимущество.
Основная специализация Чокли – это приватизации либо покупка-продажа активов. Чокля «специалист в области слияний, покупок, реорганизаций, управления и администрирования активов», говорится в CV нового главы Нацбанка. За свою карьеру он был консультантом в 62 сделках по слиянию либо покупке активов. Согласно CV общий объем успешных сделок превышает $30 млрд. Больше всего он специализировался на продаже-покупке акций банков, страховых и нефтяных компаний.
Если говорить о работе в России, то он консультировал ряд крупных сделок: реорганизацию одного из крупнейших российских энергетических холдингов «Русгидро», покупку российской «Роснефтью» пакета акций итальянской «Saras», покупку«Новатэком» (второй по объёмам добычи производитель природного газа в России)«Ямала» и «Сибнефтегаза», приватизацию российским правительством пакета акций российского химического холдинга «Фосагро».
Также Чокля участвовал в сделках и в Молдове. Особую гордость он испытывает за продажу Mobiasbanca по продаже пакета акций французской группе Societe Generale в 2005 году. Тогда он консультировал американский инвестиционный фонд Development Capital Corporation ( владел 63,68% акций банка). Но акции были куплены не только у Development Capital Corporation, но и тогдашнего президента банка Николая Дорина, а также его заместителей Сергея Карташова и Татьяны Хвостовец.
Стоит отметить, что Николай Дорин в качестве главы Ассоциации банков входил в комиссию по отбору кандидатов на пост главы Нацбанка.
Впрочем, в своем CV Чокля решил не упомянуть о том, что он консультировал от имени BNP Paribas молдавское правительство в приватизации Bаncа de Economii в 2008, а впоследствии и в 2011 году. В контракте, опубликованном журналистами RISE, фигурирует имя Чокля в качестве представителя французской BNP Paribas.
Новый глава Нацбанка работал и в других странах. В Румынии, к примеру, консультировал мажоритарного акционера румынского Asirom по продаже акций австрийкой Vienna Insurance Group (2007 год). Австрийская VIG представлена и в Молдове – она владеет страховой компанией Donaris. В Украине, Чокля консультировал группу BNP Paribas по покупке «Укрсиббанк». Был советников правительства Сербии по приватизации трех коммерческих банков Continental Banka, Novosadska и Jubanca (2004 год).
Приоритеты и вызовы нового главы Нацбанка
Между тем у Чокли имеется лишь небольшой опыт работы в части монетарной политики. Только в начале своего карьерного роста, на протяжении двух лет, он занимался макроэкономическим анализом. Еще один опыт работы – вопросы, связанные с госдолгом.
У Чокли тройное гражданство – молдавское, румынское и французское. Французское, по его словам, он получил в 2009 году. «А румынское – гражданство души», — ответил он на недовольства лидера Партии коммунистов Владимира Воронина о тройном гражданстве нового главы Нацбанка. Владеет в совершенстве четырьмя языками – румынским, английским, французским и русским. Немецкий – базовый уровень.
Серджиу Чокля обучался в молдавской Академии экономических знаний и после трех лет обучения перевелся во французский университет Пантеон-Ассас (Université Panthéon Assas Paris II) сразу на мастерат по специализации внешнеэкономические связи.
Одним из главных приоритетов на своем посту новый глава Нацбанка назвал модернизацию банковской системы. По его словам, молдавский банковский рынок намного отстает в своем развитии от мировой практики. «Я не видел, чтобы на рынке за последние десять лет появлялись новые инновационные продукты. Если даже они и были, то они незначительны», — сказал он.
Тем временем собеседники NOI.MD на банковском рынке отмечают, что приоритетом Чокля на новом посту должна быть не модернизация, а в первую очередь, санация (оздоровление). «Три крупнейших банка, доля которых достигает 70% рынка, находятся под специальным надзором Нацбанка. Три банка ликвидируются. Миллиард выведен. Молдова – ассоциируется с площадкой по отмыванию денег. Доверие к банкам и к регулятору подорвано. Именно эти проблемы должны быть первоочередными для нового главы Нацбанка», — сказал он.
По его словам, «существует большой риск у Чокли превратиться в Дрэгуцану номер два», с которым кстати Чокля учился в параллельных классах в столичном молдо-французском лицее Георге Асаки. «Ведь очевидно было, что у него руки были связаны. Нет смысла привозить в страну талантливых, умных, высокопрофессиональных людей, если им не дают возможности реализовать свои приоритеты и осуществить свои видения», — сказал он, также обратив внимание, что специалист аналогичный Чокля спокойно зарабатывает за рубежом в год минимум полмиллиона долларов, а заработок главы Нацбанка в Молдове как минимум в десять раз меньше.
Многие собеседники NOI.MD отмечают, что от Чокли будут необходимы решительные действия, ведь недостаточно быть только высокопрофессиональным специалистом.
«Ведь необходима не просто смена руководства. Главное – изменить ситуацию и не допустить повторения ошибок. Хотя, как вы помните, я убежден – это были не ошибки, а сознательные и хорошо продуманные действия, приведшие к дестабилизации денежного рынка и банковской системы», — сказал в парламенте депутат-социалист Владимир Головатюк.
