Почему наши люди обращаются в Европейский суд по правам человека?
О качестве нашей юстиции можно судить хотя бы по таким фактам: среди соседей Молдова занимает второе место по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека, а в ТОП-е жалобщиков в ЕСПЧ Молдова находится на четвертом месте среди 47 стран.
В расчете на 10 тыс. населения Молдова превышает средний показатель по странам — членам ЕСПЧ в 4,6 раза. Но жалоб могло бы быть ещё больше (и Молдова поднялась бы на более высокую ступеньку).
Начиная с 1997 г., после того как парламент ратифицировал Конвенцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), к иерархии наших судебных инстанций – судам первой инстанции, апелляционным палатам, специализированным судам и Высшей судебной палате, которые (по закону) «осуществляют (должны осуществлять) правосудие в целях защиты и реализации основных прав и свобод граждан и их объединений, а также предприятий, учреждений и организаций», добавился и Европейский суд, куда по инстанции можно обращаться по поводу неудовлетворенности решениями наших судов.
Что в результате изменилось еще? Наши суды, при вынесении приговоров, всегда начинают с того, что их правосудие исполнено в соответствии с Конституцией РМ и законом. А ЕСЧП, «желая усилить защиту права на жизнь, гарантированного Конвенцией о защите прав человека и фундаментальных свобод», выносит свои решения со ссылкой только на Конвенцию Европейского суда по правам человека.
О законодательно-нормативной базе по защите прав человека и событиях на тему
В июле 1990 г. Молдова ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека. В решении было предусмотрено, что постоянные комиссии Верховного Совета МССР и соответствующие органы при разработке новой Конституции и других законов должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и международных договоров о правах человека.
В 1996 г. был назначен первый молдавский судья в ЕСПЧ – Тудор Панцыру. Сегодня наш судья Валериу Грицко является одним из 49-ти судей фильтрационной секции ЕСПЧ.
В июле 1997 г. ратифицирована Конвенция Европейского суда по правам человека.
В декабре 1997 г. был назначен первый представитель Правительства Молдовы в ЕСПЧ.
В июле 2001 г. было ратифицировано Европейское соглашение о лицах, участвующих в судопроизводстве Европейского суда по правам человека.
В декабре 2001 г. ЕСПЧ принял первое постановление по Молдове. Это было дело Бессарабской митрополии против Молдовы. Тогда ЕСПЧ обязал Молдову выплатить потерпевшей стороне 20 тыс. евро в качестве морального ущерба и 7025 евро в счет понесенных расходов. Примечательно, что в канун принятия решения Президент Молдовы выразил озабоченность относительно возможного признания Бессарабской церкви.
Следующим резонансным, проигранным Молдовой делом в ЕСПЧ было дело группы Илашку против Молдовы (в июле 2004 г.)ЕСПЧ признал вину Молдовы и решил, что Молдова должна выплатить каждому из трех потерпевших группы Илашку по 60 тыс. евро. Еще по 10 тыс. евро каждому — на покрытие расходов. Двое из потерпевших получили еще и от Российской Федерации по 120 тыс. евро, а сам Илашку – 180 тыс. евро. Кроме того, все трое получили и по 7 тыс. евро в качестве компенсации на покрытие расходов. Таким образом, в общей сумме группа Илашку получила в качестве сатисфакции 210 тыс. евро от Молдовы и 441 тыс. евро от России.
В феврале 2003 г. правительство приняло Постановление о правительственном представителе (уполномоченном) при ЕСПЧ.
А в апреле 2004 г. был принят первый Закон о правительственном представителе (уполномоченном) при ЕСПЧ, затем, в 2015 г, — второй закон. То есть соответствующий закон был принят только спустя семь лет после ратификации Конвенции.
В декабре 2004 г. была утверждена Постоянная правительственная комиссия по организации исполнения окончательных решений Европейского суда по правам человекав отношении Республики Молдова и утвержден её персональный состав.
В октябре 2005 г. был учрежден Консультативный совет при правительственном представителе и утвержден его персональный состав. И уже только в марте 2016 г. было утверждено и Положение о Консультативном совете при правительственном представителе.
А в июле 2016 г. принято и Положение о порядке исполнения постановлений и решений Европейского суда по правам человека.
Таким образом, необходимая законодательно-нормативная база для обеспечения выполнения требований ратифицированных Конвенции по защите прав человека и Конвенции ЕСПЧ были приняты, но с большим опозданием — на протяжении 26-ти лет – с 1990 г до 2016г. Невероятно долго раскачивались наши власти!
