Иосиф Гурко в Кишиневе: бросок на Балканы — к 195-летию со дня рождения
Генерал-лейтенант Гурко был командующим 2-й гвардейской кавалерийской дивизией, возвращался со смотра Гусарского полка в Царском Селе. По дороге в Петербург ему доставили срочную депешу императора: «Государь требует немедленно генерала Гурко в действующую армию на Дунай».
Курьерским поездом доехал до Москвы. На Курском вокзале простился с женой и детьми – 35-летней графиней Марией Андреевной Салиас-де Турнемир и четырьмя сынами 3-15 лет. Тут же отправился в Кишинев, где располагался главный штаб армии. На вокзале в Киеве узнал, что русские перешли Дунай у Систова.
В Кишиневе получил назначение начальником передового отряда. С ним был адъютант Василий Марченко. Между тем, русская армия за Дунаем действовала в трех направлениях. Гурко должен был наступать в центре и овладеть балканскими переходами. При нем был уже начальник штаба, опытный полковник Дмитрий Нагловский. Разведку возглавил на первых порах молодой генерал Михаил Скобелев. 22-го выступили.
25 июня вступили в Тырново. Весь город с цветами высыпал на улицы. 1 июля перешли Хаинкиойский и Шипкинский перевалы. 5 июля взяли Шипку. Константинополь в панике. Турки отозвали из Черногории Сулеймана-пашу, чтобы его армия, наконец, сдержала натиск отряда Гурко. Вдохновленные удачным походом Гурко, многие военные корреспонденты, художники бросились догонять его отряд.
Иосиф Владимирович Гурко (16/28.VII.1828, Новгород-15/27.I.1901, Сахарово, Тверская губерния) был из того рода, который крепко врос в белорусскую землю. Имение, бумажная фабрика, училище, больница, церковь, лавка. Мать – баронесса Татьяна Алексеевна Корф. Когда родился Иосиф, отец Владимир Иосифович Гурко воевал на Кавказе в армии И. Ф. Паскевича. За взятие Эривани стал генерал-майором, кавалером св. Георгия 4 ст. По решению отца Иосиф учился в Петербурге в Пажеском корпусе. С 1867-го – генерал-майор. Определен в свиту Е. И. В.
Между тем, шли тяжелые бои. Под Плевной погиб старший брат известного художника-баталиста Василия Верещагина – Серей. В госпитале от тифа скончалась Юлия Вревская, которую Гурко так настойчиво отговаривал в Петербурге не ехать на фронт.
После трех штурмов Плевны отошли к Шипке. Но пали все главные опорные пункты турок на софийской дороге. Журналисты отмечали бесстрашие Гурко при взятии Горного Дубняка. По воспоминаниям художника Верещагина, тогда на фронт приехал государь, при всех обнял и расцеловал генерала-героя. Гурко был награжден золотой саблей с бриллиантами «За храбрость».
Освободили Врац, Этрополь, Орхание. В декабре начали труднейший переход через Балканы, которые в зимний период считались непроходимыми. Перешли. Об этих пяти днях блистательно писал в «Московских ведомостях» князь Л. В. Шаховской. 23 декабря вошли в Софию. 29 декабря ему присвоено звание генерала от кавалерии. Гурко разбил армию Сулеймана-паши и 4 января вступил в Пловдив. Вскоре заняли Адрианополь. Путь к Константинополю был открыт. А. К. Пузыревский назвал Гурко одним из самых замечательных воинов XIX века. Гурко стал генерал-фельдмаршалом.
После войны – петербургский, одесский, варшавский генерал-губернатор. По его предложению Всеволод Красовский стал редактором «Варшавского вестника».
В некрологе «Правительственного вестника» было сказано: «15-го января скончался в сельце Сахарово, близ Твери, член Государственного Совета, шеф 14-го стрелкового имени своего полка, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал Иосиф Владимирович Гурко. Он является одним из выдающихся русских военачальников. С его именем неразрывно связаны блестящие действия во время последней русско-турецкой войны передового отряда для овладения Балканскими проходами, славные и кровопролитные бои гвардии для окончательного обложения Плевны, наконец, беспримерный переход войск западного отряда зимою через Балканы, сопровождавшийся полным расстройством и поражением неприятельских сил. Заслуги генерал-фельдмаршала Гурко на поприще государственного служения нашли себе достойную оценку в данном на его имя, в день Священного Коронования Их Императорских Величеств, 14-го мая 1896 года, Высочайшим Рескрипте, в котором начертано: “Вся ваша продолжительная государственная служба, 50-летие которой истекает в нынешнем году, несомненно свидетельствует о ваших выдающихся дарованиях, о твердости вашего характера, о преданности интересам службы и отличном исполнении дел и задач, вам поручаемых. Не только на поприщах службы военной в боевой, но и на высших административных постах государственного управления, вы успели оказать важные услуги Престолу и Отечеству. В особенности же занимая, по особому выбору и доверию Незабвенного Родителя Моего, ответственную и важную должность Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа, вы, со свойственными вам энергией, прямотою и самоотверженною заботливостью об интересах государственных, достигли серьезных результатов по укреплению неразрывного единения края с общим великим Отечеством, а также и по усовершенствованию вверенных вам войск и стратегической обороны наиболее важной из наших окраин”».
Виктор Кушниренко, историк литературы