Главные новостиНовостиПолитика

Игорь Додон: «Отношения с Евросоюзом останутся неприкосновенными»

В первом после победы на выборах интервью для Свободной Европы Игорь Додон вновь заверил, что будет президентом всех граждан, а соглашения с ЕС останутся в силе. Он уточнил, что первый свой официальный визит в качестве президента он совершит в Москву.

Новоизбранный глава государства выступает за проведение досрочных парламентских выборов, обязуется решить приднестровский вопрос – необязательно посредством федерализации, а также намерен продолжать европейские реформы. Что касается протестов, развернувшихся в последние дни, то Игорь Додон уверен, что в демократическом государстве их подавлять нельзя.

Свободная Европа: Вы выразили сожаление тем, что сторонники Майи Санду отказываются соглашаться с итогами выборов. Санду призвала граждан поддержать онлайн петицию о признании результатов недействительными. По ее мнению, они сфальсифицированы. Как вы оцениваете корректность президентских выборов?

Игорь Додон: У меня есть опыт в этом смысле, за моими плечами – 11 избирательных кампаний за последние семь лет, начиная с 2009-го, – и парламентских, и муниципальных, где я баллотировался на должность мэра. Из всех предыдущих кампаний эта была одной из самых корректных – и с наименьшими нарушениями. Да, имели место кое-какие принципиальные моменты, которые не были решены. За последние годы мы били в колокола, указывая на необходимость открытия большего числа избирательных участков за рубежом. Этого не было сделано. Когда я ездил в Страсбург, когда говорил с представителями Венецианской комиссии, я обращал внимание на то, что не всем гражданам обеспечено исполнение права на голосование. Но власть не захотела слушать.

Свободная Европа: И чем все завершилось?

Игорь Додон: Завершилось тем, что выборы уже состоялись, наблюдатели, в том числе, ОБСЕ, признали их корректными и соответствующими международным нормам. Думаю, надо учесть упущения, допущенные на этих выборах, и извлечь уроки на будущее.

Свободная Европа: В ходе этой кампании ставился акцент на том, что и вы, и Майя Санду представляют оппозицию. Но сейчас вы становитесь частью системы…

Игорь Додон: Мы были, есть и будем в оппозиции к нынешнему парламентскому большинству и к этой системе, созданной за последние годы. Партия социалистов, парламентская фракция не будет создавать коалиции в действующем парламенте. И задача наша остается предельно четкой: досрочные парламентские выборы.

Кстати, по этому вопросу состоится политический совет, в ходе которого будет рассмотрено мое заявление об отказе от членства в ПСРМ. На пятницу назначено заседание республиканского совета по рассмотрению кандидатур на должность председателя Партии социалистов. Это значит, что Додон не будет больше членом партии и не сможет представлять одну-единственную партию или только часть граждан Республики Молдова. Президент должен представлять всех граждан, и слева, и справа, и тех, кто проголосовал за моего политического оппонента.

Свободная Европа: Сейчас многие говорят, что появилось два лагеря – лагерь Игоря Додона и лагерь Майи Санду, и что в этих условиях выиграть может кто-то третий. Чего ждать Молдове в дальнейшем?

Игорь Додон: После завершения президентских выборов я дважды публично обращался к моим политическим оппонентам, предлагал встретиться и обсудить ситуацию и попытаться успокоить страсти. Увы, ответа я пока не дождался. Прозвучало несколько заявлений на пресс-конференциях, но я думаю, что мы должны проявить политическую зрелость.

Была бы обратная ситуация, поверьте, мы поступили бы по-другому. Мы проигрывали выборы, и в 2011-м, и в 2014-м, и у нас было гораздо больше причин протестовать, выводить людей на улицу. Мы этого делать не стали. Мы проявили политическую зрелость. Хорошо бы и нашим оппонентам продемонстрировать сейчас мудрость, насколько это возможно.

Свободная Европа: Каково ваше мнение об организации акций протеста? Вы говорили, что провели более пятисот аналогичных акций. Тот факт, что сейчас образовался протестный сегмент, вызывает ваше беспокойство?

Игорь Додон: В любой демократической стране протест представляет собой инструмент для выражения мнения. Поэтому любой мирный протест приветствуется, его можно организовывать. Но я сейчас о другом. Я считаю, что моим политическим оппонентам не следует трубить сбор, надо попытаться утихомирить страсти. Надо исходить не только из того, что мы разные, что одни хотят в ЕС, другие – в Молдову, а третьи – в Румынию… Надо ставить акцент на том, что нас объединяет.

Свободная Европа: Другие хотят и в Таможенный союз…

Игорь Додон: Нет Таможенного союза.