И всё это потому, что во всех решениях (законах и постановлениях) Парламента РМ о ратификации различного рода соглашений (договоров) всегда во второй статье присутствует дежурное указание – правительству принять необходимые меры для выполнения положений указанного Соглашения.
А в постановлениях парламента 1997 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» и 2001 г. «О ратификации Европейского соглашения о лицах, участвующих в судопроизводстве Европейского суда по правам человека», НЕТ никакихуказаний каким-либо органам власти для принятия мер по выполнению соответствующих Конвенции и Соглашения.
И это — единственные подобные случаи «недоработки» («упущение») парламента, которые сыграли свою отрицательную роль, о чем говорят результаты деятельности представителя правительства в ЕСПЧ, а также и результаты рассмотрения дел в ЕСПЧ по жалобам от граждан Молдовы.
Вызывает сомнение и иерархия структур, занятых вопросами взаимодействия Молдовы с ЕСПЧ и решением ряда внутренних проблем в этой части.
Представитель правительства при ЕСПЧ и три юриста-стажера (помощника) находятся в штате Минюста. В структуре Минюста предусмотрено главное управление ЕСПЧ, состоящей из трех управлений.
При правительстве в 2004 г. была учреждена Постоянная комиссия по организации исполнения окончательных (именно так написано в соответствующем законе, хотя в основной редакции этого уточнения нет) решений ЕСПЧ в отношении Республики Молдова и утвержден её персональный состав, во главе с министром юстиции. В состав комиссии включены министр финансов, представитель при ЕСПЧ, заместитель Генерального прокурора и директор не существующего с 2012 г. департамента аппарата Минюста.
Однако последнее подсказывает, что эта комиссия вряд ли выполняет свои функции, т.к. в постановлении правительства было предусмотрено, что комиссия должна была в месячный срок утвердить положение о своей деятельности и принимать решения, являющиеся обязательными для выполнения уполномоченными органами власти. Необходимое положение было утверждено не комиссией, а почему-то правительством. И не в месячный срок (до 01.02.2005 г.), а спустя 11 лет (!) — только в июле 2016 г.
Для обеспечения надлежащего представления Республики Молдова в Европейском суде и исполнения постановлений и решений Европейского суда при правительственном представителе действует консультативный совет, формируемый из представителей органов публичной власти, академической среды и гражданского общества.
В марте 2016 г. правительство утвердило Положение о Консультативном совете при правительственном представителе, который призван, по закону, обеспечить надлежащее представление Республики Молдова в ЕСПЧ и исполнение постановлений и решений Европейского суда.
Это положение устанавливает полномочия, состав, порядок организации и функционирования Консультативного совета. В его состав входят заместитель министра юстиции; начальник главного управления ЕСПЧ Минюста; прокурор, член Высшего совета прокуроров; судья, член Высшего совета магистратуры; заместитель министра финансов; заместитель министра МВД; заместитель директора Национального антикоррупционного центра; представитель Конгресса местных властей Молдовы; университетский профессор права; лица, ранее занимавшие должность правительственного представителя и представитель общественного объединения по правам человека.
Кто конкретно был включен в состав Консультативного совета, который должен утверждаться министром юстиции – неизвестно. Потому как на электронной странице и Минюста, и представителя правительства при ЕСПЧ есть только ссылка на соответствующее постановление правительства и о необходимости назначения Консультативного совета, без каких-либо имен.
Таким образом, для деятельности представителя правительства при ЕСПЧ, был принят соответствующий закон и были созданы две комиссии — при правительстве и при самом представителе. А во главе комиссий назначили (назначат?), соответственно, министра юстиции и одного из его заместителей. При этом ранг самого представителя не уточняется.
В соответствии с Законом о правительственном представителе, его должность является ответственной государственной должностью, которая несовместима с другой государственной должностью, политической деятельностью или любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой. Таким образом, рядовому ответственному чиновнику-госслужащему с ответственной должностью из Минюста не могут ассистировать комиссии под руководством министра и замминистра юстиции, которые являются его непосредственными руководителями.
В таком случае совсем непонятны действия правительства, когда для представителя без ранга созданы комиссии во главе с его же вышестоящим начальством — министром и заместителем министра.
Для сравнения: в Румынии соответствующий представитель находится в составе аппарата Министерства иностранных дел. Назначается на должность приказом МИД-а по согласованию с Минюстом и имеет статус директора департамента и дипломатический ранг. В России представитель ЕСПЧ ранее состоял в аппарате президента, сейчас имеет ранг замминистра юстиции. И также, как в Молдове, в составе аппарата Минюста есть соответствующее подразделение ЕСПЧ. В России и Румынии обошлись без законов о представителе при ЕСПЧ.
