Газ не как у нас: сколько стоит обогреться голубым топливом в Молдове и других странах
Возможно, вы удивитесь, но далеко небогатая Молдова благодаря нынешнему режиму вынуждена закупать газ, который даже во многих странах Европы дешевле, чем у нас.
С новыми тарифами цена на газ в Молдове приближается к отметке в один доллар за кубометр — или 1000 долларов за 1000 кубометров. К слову, почти половина этой суммы оседает в виде зарплат и надбавок «кому надо».
Почти в два раза дешевле, чем в Молдове, стоит газ в Сербии и Боснии и Герцеговине — примерно 9 леев за кубометр в пересчёте на наши деньги. При этом обе страны удовлетворяют свои запросы только газом из России — там не нашлось умника, который предложил бы «диверсификацию», как у нас.
Чуть дороже он в Словакии — около 10,5 леев за кубометр. Болгария платит примерно на 25 процентов меньше, чем мы — хотя проводит далеко не дружественную политику, и в 2014 году даже закрыла проект «Южный поток» — российский трубопровод на Балканы.
Даже в Польше, со всеми её разногласиями и исторической враждой с Россией, сибирский газ обходится примерно в 13 леев на наши деньги. В Эстонии он на лей дороже, в Латвии стоит ровно столько же, сколько и в Молдове.
Конечно, страны Западной Европы платят за газ чуть больше, чем в Молдове — местами в полтора раза больше. Но там, во-первых, совсем другие доходы. Во-вторых, некоторые из них получают газ из других источников — Франция и Испания, к примеру, пользуются алжирским газом. А те, что получают из России, расположены от неё дальше, чем Молдова, и потому вполне логично, что там в итоге газ дороже.
Так что остаётся констатировать, что реформы в энергетической сфере, введённые PAS, оказались сущим шулерством — «диверсификация источников» привела к удорожанию газа, а не к его удешевлению, на что напирали реформаторы-диверсификаторы.
И виноваты в этом не «война», как любят убеждать они же, а их собственная недальновидность и преступный умысел — они, вне всяких сомнений, понимали, что всё придёт именно к этому. Но ослушаться своих западных консультантов для Санду, Речана и их министров — непозволительная роскошь.