КС: принудительный привод должника к судебному исполнителю — неконституционно
Конституционный суд признал неконституционным положение Исполнительного кодекса о принудительном приводе должника к судебному исполнителю.
Такое решение КС принял по запросу о конституционной исключительности, поданном судьей Ливией Митрофан, которая оспорила две статьи Исполнительного кодекса о розыске и принудительном привлечении должника.
Суд констатировал, что статья 73 Исполнительного кодекса предусматривает, что если по повторному запросу судебного пристава-исполнителя должник не явится к судебному приставу, суд принимает решение о его принудительном привлечении.
«Принудительное привлечение должника предполагает применение принудительных мер вопреки воле личности, что приводит к нарушению конституционных норм, касающихся личной свободы», — отметил суд. Инстанция сослалась на европейские конвенции и опыт Европейского суда по правам человека, который в аналогичных случаях констатировал нарушение прав и свобод граждан.
«Суд постановил, что принудительное привлечение должника является исключительной принудительной мерой заключения под стражу, которая должна преследовать законную цель. В этом деле Суд постановил, что принудительное привлечение должника к судебному исполнителю не способствует достижению цели исполнительного производства. Суд пришел к выводу, что положения статьи 73 Исполнительного кодекса противоречат статье 25 в совокупности со статьей 54 Конституции и, следовательно, являются неконституционными»,- отмечается в решении КС.