Из Молдовы увозят детей. К чему это приведёт?
Результаты «Переписи населения и жилья – 2014» показали, что население стареет и уменьшается. Молдова бьёт рекорды по депопуляции.
Детей по осени считают
По утверждению демографов, чаще всего страну покидают из-за экономических проблем. Но в то же время не стоит исключать тот факт, что уезжают из Молдовы и те люди, у которых неплохой заработок. Эксперты объясняют это, скорее всего, психологическим фактором, когда общество не верит в будущее своей страны, не видит возможности для самореализации, получения качественных медицинских услуг и образования. Причины уехать отсюда навсегда чаще всего комплексные. В первую очередь, потому что многие люди не видят перспектив выхода из экономического кризиса и улучшения жизни в этой стране, а также хотят вырастить и воспитать детей в безопасном обществе, где они будут чувствовать себя защищенными со стороны государства.
Молдову в течение 22 лет, с 1993 по 2015 гг., покинули 55 639 детей в возрасте до семи лет. Как отмечает экономический эксперт IDIS Viitorul Денис Горя, в настоящее время наблюдается вторая волна миграции населения после первой, которая произошла в конце 1990-х годов. В этом плане для Молдовы существует гораздо больше угроз. Растет число малышей, которые родились в нашей стране, но так и не пошли в первый класс. То есть в среднем в течение года республику покидает 2 529 ребят дошкольного возраста. Проведя анализ демографической ситуации в стране, эксперт обратил внимание на отток детей из страны, и считает, что эти данные могут быть более реальными, учитывая, что они ежегодно обновляются в образовательных заведениях и не подвержены политическому влиянию, как, например, перепись населения.
Ссылаясь на данные за 2000 г., Горя отметил, что более 9,5 тыс. детей, которые родились в 1993 г., не пошли в первый класс. «Объяснение этому лежит в проблеме миграции, потому что смертность среди детей в Молдове — на довольно низком уровне», — говорится в исследовании.
Активно покидают страну и те, кто уже пошел в школу. То есть многие не заканчивают 9 класс. Таким образом, из общего количества детей с первого по восьмой класс в 2000-2001 гг. 11 921 не зарегистрировались в 2001 г. в 2-9 классах на следующий учебный год.
«Если их объединить, то получается, что количество выбывших школьников в период с 2001 по 2015 гг. превысило 100 тыс. Они не поступили в гимназии и не окончили их в Молдове, хотя начальное образование получили в республике», — отмечается в анализе.
Учитывая эти результаты, можно понять, какое количество людей проживает в Молдове, если предположить, что каждый ребенок покинул страну с двумя родителями. Едут они, в основном, в Канаду, Италию и Россию.
Автор исследования отметил, что в расчет не были взяты учащиеся средней школы, студенты и люди, не имеющие детей, которые покинули страну с 2000 г.
Согласно последним данным переписи населения, в городах проживают чуть более 182,4 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет, в сельской местности — почти 403 тыс. Меньше всего детей этой возрастной группы — в Бессарабяском районе (4 487), Дондюшанском (7 211), Чимишлийском (9 650), Окницком (8 297), Шолданештском (8 190) и Тараклийском (7 404).
Потеряли надежду
Поработав некоторое время за границей, молдавские мигранты стараются, как можно, скорее забрать к себе детей, поскольку они уже адаптировались на новом месте жительства. Такая тенденция получает с каждым днём все большее развитие.
— Детей забирают родители, у которых за рубежом уже есть постоянное место жительства, хорошо оплачиваемая работа, — рассказывает директор Центра демографических исследований (ЦДИ) Ольга Гагауз. – Идет воссоединение семей. Этому способствует и законодательство принимающих стран, которое позволяет привозить детей. Дети молдавских мигрантов достаточно хорошо интегрируются в европейских странах, в том числе и в учебных заведениях.
У нас открытые границы, люди имеют право выезжать, и этот позитивный факт мы получили в результате демократизации общества. Другое дело, что люди уезжают неспроста. Основной мотив — это сложная социально-экономическая ситуация: отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне. Кроме того, сложились определённые социальные связи, есть родственники, знакомые с опытом проживания за рубежом, которые приглашают других, подсказывают, как лучше устроиться. Сейчас легче уехать за границу, чем в конце 1990-х – начале 2000 гг. К сожалению, приходится констатировать, что численность уезжающих из Молдовы людей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Это имеет негативное влияние на демографическую ситуацию, также возможны сложные социально-экономические последствия для страны.
