«Вырубай и уплотняй!» — девиз столичной мэрии
Не нужно быть специалистом, чтобы заметить, что в течение последних 20 лет в Кишиневе идет хаотичное строительство жилых домов, бизнес-центров, офисов и т.д.
Внешний облик столицы изменился не в лучшую сторону, ведь у города нет актуального плана по долгосрочному развитию, а существующий устаревший генеральный план никто не соблюдает. Застройщики в поисках новых участков земли стали «врезаться» во дворы или же возводить здания в исторической части города, игнорируя закон и права горожан. Кроме того, бьют тревогу и экологи. По их словам, если вырубать под строительство деревья и кустарники, то город просто задохнётся.
Война жильцов с застройщиками
Уже в начале этого года десятки людей вышли на протест, недовольные началом строительства 11-этажного жилого дома в нескольких метрах от парка «Дендрарий» (Буюканы) в частном секторе на ул. Белинского, 4. По их словам, их дома стали разрушаться, в стенах появились трещины. Строительные работы пока приостановлены. Но жильцы намерены отстаивать свой район до конца.
Власти сообщили, что многоэтажное здание строят на основании частно-государственного партнерства, которое заключили еще в 2014 г. по инициативе экс-министра здравоохранения и либерал-демократа (ЛДПМ) Андрея Усатого. Страна помнит своих «героев». Как отметили юристы, была нарушена ст.27 Закона об основах градостроительства и обустройстве территории, где чётко отмечено, что должны проводиться консультации с горожанами, если изменяется категория зональности. И таких случаев — масса, когда гражданское общество требует прекратить строительные работы, но с ним, как правило, никто не советуется.
«Отжимают» зеленые зоны
Проблема города не только в том, что возводят незаконные постройки, которые нарушают архитектурный план, но и в том, что уничтожаются зелёные зоны. Экологи бьют тревогу и требуют прекратить уничтожение зелёных зон в Кишиневе, где, согласно нормам, и так не хватает озеленения в пересчете на душу населения. Однако, несмотря на мнение общественности, власти игнорируют требования, уверяя, что вырубают только старые и больные деревья. При этом обещают посадить новые. Но чаще всего на месте дерева вырастает очередное строение.
Специалисты согласны, что нужно срезать старые насаждения. «Но это должно происходит грамотно. Не надо судить с одной точки зрения о том, что повсеместно вырубают деревья. Везде это делают. Если уже видно, что это дерево представляет опасность или потеряло свою декоративность, даже за границей его спиливают и сразу сажают другое. Но у нас, к сожалению, так не делают», — отметил знакомый эколог.
Также эксперты говорят, что для получения разрешения на строительство дома или любого сооружения перед началом работ любой застройщик обязан сделать топографическую съемку земельного участка. Следует выявить оползневые зоны. Особое внимание уделяется гидрогеологическим условиям для того, чтобы знать, можно ли строить на этом месте, и какой нужен фундамент будущего здания? Порой строительство может привести к большим повреждениям рядом стоящих построек, что часто и происходит.
«В Кишиневе незаконная стройка, особенно в зеленой зоне, ведется повсеместно, — констатирует эколог. — В этой ситуации необходимо бороться с проектировщиками города и архитекторами. За рубежом, при строительстве микрорайона, сразу указывают парковые зоны и высаживают деревья. Все проектируется заранее. А у нас сначала строят, а потом думают — посадить деревья или лучше добавить еще пристройку, гараж или парковку?».
Кто в ответе?
Муниципальный советник от ПСРМ Александр Одинцов считает, что за незаконной застройкой Кишинева стоит в первую очередь Либеральная партия (ЛП) и градоначальник Дорин Киртоакэ.
— Предыдущие муниципальные советники не проверяли проекты решений, не контролировали их и не выезжали на место, — рассказывает Одинцов. — В этих документах скрываются интересы большинства экономических агентов, крупных строителей. Вот откуда идут корни. В 2015 г. было принято более 800 вопросов, связанных с земельно-строительными отношениями. Большая часть из них была принята «пакетно», т.е. ничего не изучалось и не рассматривалось, насколько это законно и есть ли какие-то нарушения, в том числе соблюдались ли права горожан? И сегодняшние скандалы – это последствие принятых решений муниципального совета на основе подготовленных проектов решений администрацией Киртоакэ.
