Главные новостиИнтерПрессНовости

На украинском сопле: Кто помог Ким Чен Ыну создать ракету для удара по США?

В Киеве весьма эмоционально отреагировали на публикации западных СМИ о возможной причастности украинского завода «Южмаш» к успехам ракетной программы КНДР. Для властей Украины это серьезный повод поволноваться. Нынешняя ситуация сильно напоминает историю с поставками оружия в Ирак в 2002 году, которая имела серьезные последствия для страны.

15 лет спустя

Скандал с возможными поставками ракетных двигателей производства днепропетровского завода «Южмаш» в КНДР разразился 14 августа. В публикации издания The New York Times утверждалось, что согласно экспертному анализу и оценке американских спецслужб, своими успехами в испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты — по всей видимости, способной достичь Соединенных Штатов — Северная Корея обязана мощным ракетным двигателям, приобретенным на черном рынке. Причем, по мнению экспертов газеты, изготовлены эти двигатели, по всей видимости, на украинском заводе «Южмаш» в Днепропетровске. «Скорее всего, эти двигатели украинского производства — по всей вероятности, незаконного… Большой вопрос в том, сколько их имеется [у КНДР] в наличии и помогают ли им сейчас украинцы. Я очень обеспокоен», — заявил эксперт Майкл Эллеман.

В Киеве на эти обвинения оперативно отреагировали практически на всех уровнях — от секретаря Совета Нацбезопасности Александра Турчинова до депутатов Верховной Рады и политических экспертов. Надо отметить, что столь бурная мобилизация политического класса вполне объяснима. У Украины уже есть крайне негативный опыт скандала с поставками вооружений, так что в Киеве примерно понимают, как надо действовать. Речь, в первую очередь, идет об истории с поставками радарных комплексов «Кольчуга» Ираку в обход санкций ООН в 2002 году, при президентстве Леонида Кучмы, в разгар американо-иракского конфликта. Тогда в так называемых «пленках Мельниченко» фигурировал якобы разговор Кучмы с главой государственной компании «Укрспецэкспорт» Валерием Малевым (позже при загадочных обстоятельствах он погиб в автокатастрофе), в котором глава украинского государства давал личное согласие на продажу техники, способной на большом расстоянии обнаруживать летательные аппараты, в том числе и американские.

Официальный Киев опровергал все обвинения, однако не слишком настойчиво и убедительно. И хотя в итоге доказать поставки не удалось, отношения властей Украины с западными партнерами, прежде всего с Вашингтоном, изменились не в лучшую сторону. В частности, США явным образом «выпилили» Кучму из списка договороспособных партнеров, объявили о замораживании программы финансовой помощи и предприняли еще ряд подобных шагов. Все это имело негативные последствия и для украинских внутриполитических раскладов — начавшиеся тогда процессы в итоге привели к первому Майдану, так называемой «оранжевой революции» 2004 года. Любопытно, что нынешний посол США на Украине Мари Йованович в разгар скандала с «Кольчугами» тоже работала в Киеве в статусе заместителя американского посла и временного поверенного США.

В статье The New York Times отмечается, что речь не идет о прямой продаже комплектующих украинского производства, а вероятнее всего — о сделке на черном рынке или через посредников. Подобных афер новейшая история Украины знает достаточно, причем, что важно, они никогда не происходили без покровительства на самом высоком уровне. В частности, стоит вспомнить поставки украинского наступательного оружия в Грузию во время военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

«Оружие поставлялось по заниженным ценам, а средства от продажи не попадали в государственный бюджет. Средства фактически отмывались и размывались различными структурами, фирмочками-однодневками (…) Комиссия установила факт, когда за 4 последние года Украина экспортировала оружие на 2,5 миллиарда долларов, а в госбюджет поступило только 200 миллионов долларов», — заявлял потом журналистам депутат Рады Валерий Коновалюк, глава временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию поставок вооружения в Грузию. Отметим, кстати, что и тогда нынешний секретарь СНБО Украины Александр Турчинов занимал высокую должность вице-премьера украинского Кабмина.

Нынешние власти Украины, похоже, продолжили практику своих предшественников. В 2015 году прошла информация, что представители террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) покупали некоторые виды оружия именно у Украины. Так, сообщалось, что через Турцию осуществлялись поставки китайских ПЗРК FN-6. Впрочем, украинские СМИ эту тему быстро перестали освещать, и можно лишь догадываться о том, что осталось за кадром.

Турчинов и другие

Первым на материал американских журналистов публично отреагировал секретарь СНБО Александр Турчинов. Понятное дело, чиновник в резких выражениях опроверг предположения NYT и во всем сразу же обвинил Россию. «Эта информация не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по своему содержанию (…) Украина никогда не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею… Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах», — негодовал Турчинов.

Буквально через несколько часов с категорическим опровержением выступил и производитель ракетных двигателей: «»Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются». В заявлении досталось не только первоисточнику, но и украинским СМИ, «допустившим распространение дискредитирующих ЮЖМАШ и Украину фантазий без попыток уточнить информацию непосредственно на предприятии».

Однако вот что интересно: на днепропетровском заводе отмахнулись — по крайне мере, на сегодня — от предложений ряда экспертов и политиков пригласить прямо сейчас на «Южмаш» международную инспекцию. «Это может быть серьезнее, чем «кольчужный скандал», который разрушил украинско-американские отношения в 2002 году, — говорит научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко. — Понимая, какой вес в настоящее время приобрел «северокорейский вопрос» в США и мире, несложно спрогнозировать, что любые данные, которые могут свидетельствовать о прямом или опосредованном участии Украины в северокорейском «ракетном чуде», будут иметь разрушительные последствия для международного положения Украины. Необходима быстрая и убедительная реакция украинской стороны на высоком уровне (…) Украине необходимо немедленно пригласить международную инспекцию на «Южмаш» и обеспечить надлежащий уровень открытости». Эта позиция далеко не единична, но пока нет никаких признаков того, что предприятие и власти Украины пойдут на такой шаг.