Страна стареет, остаются люди, в основном, пожилого возраста, уезжают в основном молодые, достаточно высококвалифицированные кадры, поэтому Молдова теряет не только в количестве, но и в качестве человеческого потенциала. Кроме того, сокращается и число рождений, т.к. численность населения репродуктивного возраста существенно сокращается. В него входят малочисленные поколения, родившиеся в конце 1990-х — начале 2000 гг. Поэтому основная тенденция, которая будет наблюдаться в последующие годы — это сокращение числа рождений и увеличение числа смертей, — отметила Ольга Гагауз.
Эксперт в области социологии Центра социологических исследований и маркетинга „CBS-AXA” Василий Кантаржи говорит, что после развала Советского Союза, с открытием границ, на рынок Молдовы хлынули новшества, успехи в медицине, в планировании семьи, которые были разработаны на Западе и стали доступны населению Молдовы. «Это характерно не только для Молдовы, но и для всего общества, в принципе. В итоге мы наблюдаем резкое сокращение рождаемости, чего стоило ожидать. Но существуют и другие процессы, которые характеризуют Молдову в период независимости — это миграция. Итог — сокращение численности населения. Поэтому вряд ли какие-то существенные меры или усилия по повышению уровня рождаемости дадут ощутимые результаты. Такое вряд ли произойдет», — полагает социолог.
Пустыня Сахара
«Трудовая миграция начиналась из-за отсутствия работы, достойной оплаты труда, — продолжает Василий Кантаржи. — Но всё это затянулось, и теперь уже процесс переходит на другой, качественный уровень — когда люди уезжают не по причине поиска работы, а с целью воссоединения семьи. Естественно, наши граждане-мигранты рожают детей за границей. Дети уже входят в демографический баланс тех стран. А в Молдове из-за миграции детей уже давно стали закрывать школы и вузы. Если в 1990-е годы было более 600 тыс. детей школьного возраста, то теперь их около 300 тыс. То есть количество детей, по сравнению с концом 1980-х, сократилось вдвое. Это — щепетильный с политической точки зрения вопрос, и нужна политическая воля для его решения».
В итоге населенные пункты попали в замкнутый круг. Когда классы не набирают нужного числа детей, их объединяют сначала в один, затем закрывают школы. А когда их закрывают, то эти районы становятся непривлекательными для молодых людей, т.к. им некуда отдать учиться своих детей, соответственно, никто не хочет там жить и строить семью. Закрытие школ – с одной стороны, печальное следствие, а с другой – причина того, что люди уезжают из сёл, а заодно и из страны. Очевидно, что людей в сёлах становится меньше, детей там просто нет.
— Села исчезают не только из-за международной миграции, но и из-за внутренней, потому что молодые люди переезжают в города, — говорит Ольга Гагауз. — Это естественный процесс, во многих странах численность населения в сельской местности сокращается, а в городской увеличивается. Это — результат урбанизации, концентрации экономики и сферы услуг в городах. Те населенные пункты, где нет потенциала роста, нет молодежи, и остались одни старики, со временем могут исчезнуть с карты Молдовы.
Пока сложно сказать, насколько сократится численность населения. Тенденция, которая сегодня наблюдается, говорит о неуклонном сокращении. Всё будет зависеть и от миграционных процессов. Сложно предсказать иммиграцию (въезд в РМ из других стран). Сегодня это достаточно непредсказуемый феномен. Если удастся добиться экономического роста, и страна станет более привлекательной для проживания, то возможно увеличение иммиграции.
Однако сокращение численности населения характерно и для Украины, Румынии, Болгарии и других стран ЕС. Это связано с тем, как формировалось население в предыдущие десятилетия. В 1980-е годы в этих странах была отмечена высокая рождаемость, соответственно, высокий рост населения. В 1990-е годы рождаемость начала быстро сокращаться, что вызвало перестройку в развитии демографических процессов. А страны с более высоким уровнем экономического развития за счёт высокого миграционного прироста обеспечивают увеличение численности населения. Соответственно, страны с низким экономическим уровнем развития теряют население в результате миграции. Но сегодня и европейские развитые страны сталкиваются с определёнными трудностями, связанные с притоком мигрантов.
В последующие десятилетия абсолютное число рождений будет неизбежно сокращаться. Наблюдается сокращение численности рождений, которое приходится на одну женщину репродуктивного возраста. Откладывается рождение ребенка на более поздний период, соответственно, увеличивается средний возраст матери при рождении. Идёт своеобразная перестройка рождаемости. И Молдова в этом плане не составляет исключение из правил на европейском пространстве.
Основная проблема связана с тем, что в репродуктивный и брачный возраст вступает малочисленное поколение родившихся в конце XX – начале XXI века. Это определяет уменьшение количества потенциальных матерей, родителей, что приведет и к сокращению числа рождений до 20 тыс. к 2035 г. Пока показатели высокой рождаемости отмечаются в сельской местности. Но и оттуда люди уезжают, особенно молодежь. Это сильно скажется на общем числе рождений, — отметила Ольга Гагауз.