К нам часто стали обращаться граждане с жалобами и просьбой о помощи. Мы поднимаем документы и выявляем те нарушения, которых не должна была допускать администрация, в том числе архитекторы и специалисты земельного управления. Они должны были просто отказать экономическому агенту в рассмотрении его заявления. Но на лицо один из путей коррупционного обогащения, потому что другого объяснения нельзя найти. Эти люди берут взятки, подготавливают проект решения и продвигают их для голосования на муниципальном совете.
Мы также обращаемся в компетентные органы, судебные инстанции, пишем заявления о возбуждении уголовных дел по факту превышения должностных полномочий. Однако эти органы не реагирует, т.к. чувствуется давление «дяди». Но мы пытаемся остановить это беззаконие, и в судах доказываем, что предыдущий муниципальный совет выдавал авторизации на строительство незаконно. Иногда удается их аннулировать. К примеру, мы смогли заморозить строительные работы на ул. Дога 32/2, Друмул Виилор, 42, Алба-Юлия, между домами 2,4 и 6, на ул. Димо 31/1, где планировали построить заправку, а также на ул. Флорилор 12/2 и не только.
Генеральный план Кишинёва был утверждён в 2007 г. На его основе был утверждён градостроительный регламент, который указывает, на каком участке можно строить и что. Каждые четыре года Генплан должны обновлять, актуализировать. Город — живой организм, поэтому нужно учитывать интересы жителей и экономических агентов, чтобы дать возможность ему дальше развиваться. С 2007 г. Генплан не пересматривали. Его только изменяли в некоторых частях в интересах бизнеса. И сегодня остро стоит вопрос о его актуализации или разработке нового Генерального плана, который в первую очередь будет учитывать интересы общества,- считает Александр Одинцов.
А у нас во дворе
А тем временем очередной жилой квартал превращается в пчелиные соты, где происходит то, что генеральный примар столицы называет уплотнением застройки. При этом жильцов просто ставят перед фактом, что на том месте, где раньше была игровая площадка или просто зеленый дворик, теперь будет начато строительство. Какие-либо планы с жильцами окрестных домов никто и не думал обсуждать. И очень часто от такого беспредела люди опускают руки.
«Неизвестно, сколько еще зеленых зон рискуют попасть под вырубку и застройку», — поделился своими опасениями с журналистом noi.md эксперт, представляющий экологическое движение в Кишиневе Дмитрий Арион, который не первый год борется с незаконной стройкой и считает, что все это делается в угоду экономическим интересам. На протяжении трех лет он ведет свою «войну» с экономическим агентом SRL Lamurg и директором салона красоты «Анастасия» Анастасией Цымбук.
На месте одноэтажного здания, с нарушениями всех норм, было построено четырехэтажное. Находится оно на Буюканах, троллейбусная остановка «Флакэра», во дворе, в зеленой зоне.
— Уничтожили деревья, плодородный слой почвы, на жильцов давят, составляют незаконно протокол по желанию и заявлению фирмы, — перечисляет Арион. — При этом до начала строительных работ им не представили эскиза будущего строения с описанием территории и технических аспектов строения, чтобы граждане смогли вовремя предотвратить нарушения и вред окружающей среде, оспорить решение о строительстве в различных государственных инстанциях и в суде.
На лицо факт коррупции и злоупотребления должностными полномочиями, а также наглое уничтожение города. Мы пытались через суд отменить решение муниципального совета, но нам отказали. Также пытаемся отменить положительную экологическую экспертизу, которая в настоящее время находится на рассмотрении в суде.
Каждый гражданин имеет право на здоровую окружающую среду и может защитить свои экологические права. Конечно, несколько десятков лет назад, когда был спроектирован и построен район, никакой дополнительной застройки там не предполагалось. Кроме того, к уже существующим мощностям энерго-, водо- и газоснабжения было подключено определенное количество домов. Также любое строительство должно учитывать освещенность и затененность, то есть нормы комфорта.
Тем не менее, несмотря на то, что мы проигрываем суды, мы движемся к нашей цели — создать прецедент, чтобы сделать заявление на международном уровне. Молдова является участником многих международных природоохранных соглашений. Но сначала необходимо пройти все этапы в республике. Если в суде мы докажем о нарушениях, то экономический агент будет обязан снести строение и вернуть участку первоначальный облик, — уверен эколог.
