Три причины, по которым молдавская власть сделала себе хуже, запретив партию «Шор»
В Молдове запретили партию «Шор» — дотянуть до осени с десертом у власти не получилось: запрет планировалось осуществить аккурат перед местными выборами, как и снижение тарифов на газ, что должно было убедить накормленный вкусным десертом народ поактивнее голосовать за нового кандидата в мэры Кишинева от PAS. Теперь «рыбу» осенью надо будет прикармливать как-то иначе.
С противоположной стороны вряд ли сильно удивлены произошедшим — такой вариант развития событий напрашивался давно, ведь нынешняя власть, размахивая выданным ей карт-бланшем, уже давным-давно потеряла всяческие берега и чувство меры.
Фактически, бывшему в тюрьме и вроде бы перевоспитавшемуся «зэку» вручили пистолет под честное слово — а он тут же вспомнил тюремные законы и начал претворять их в жизнь, по понятиям сильного и вооруженного. То же самое происходит вот уже почти два года в Молдове — «зэка» (бывшую ЛДПМ, ставшую PAS) простили, доверили, и вот результат. Кто в этом виноват? Только ли зэк? Увы, нет, мы сами также виноваты, ибо снова наступили на те же грабли. И второй раз бьют они намного сильнее.
Тем не менее, произошедшее в любом случае является поражением власти — во-первых, как уже было отмечено выше, не дотерпели до осени, показав, что уже сейчас надо было залезть в «неприкосновенный запас» и показать людям хоть что-то на фоне всех последних скандалов с ценами на газ и «работой» антикоррупционной прокуратуры, с садистскими угрозами ее лидера и прочими «прелестями демократии».
Пришлось достать «заначку» для осени и использовать ее сейчас — да и то, это вряд ли поможет. «Секта», то есть те, которые «топят» за PAS, в любом случае, конечно, обрадуются, но здесь вспоминается пословица о божьей росе. Да только этих людей не так и много — с ними на повторение «джек-пота» 2021 года рассчитывать и близко не стоит.
Во-вторых, Шор разом получил еще больше популярности. В Молдове принято голосовать за «Прометея» — за того, кто как бы страдает за людей. Сейчас такой персоной в Молдове становится Илан Шор — таким его воспринимают все больше и больше жителей страны. Окончательного решения, крал ли Шор миллиард — нет, а вот запрет партии уже есть. И это означает, что его преследуют по политическим мотивам.
Кроме того, нет многих ответов по делу миллиарда в отношении других влиятельных персон из круга Плахотнюка, как и в отношении самого Плахотнюка — все это создает очень негативный для власти шлейф из вопросов и сомнений, который одновременно в некоторой степени как бы визуально обеляет Шора.
Наконец, в третьих, запрет партии в какой-то степени консолидирует оппозиционный фланг и повысит вероятность того, что появится какой-то один, общий проект, который сможет собрать все голоса условно левого электората и выбить стул из под глиняных ног режима на следующих выборах. Потому что дробление электората в итоге приведет к тому, к чему обычно и приводит — за левые партии в количественном отношении голосует больше человек, но из-за дробления и из-за электорального порога в парламенте больше мандатов окажется у их оппонентов. Избежит ли страна в этот раз своей традиционно печальной участи?