Свободная Европа: В Евразийский союз.

Игорь Додон: Нам нужно акцентировать то, что нас объединяет. Нас объединяет любовь к родине. Нас объединяет желание мира и спокойствия в Молдове. Нас объединяет желание, чтобы в стране стало жить лучше, желание искоренить коррупцию. Давайте начнем с этого и будем идти вперед. С момента инаугурации все, что может нас разобщить, нужно оставить в стороне. Нужно попытаться утихомирить страсти, и я действительно попытаюсь стать президентом для всех, в том числе, для тех, кто голосовал против меня на этих выборах.

Свободная Европа: Вы заверяли, что станете президентом для всех граждан Республики Молдова, вне зависимости от геополитических и идеологических взглядов. Какова судьба Соглашения с Евросоюзом? Потому что именно в этом кроется корень недовольства части общества, которая проповедует европейские ценности и выступает за евроинтеграцию.

Игорь Додон: Отношения с Европейским союзом остаются неприкосновенными, и президент страны не может их пересматривать. Соглашение об ассоциации и другие партнерские отношения будут развиваться и дальше, они остаются в силе. Не вправе президент денонсировать соглашения или приостанавливать их действие.

Да, будут двусторонние, трехсторонние переговоры по решению ряда проблем, например, по возвращению на российский рынок. Но такие переговоры и дискуссии будут со всеми партнерами, и с Востока, и с Запада. И перемены состоятся только при условии, что граждане согласны, а парламентское большинство поддерживает эти предложения. Так что я выступаю за сохранение отношений с Евросоюзом, они остаются в силе. Также надо попытаться восстановить экономическое партнерство и отношения с Российской Федерацией. Именно поэтому первый официальный визит будет в Москву, надо попытаться вернуться на российский рынок и решить проблемы мигрантов. И сохранить баланс, в частности, в том, что касается геополитики.

Свободная Европа: Дорожная карта, которую представил Кишиневу российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, предполагает отдаление Молдовы от ЕС – в случае улучшения отношений с Россией?

Игорь Додон: Я не видел дорожную карту, никто меня об этом не информировал. Попытаюсь ознакомиться с документом, но, я думаю, там больше чисто экономических, технических деталей. Но – я ознакомлюсь, и тогда посмотрим, как выйти из этой ситуации. Я считаю, что мы можем вернуться на российский рынок без каких-либо движений против ЕС.

Свободная Европа: Но этого должна захотеть и Российская Федерация.

Игорь Додон: Будем работать, будем договариваться, попытаемся убедить, я надеюсь, это нам удастся.

Свободная Европа: Еврокомиссар Йоханнес Хан заявил в интервью Свободной Европе, что ваша победа – это отголосок неудач так называемых проевропейских правительств. И что на вашу победу надо смотреть без лишних нервов, так как судить надо по делам, не по заявлениям. Что можете вы сделать – и что готовы сделать для того, чтобы отношения с ЕС были максимально выгодными для Молдовы?

Игорь Додон: Я говорил с европейским комиссаром, когда он был в Кишиневе.

Свободная Европа: И он сказал, что вы обещали не денонсировать Соглашение об ассоциации с ЕС.

Игорь Додон: Я сказал предельно ясную вещь: президент страны не может денонсировать Соглашение с ЕС, и что партнерские отношения продолжатся. Так оно и будет. Что должны мы сделать в своих отношениях с Западом, с ЕС, с Соединенными Штатами Америки? Нужно попытаться убедить наших партнеров не рассматривать все происходящее в Республике Молдова исключительно в геополитическом ключе.

Я об этом говорил неоднократно – в последние годы имидж Запада в Молдове подпортился по милости нынешних политиков, которые прикрывались проевропейскими лозунгами. А Запад часто поддерживал этих политиков исключительно из соображений геополитики, лишь бы не допустить к власти социалистов или коммунистов. Сейчас моя задача – убедить их в том, что нам необходимы реформы. Да, мы нуждаемся в поддержке, поддержите эту власть, если хотите, финансовыми ресурсами, но требуйте взамен реформ. Потому что только реформы изменят качество жизни. И не надо зацикливаться на геополитике.

Свободная Европа: У каких реформ – наиболее реальные шансы, учитывая ситуацию в стране?

Игорь Додон: Реформы в системе правосудия. И в этом президент будет самым надежным партнером Запада. Реформы в прокуратуре. Мы будем добиваться изменения Конституции, чтобы генеральный прокурор выдвигался главой государства. Реформы в экономической сфере, структурные реформы – они тоже необходимы. Мы видели программу с МВФ, там есть много хороших вещей, но есть и такие, которые меня беспокоят. Необходимы реформы и в социальной сфере.