Нас подсчитали
Теперь знаем, что в Молдове проживают 2 млн. 998 тыс. человек, в том числе 209 030 – не резиденты. Если сравнить с предыдущей переписью населения, которая прошла в 2004 г., население Молдовы составляло 3 млн. 383 тыс. человек, а в 1989 г. 3 млн. 657 тыс. человек.
В городах проживает 38,2% населения страны, а в сельской местности — 61,8%. В Кишиневе живут, по уточнённым данным НБС, 662 836 человек, при этом не смогли провести опрос 41% кишинёвцев. В 2004 г. население Кишинева составляло 589 тыс. человек, без учёта пригородов.
Грустно, но факт. Согласно статистическим данным, сократилось число трудоспособного населения (16 лет – 61 год). Если в 2004 г. число трудоспособных граждан составляло 63,9%, то к 2014-му уменьшилось до 63,1% от общего населения Молдовы. При этом с 14,8% до 18,5% увеличилось количество тех, чей возраст превышает 61 год, а с 23% до 18,4% уменьшилось число жителей младше 16 лет.
В Молдове женщин больше, чем мужчин: 51,8% населения – это женщины, средний возраст которых составляет 39,2 года. Средний возраст проживающих в стране мужчин – 35,8 года. По словам Ольги Гагауз, данные переписи не стали для демографов неожиданностью.
— Естественно, что в результате миграции, численность населения республики существенно сократилась. Центр демографических исследований ранее представлял свои оценки численности населения в стране с обычным местом жительства (более 12 месяцев). По нашим данным, совокупное население составляла около 2,9 млн. человек. Данные, которые были представлены Национальным бюро статистики, показали, что в стране проживают 2 млн 789 тыс. человек (обычное место жительства). Результаты ожидаемы, т.к. численность населения уменьшилась в результате естественного сокращения — число смертей превышает число рождаемости, начиная 1999 г. В то же время Молдова сталкивается с высоким уровнем миграции, более 20% населения граждан Молдовы проживают за рубежом, — сказала директор ЦДИ в беседе с корреспондентом noi.md.
Говоря о недостатках самого процесса переписи, демограф Валериу Саинсус назвал главным из них отсутствие хорошей рекламы. Людям не рассказали, для чего она, кто и когда к ним придёт, чем важна полученная информация. Были сектора в Кишиневе, где практически не был опрошен ни один человек. Вторая проблема переписи — большой объем работы переписчика, и из-за этого пострадало качество. В переписном листе был большой перечень вопросов, и непонятно, в чём их рациональность.
— Результаты переписи населения, которая проходила в 2014 г., были крайне необходимы, несмотря на то, что итоги были обнародованы только через три года, то есть через более чем 1 тыс. дней, и они отражают реальность демографического положения населения, — полагает собеседник. — Они очень нужны с точки зрения научных исследований, других данных у нас нет. Но оставляющее желать лучшего качество выполненной переписи может негативно отразиться на выработке экономической и социальной политики государства. Будет очень большая погрешность. Тем не менее перепись подтвердила наши догадки. То есть в Молдове наблюдается очень глубокая, обширная депопуляция населения. Данные переписи дают одни данные, но в реальности людей намного меньше.
Это означает, что в нашей стране существуют очень большие проблемы с точки зрения перспектив. Официальные данные переписи сомнительны из-за заведомо неправильной методологии. Поэтому следующая перепись населения, которая должна пройти в 2021 г., может столкнуться с проблемой из-за отсутствия бюро по разработке будущей переписи населения. Поэтому мы критикуем существующую методологию и предлагаем разработать новую методологию будущей переписи. Нам объясняют, что это требует затрат, нет финансовых средств. Но это не является аргументом, т.к. данные должны быть точными.
Нынешняя перепись была проведена, благодаря требованиям спонсоров и международных организаций. Государство будет существовать, но неизвестно, если в нём будут жить люди, или правильно было бы спросить — какие люди? Потому что депопуляция населения и демографический кризис взаимосвязаны. И нельзя забывать об эмиграции граждан Молдовы. Мы предполагали в 1990-е годы, что в стране будут проживать 5 млн. человек, но перепись 2004 и 2014 гг. доказывают обратное. То есть Молдова может столкнуться с проблемой, когда будет территория, но неизвестно, будут ли на ней жить люди. Если тенденция сохранится, и прогнозы Венского института, международных организаций, да и наши прогнозы сбудутся, то уже через 50 лет в стране будут проживать меньше 1 млн. человек или около 1 млн. Но если в стране будет реализована демографическая политика, то положительный эффект от неё будет только через 10 лет, — резюмировал Саинсус.