Эксперты также считают, в первую очередь, новый глава НБМ должен подготовить проект изменения Закона о НБМ таким образом, чтобы главными задачами этого учреждения были:
1. Полное исключение из внутреннего обращения иностранной валюты (леизация экономики)
2. Обеспечение экономики и семей качественным финансированием стабильной национальной валютой ( долгосрочное кредитование и низкие процентные ставки для семей и бизнеса).
3. Обеспечение сохранности сбережений населения.
Нужно делать именно это, так как сегодня НБМ проводит политику, которая реально работает против государства, экономики и населения, имея главную (мифическую) задачу «контроль за ценами».
К чему привела эта политика, известно:
1. Создан рынок сбыта в стране иностранной валюты и иностранных товаров (каким образом – отдельная тема).
2. Существенно ограничено развитие экономики, так как невозможно получить бизнесу и семьям качественные кредиты в леях для своего развития. Те кредиты, что вследствие политики, проводимой НБМ, выдают банки (под 15-20% годовых) годятся только для краткосрочных торговых операций, а также для закабаления нуждающихся в жилье семей дорогой и краткосрочной ипотекой. При этом, каждый бухгалтер знает, что проценты по кредитам являются одной из основных причин роста цены товара и услуг (а как же борьба с ценами?).
3. Перепутаны бухгалтерии компаний, которые терпят убытки в связи с мультивалютным учетом.
4. НБМ выращивает класс рантье, вместо активизации инвестиционной деятельности населения.
Сила воли и политическая независимость
Социалисты настаивали на том, чтобы Дорина Дрэгуцану необходимо освободить с должности президента Нацбанка за допущенные нарушения в деятельности главного регулятора денежного рынка и банковской системы».
«Приведу один пример. Вспомним начало 2013 года. В каждом своем интервью он заявлял: Banca de Economii надо приватизировать, госпакет Banca de Economii необходимо продать стратегическому инвестору. Ему вторил и министр финансов Негруца, и другие, более высокопоставленные лица, отмечая, что государство не справляется с управлением банка.
Разве так могут рассуждать государственные люди, которые априори должны быть и профессионалами?! Они должны, как минимум, понимать, что в наших условиях, не в условиях развитых, нормально регулируемых рынков, а в условиях развивающихся рынков, акционеры банков используют банк как финансовый инструмент своего НЕбанковского бизнеса. Это факт!
В случае с госбанком, государство как акционер, точно так же использует его как финансовый инструмент своей, т.е. государственной политики! При чем не только социальной политики, но и экономической, проводя те или иные структурные реформы, стимулируя приоритетное развитие тех или иных секторов экономики», — сказал Головатюк.
Можно привести и иной пример. Самый сенсибельный – инфляционный всплеск 2015 года. «Это уже напрямую выходит на ответственность Нацбанка, главная цель которого – ценовая стабильность. Тем не менее, именно в этой области произошли наиболее серьезные и социально ощутимые потрясения», — сказал он.
По словам Головатюка, итогом работы Нацбанка под руководством Дрэгуцану — двузначная инфляция, банкротство трех банков (20% активов и 25% депозитов всей системы на конец 2012 года, то есть до „мыльного пузыря”), более чем 50% девальвация, более, чем 60% рост процентов по кредитам, более чем 30% сокращение валютных резервов и, наконец, почти трехкратное увеличение внутреннего госдолга.
Обращаясь к Чокля, Головатюк отметил, что «действующий президент Нацбанка грамотный специалист и разбирается в финансах». «Но одно дело знать и совсем другое – делать. Г-н Дрэгуцану не смог или ему не позволили, а может он не захотел. И дело здесь даже не в ущемленной de jure независимости НБМ, а в независимости его суждений и позиций.
В этой связи, Г-н Чокля, думаю, весьма уместными здесь и сейчас станут слова Данте из „Божественной комедии”: Здесь нужно чтоб душа была сильна, здесь страх не должен подавать совета! Уверен, эти слова должны быть вывешены не только у входа в Ад, но и на дверях кабинета президента Нацбанка Молдовы», — заключил он.
Сам Чокля пока очень осторожно высказывается о деятельности руководства Нацбанка, хотя и признает, что вина в случившемся лежит и на руководстве регулятора. Он не исключает, что виной произошедшего мог быть «недостаток опыта» действии в подобных, случившихся в Молдове, ситуациях. Также он отмечает, что Нацбанк не должен превращаться в жандарма. «Нацбанк не должен отгородиться забором в 10 метров или выступать в роли полицейского. Фильтр везде создается на уровне банка», — сказал он.
Удастся ли ему вернуть доверие к системе и к банкам и модернизировать систему покажет время. У него будет в распоряжении на это семь лет. Сейчас новому главе Нацбанке необходимо будет сформировать свою команду и предложить на утверждение парламента. Уже от ее состава можно будет судить о независимости нового главы Нацбанка. В Нацбанке вакантны две должности заместителя главы Нацбанка, а также четыре места в надзорном совете, который был учрежден летом прошлого года, но до сих пор не функционален.