Свободная Европа: Что вас больше всего беспокоит в Соглашении, подписанном молдавским правительством с МВФ?

Игорь Додон: Беспокоит повышение пенсионного ценза. Беспокоит намерение увеличить тарифы на электроэнергию без четкой компенсационной системы для социально незащищенных категорий граждан. И также меня интересует глава, в которой идет речь о жестком ограничении фонда субсидирования сельского хозяйства.

Свободная Европа: В интервью российским СМИ вы обещали решить приднестровский конфликт. Насколько приоритетна эта проблема, и как можно найти компромиссный вариант, статус, приемлемый и для сторон, и для посредников и наблюдателей формата «5+2»?

Игорь Додон: По моему мнению, последующие годы, возможно, даже 2017 год, может стать годом прорыва в этом плане. Почему? Я думаю, что всем, включая Запад, включая Российскую Федерацию понадобится положительный пример урегулировании затяжных конфликтов. И региональная, геополитическая конъюнктура будет благоприятной – в том числе, с учетом результатов выборов в США, чтобы сделать первый шаг в этом плане. Каким я вижу выход из сложившейся ситуации? Сразу после Нового года желательно встретиться с тираспольским лидером, который будет избран на декабрьских выборах.

Свободная Европа: На так называемых выборах.

Игорь Додон: Надо попытаться на двустороннем уровне найти главные пункты, которые лягут в основу политического решения. Затем выйти с этим предложением к партнерам формата «5+2», вынести его на широкое обсуждение и международное рассмотрение. Если найдем компромисс на международном уровне и обговорим формат по политическому урегулированию, то проводим референдум на обоих берегах Днестра, принимаем новую Конституцию и идем дальше. Вот примерно таким мне представляется решение.

Свободная Европа: В последнее время имя Игорь Додон ассоциируется с вашей идеей федерализации Республики Молдова. И здесь так же – источник многих недовольств, потому что эта федерализация грозит обернуться приднестровизацией Молдовы.

Игорь Додон: Я думаю, это преднамеренно распространяемые фобии. Есть разные формы федерализации, доказавшие свою состоятельность на международном уровне. Но решение принимает не Игорь Додон, не президент Республики Молдова. Решение примут граждане Республики Молдова на референдуме. Если кому-то не нравится название «федерализация», назовите как-то иначе. Но особый статус левобережному региону предоставить надо.

Свободная Европа: Как вы будете взаимодействовать с нынешней властью? Многие говорят, что если это взаимодействие будет хорошим, значит, вы согласились на условия Владимира Плахотнюка…

Игорь Додон: Мы находимся в оппозиции к нынешней власти. Мы не будем создавать с ними никаких коалиций, но по вопросам национальной значимости, разумеется, будем пытаться приходить к общему знаменателю – в том, что касается интересов граждан Республики Молдова. Но президент Додон намерен использовать любые законные, конституционные пути для организации досрочных парламентских выборов.

Свободная Европа: Кто сейчас в Молдове более значим: президент Игорь Додон или координатор правящей коалиции Влад Плахотнюк?

Игорь Додон: Такой официальной должности – координатора – не существует.

Свободная Европа: Это парламентская страна. И он, что ни говори, координирует действия большинства в парламенте.

Игорь Додон: Я не хочу придавать значение тому или другому. Но моральное право всенародно избранного президента, я думаю, несравненно выше – для того, чтобы настаивать на реформах, на положительных переменах в интересах граждан.

Свободная Европа: За четыре года вы сумеете освободить страну из плена? Вы много говорили в ходе предвыборной кампании, что Молдова продолжает оставаться захваченным государством.

Игорь Додон: Я твердо уверен, что за четыре года удастся многое сделать, и большинство граждан Республики Молдова это почувствуют. Мы освободим страну из плена с помощью досрочных парламентских выборов. Мы сумеем. Я в этом плане оптимист. Начнем решать – или даже решим – приднестровский вопрос. Мы сумеем повысить уровень жизни. И я буду президентом для всех.

Свободная Европа: Что бы вы хотели передать гражданам, которые не проголосовали за вас?

Игорь Додон: Уважаемые сограждане, я уважаю ваш голос, понимаю, что это логично в демократическом обществе – иметь различные мнения. Но выборы уже закончились, давайте вместе думать и работать на благо и ради будущего нашей страны, нашей родины, на благо и ради будущего наших детей, на благо всех. Поэтому призываю спуститься с баррикад и вместе работать на благо Республики Молдова.

Источник: europalibera

См. также

См. по теме:Главные новости

0 %