Справка:Институт представителя правительства впервые был предусмотрен при учреждении Европейского сообщества угля и стали, в 1951 г., Парижском соглашением.
Статистика ЕСПЧ и взаимодействие Молдовы с ЕСПЧ
За период с 1999 г. по 2014 г. в ЕСПЧ от 47-ти стран-членов ЕСПЧ поступило 655,9 тыс. жалоб. От Молдовы за этот период было подано 11998 жалоб, из которых 674 были рассмотрены, и по ним приняты соответствующие постановления или решения, что составляет всего 5,6%. Остальные ожидают свой черед.
В общей сложности в ЕСПЧ на начало 2015 г. находятся на рассмотрении всего от всех стран-членов 66,2 тыс. жалоб. В том числе от Украины – 14,3 тыс. (21,5%), России – 9,3 тыс. (14,0%), Турции – 9,1 тыс. (13,8%), Италии – 8,1 тыс. (12,2%) и Молдовы 2,1 тыс. (0,3%). По ряду стран количество жалоб, находящихся в стадии ожидания рассмотрения, составляет почти количество поданных жалоб в течение года.
На основании решений ЕСПЧ Молдова выплатила компенсации за этот период в сумме 14,3 млн. евро. Больше всего было выплачено в 2008 г. – 9,7 млн. евро. В среднем выплаты компенсаций (сатисфакций) по одной рассмотренной жалобе составили около 21 тыс. евро.
Если учесть тот факт, что в ЕСПЧ обращаются только после прохождения снизу доверху, через иерархию своей судебной системы, а также то, что наша Высшая судебная палата ежегодно рассматривает порядка 12 тыс. дел, а в ЕСПЧ подавали в последние годы ежегодно около 1100-1200 жалоб — только около 10% от решений ВСП, то можно предположить и причины «соглашательства» с результатами наших судов и «отсутствие желания» обращаться в ЕСПЧ. И самая главная причина — это дороговизна услуг адвокатов по подготовке пакета документов для подачи жалобы в ЕСПЧ.
Официально никаких данных о гонорарах наших адвокатов по этому вопросу не найти. Говорят, что это личное дело адвоката и клиента, хотя можно было бы представить хотя бы рекомендуемые цены. Но эту информацию не представляет ни Союз адвокатов, ни Минюст, который координирует работу адвокатов и выдает им лицензии на право деятельности.
Но о стоимости подобных услуг можно судить и косвенно. В России, например это — от 5000 евро, в том числе 10-20 евро за каждую страницу дела. Потому, при подобных ценах, количество желающих оспаривать решения судов в ЕСПЧ пока, в целом на уровне 10% от всех потенциальных дел.
А статистика постановлений и решений ЕСПЧ по молдавским делам показывает, что 31% — это дела по несправедливым решениям наших судов, 25% — по вопросу применения пыток и 14% — по вопросу нарушения прав на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, указанные три вида нарушений составляют 70% от общего количества жалоб от Молдовы в ЕСПЧ. И именно на это и должна быть нацелена деятельность правительственного представителя при ЕСПЧ, предлагать и принимать совместные меры для уменьшения и\или искоренения подобных нарушений.
Основные нарушения прав человека, установленные ЕСПЧ, в молдавских делах за период 1997-2015 гг.
31% — нарушение ст.6 — право на справедливое судебное разбирательство,
25% — нарушение ст.3 — запрещение пыток,
14% — нарушение ст.5 — право на свободу и личную неприкосновенность,
11% — нарушение ст.13 — право на эффективное средство правовой защиты,
5% — нарушение ст.8 — право на уважение частной и семейной жизни,
4% — нарушение ст.10 — свобода выражения мнения,
по 3% — нарушение ст.1, протокола 1 — защита собственности и другие нарушения ЕСПЧ,
по 2% — нарушение ст.11 — свобода собраний и объединений и ст.2 — право на жизнь.
Для оценки состояния дел представляет интерес и количество жалоб, поданных от разных стран, в том числе количество жалоб на 10 тыс. населения соответствующей страны. Среди соседей Молдова занимает второе место по количеству жалоб. А в ТОП-е жалобщиков в ЕСПЧ Молдова находится на четвертом месте.
Если в среднем по 47-ти странам-членам ЕСПЧ этот показатель равен 0,68 жалоб на 10 тыс. населения, то у Молдовы он составляет 3,11, т.е. в 4,6 раза больше чем средний по ЕСПЧ. Нас «опережает» только: Сербия (3,9), Лихтенштейн (3,24) и незначительно Украина (3,14). А это косвенно также говорит об уровне деятельности и профессиональности всей нашей судебной системы.