Пропрезидентский лагерь в целом демонстрирует удивительное единодушие, обвиняя Россию в этой, по их мнению, «провокации». Единственное, в чем расходятся украинские политики, — в причинах, почему скандал разразился именно сейчас. Доминирующее мнение, которое всеми способами, через СМИ и соцсети, стараются донести до общественности — мол, таким способом коварная Москва пытается сорвать поставки летального оружия Украине, договоренности о чем якобы вот-вот будут достигнуты на самом высоком уровне.

Какие ваши доказательства?

Что касается чисто технической стороны вопроса, то надо отметить: конкретных претензий по эпизодам передачи образцов или технологий в публикации NYT не предъявлено. Однако указано, что речь может идти о «двигателях РД-250». РД-250 — это двухкамерный блок, на базе которого собирался двигатель РД-251 (из трех таких блоков), а также был создан модернизированный РД-252. Эти двигатели устанавливались на ракеты 8К67 стратегического ракетного комплекса Р-36. 8К67 была принята на вооружение в 1968 году. По техническому заданию разрабатывался межконтинентальный носитель тяжелого класса, способный доставить к цели ядерный заряд большой мощности.

В семействе было создано несколько ракет, в том числе с моноблочной (8 или 20-25 мегатонн) и с разделяющейся головной частью (три боевых блока по 2,3 мегатонны). Легкий блок мощностью 2,3 мегатонны использовался также на Р-36орб (8К69) — особой ракете неограниченной дальности с орбитальной головной частью. Ракеты семейства 8К67 сняли с вооружения в 1978-1979 годах. Орбитальная 8К69 не показала достаточной эффективности в сравнении с обычными МБР и была снята с вооружения в январе 1983 года в рамках соглашения ОСВ-2. Для замещения тяжелого комплекса Р-36 был создан комплекс Р-36М (больше известен под натовским прозвищем «Сатана»), чьи младшие потомки Р-36М2 «Воевода» до сих пор состоят на вооружении Ракетных войск стратегического назначения.

Ракетчика каждый обидеть норовит

Так что же — на северокорейском «Хвасоне-14», который способен достигать территории США, стоят двигатели РД-250? Нет, это не так. О возможном заимствовании РД-250 северокорейскими ракетчиками писал еще осенью 2016 года германский историк ракетостроения Норберт Брюгге. Однако он говорил о новых 80-тонных двигателях, испытанных в сентябре того же года. Компоновка внешней части двигателей первой ступени межконтинентального «Хвасона-14» совершенно не напоминает компоновку Р-36. Специалисты, занимающиеся корейской ракетной программой, к технической стороне публикации NYT отнеслись с изрядной долей скепсиса.

Так, Джошуа Поллак, главный редактор сборника The Nonproliferation Review, заявил, что северокорейский 80-тонник действительно внешне похож на РД-250 и допустил, что в КНДР могли использовать при его проектировании данные советских разработок, похищенные на Украине. По его мнению, двигатель, скорее всего, создан в кооперации с Ираном.
Поллак особо подчеркнул, что двигатель, примененный на МБР «Хвасон-14», — не копия РД-250, а самостоятельная разработка. Прямых «родителей» у него вообще не просматривается, хотя изделие и может включать отдельные узлы и решения, заимствованные на стороне.

«Очередной поиск виноватого, — прокомментировал «Ленте.ру» публикации об «украинском следе» Владимир Хрусталев, российский эксперт по проблемам нераспространения, — Дело в том, что за последний год это уже третья страна, чьи ракетные двигатели якобы скопировали в КНДР». По его словам, после серии испытаний новых жидкостных ракетных двигателей с осени 2016-го по весну 2017-го в числе виновных сперва называли Китай, поскольку некоторые его космические ракетные двигатели «очень похожи». Потом подозрения пали на Россию, — а теперь пришел черед и Украины.

«Собственно, судорожные поиски «виновного» в ракетных успехах КНДР в последние пару лет вызваны во многом общим стратегическим шоком и нежеланием признавать, что ракетная отрасль КНДР добилась успехов», — пояснил Хрусталев.
Он отметил, что рассекреченной в 1990-е годы информации по истории советского ракетостроения вполне достаточно для того, чтобы ракетчики многих стран освоили те же этапы, что проходили в свое время и их советские коллеги. Внешняя информация обычно заимствуется не для лобового копирования изделий, а в рамках учета чужого опыта и — как максимум — творчества по его мотивам.

«Это катастрофа для Украины»

Президент Украины Петр Порошенко от комментариев пока воздержался, зато не смогла промолчать глава фракции «Батькивщина» и бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. «Если эта информация подтвердится, то Украина может попасть под санкции, а значит — остаться без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны», — отмечает она. Впрочем, Тимошенко даже не скрывает, что возможные поставки украинской техники в КНДР для нее — отличный повод для внутренней политической борьбы, особенно сейчас, когда все ближе следующие президентские выборы. «Ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступности президента Петр Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана. Эта власть уничтожает Украину!» — подчеркивает она. Впрочем, в какой степени Тимошенко и другим оппозиционным политикам удастся сыграть на этой теме, сейчас предсказать трудно. Возможность обострения внутриполитического кризиса зависит от дальнейшего развития событий, в частности от того, как прокомментируют ситуацию в лагере Трампа.

You may also like

0 %