Борьба с климатическими изменениями
— Муниципальные чиновники утверждают, что у нас много деревьев представляют опасность для людей, а также могут причинить материальный ущерб. Но это еще раз подтверждает, что за ними никто не ухаживает, — продолжает Дмитрий Арион. — Необходимо предпринимать меры, которые могут их восстановить. Мы нарушили экосистему. Глава ассоциации «Зеленого хозяйства» Елиферий Харуца сам признался, что уже 30 лет не принимаются меры по защите зеленных насаждений, кроме какого-то минимума, написанного в Законе о зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов (речь о парках, скверах, ботанических садах).
У нас нет заботливой организации. Поскольку за деревьями с сухими ветками нет надлежащего ухода, их специально уничтожают. Однако закон гласит, что сокращение зеленых зон запрещено. Не должно быть так, что вырубили, и взамен ничего не посадили. У нас должна сохраняться площадь зеленных насаждений, а по нынешним европейским законам — даже расширяться, чтобы противостоять изменениям климата. Потому что, умышленно уничтожая деревья и зеленые зоны, мы адаптируемся к изменениям климата.
Экологическая позиция – нужно противостоять изменению климата, т.е. сажать больше деревьев, создавать влажные коридоры. ВОЗ предупреждает страны третьего мира о том, что если они не сохранят зелёные зоны в городах, то у них возрастёт смертность. Будут умирать от сердечно сосудистых и респираторных заболеваний, аллергии, и в первую очередь страдать от психического расстройства, — считает эколог.
По его словам, с изменением климата появилась и другая проблема. Все мы прекрасно помним, какими живыми, зелеными и крепкими были каштаны, липы, которые растут вдоль дорог и в парках. Сегодня придорожные лиственные деревья усыхают, оставшиеся выглядят измученно с отмершими ветвями. Да и хвойные породы чувствуют неладное. Те саженцы, которые высаживают, к сожалению, погибают. Почему? По мнению экологов, необходимо составить перечень деревьев, которые нужно восстановить.
Климат изменился в худшую сторону, и те деревья, которые сажали 40-50 лет назад, уже не выдерживают засуху. Поэтому к этому вопросу нужно отнестись серьёзно и сажать те породы деревьев, которые смогут перенести потепление климата. Кроме того, посадка должна проводиться под руководством специалистов. К примеру, саженцы, посаженные в «Долине роз» в сильный мороз, могут не прижиться, и есть большая вероятность, что многие из них погибнут.
Кроме того, климат — не единственное, что убивает зеленые насаждения. Как выяснилось, причина и в окружающем воздухе, и в машинах. Количество автомобилей непрерывно растет. Выброс диоксида азота в атмосферу превышает норму. Также на деревья воздействуют и другие токсичные выхлопы машин, что снижает иммунитет растений.
Немалую роль играет и человек, который при строительстве, если не срезает, то нарушает корневую систему. Кроме того, не хватает воды, удобрений и нормального рыхлого грунта, воздух практически не поступает к корням. Поэтому даже те породы, которые выживают в жестких условиях Кишинева, не назовешь счастливыми.
Мы должны отстаивать свои права
Компании-застройщики нуждаются в получении прав на землю, которую потом можно перепродать дороже или же застроить плотнее. И часто оказывается, что они положили глаз на участки, которые находятся внутри кварталов, городских скверов или парков. Как правило, это — результат денежного давления со стороны бизнеса, а органы власти либо по понятным причинам бездействуют, либо участвуют в этих комбинациях.
Для эффективной борьбы всегда нужно объединяться. Чем больше жильцов дома, района, жителей города будут активно действовать, проводя пикеты и применяя другие методы борьбы со строительным произволом, тем больше шансов добиться правды. В этих действиях нет ничего зазорного, тем более, когда закон на вашей стороне. Более того, таким образом закладывается система общественного контроля над развитием города. Поэтому наша задача — сохранить существующие парки, скверы, участвовать в появлении новых и не допустить дальнейшей «уплотнительной застройки», которая уничтожает зеленые зоны — «легкие» нашего города.
Источник: noi