Жалобы, переданные на рассмотрение, по некоторым странам, 2007-2014 гг.
Страна | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | на 10 тыс. насел. |
Украина | 3953 | 4614 | 7791 | 13132 | 14198 | 3,14 |
Молдова | 938 | 1017 | 934 | 1354 | 1105 | 3,11 |
Румыния | 5818 | 5124 | 6766 | 5413 | 4427 | 2,22 |
Россия | 14293 | 12454 | 10746 | 12328 | 8952 | 0,62 |
Кому удавалось быть назначенным представителями правительства при ЕСПЧ?
Первым представителем Правительства Молдовы в ЕСПЧ был адвокат Виталие Нагачевски, который занимал эту должность с декабря 1997 г. по январь 2001 г. Затем Виталие Пырлог – с марта 2001 г. по сентябрь 2006 г. (в 2008-2009 гг. он был министром юстиции в кабинете министров Зинаиды Гречаной).
Владимир Гросу занимал эту должность с декабря 2006 г. по июнь 2011 г. (в 2015 г. он был тоже министром юстиции, в составах правительства Кирилла Габурича и Натальи Герман).
Лилиан Апостол был представителем при ЕСПЧ в период с декабря 2012 г. по декабрь 2015 г. А с марта т.г. эту должность занимает Марин Гурин.
Примечательно, что трое из них – Пырлог, Апостол и Гурин, до того как их назначили на должность представителя, занимали должность замначальника министерского управления по делам ЕСПЧ. Правда, Пырлог занимал эту должность всего два месяца, а Гурин – всего только за два месяца успел быть консультантом и замначальника этого управления. Хотя, если напомнить, что он является еще и братом уже бывшего генерального прокурора, то можно только предположить, что на результаты «конкурса» в конце прошлого года сработали/повлияли гены, потому ему и удалось «выиграть» конкурс при своем «большом, двухмесячном опыте» работы по делам ЕСПЧ в Минюсте.
Согласно Закону о правительственном представителе при ЕСПЧ основными его функциями, помимо представления в ЕСПЧ, являются:
принятие мер по недопущению констатирования ЕСПЧ нарушений Конвенции по делам против Республики Молдова;
принятие мер по устранению предполагаемых нарушений Конвенции и по возмещению причиненного вреда;
предложение органам власти к принятию мер по адекватной имплементации Конвенции и применению стандартов соблюдения прав человека, установленных юриспруденцией Европейского суда.
Если судить по тому, что законодательно-нормативная база по вопросам представительства в ЕСПЧ разрабатывалась и принималась очень долго – более 11 лет, а институт представительства у нас существует с 1997 г., то явно видно, что свои основные законные функции ВСЕ представители правительства НЕ ВЫПОЛНЯЛИ и НЕ ВЫПОЛНЯЮТ.
Не были приняты меры по недопущению констатирования ЕСПЧ нарушений Конвенции по делам против Республики Молдова и меры по устранению предполагаемых нарушений Конвенции и по возмещению причиненного вреда.
На портале представительства http://agent.gov.md/нет даже основных разделов, предусмотренных требованиями правительства к электронным страницам, в том числе — раздела «Прозрачность принимаемых решений» и «Публикации разрабатываемых проектов».
И в качестве доказательств и фактов вполне могут служить статистические данные. За 10 последних лет количество жалоб в ЕСПЧ росло ежегодно с 350 до 1200. Количество принятых постановлений и решений выросло с 15 до 683. А сумма компенсаций за счет госбюджета достигла 14,3 млн. евро.
Если за 19 лет, с даты о ратификации Конвенции и назначении первого представителя при ЕСПЧ, не смогли разобраться, сколько еще понадобиться лет?
Хотя предпосылки к тому, что ситуация может измениться, все-таки есть. В начале текущего года министр юстиции заверил, что 37 судьям и прокурорам, признанным виновными при принятии решений, по которым Молдова проиграла в ЕСПЧ, будут поданы регрессные иски в суд для возмещения из собственных средств потерь, понесенные бюджетом в результате исполнения решений ЕСПЧ. Это, по мнению министра юстиции, будет способствовать повышению ответственности функционеров от юстиции и приведение национальных норм в соответствии с международными нормами.
СПРАВКА:
47 государств-участников, находящихся под юрисдикцией ЕСПЧ — все 28 страны-члены ЕС — Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния (06.1994), Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Хорватия, Эстония, Швеция.
5 стран СНГ — Азербайджан, Армения, Молдавия, Россия, Украина.
14 других — Андорра, Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Македония, Норвегия, Сан-Марино, Сербия, Турция, Черногория, Швейцария.