Мария Кочанжи: интервью с лучшим учителем 2021 года в Гагаузии
Gagauznews, 19 марта, Ирина Пинегина. Она с легкостью побеждает и каждый раз удивляется своей победе. Она скромна, но уверенно идет к цели. Она считает, что будущее за IT-технологиями, но ратует за развитие творческого мышления. Она свободно говорит на английском, но с американским акцентом. Она интересная собеседница с неординарными мыслями и взглядами на жизнь, эмоциональная и открытая.
Она – лучший учитель 2021 года в Гагаузии. Знакомьтесь, Мария Кочанжи.
В Гагаузии подвели итоги регионального профессионального конкурса «Учитель года — 2021». Первое место завоевала преподаватель английского языка лицея им. Валентина Мошкова мун. Чадыр-Лунга Мария Кочанжи.
В интервью Gagauznews Мария Кочанжи рассказала, почему выбрала педагогическую колею, какие события в ее жизни расширили профессиональные горизонты, какой он – современный учитель, и почему в детях надо развивать творческое мышление и чувство сострадания и взаимопомощи.
— Мария Дмитриевна, начнем наше интервью с самого стандартного вопроса: почему в свое время Ваш выбор остановился на профессии педагог?
Мария Кочанжи: Этот выбор продиктован, скорее, финансовой составляющей, чем личными предпочтениями. В то время я не смогла бы учиться на платной основе. И так как в педагогическом университете было много бюджет мест, я подала документы туда. Все просто.
Английский язык выбрала, потому что он мне нравился, в школе у меня к нему было особое отношение. Постепенно, с годами, этот вынужденный выбор стал любимым делом моей жизни. Особое влияние на меня оказала работа, которую мне посчастливилось найти.
Я тогда училась на втором курсе университета и устроилась в качестве няни в американскую семью, которая приехала в Молдову в силу профессиональной деятельности. Семья интересная: он норвежец, она индианка. Я присматривала за двумя их сыновьями, которые, естественно, не говорили на русском, только на английском.
Этот период жизни для меня стал определяющим: я подтянула свое знание языка, особенно разговорную составляющую. Ведь в школе мы больше обучаемся грамматике, учимся писать, читать на иностранном языке, а вот в разговорной части остаются пробелы. Эта работа дала мне еще и возможность увидеть изнутри жизнь англоязычных граждан, познакомиться с их бытом, традициями, культурой.
Помимо этого, как бы это странно ни звучало, именно эта семья открыла мне и Молдову: мы вместе много ездили по стране, посещали различные достопримечательности. Я, будучи всегда очень скромным и стеснительным человеком, смогла преодолеть многие барьеры, свойственные моим чертам характера.
Окончив университет, я вернулась в Чадыр-Лунгу и начала поиски работы.
— Как скоро Вам удалось устроиться на работу?
Мария Кочанжи: Очень быстро. Я обратилась в две школы. Руководство лицея им. В. Мошкова приняло мои документы. Мне дали старшие классы и сразу классное руководство. Так начался мой педагогический путь.
— Сколько времени потребовалось, чтобы адаптироваться?
Мария Кочанжи: Очень много времени. Мне понадобилось больше года. Я была полностью дезориентирована, многие моменты очень тяжело давались. Мне, например, было сложно четко следовать учебному плану. Я не вписывалась во временные рамки: часто, после представленного материала, у меня оставалось дополнительное время. И вот тут мне уже приходилось выкручиваться. Но все приходит с опытом. И сейчас, конечно, я это все вспоминаю с улыбкой.
— Не возникали мысли бросить педагогическую деятельность?
Мария Кочанжи: В тот период неоднократно думала об этом. Я даже поступила в Экономическую академию на факультет «Банки и финансы». Но когда я ее окончила, уходить из школы уже не хотела: я прикипела душой и к самой школе, и к своим ученикам.
— У Вас за плечами уже 12-летний педагогический стаж. В своей преподавательской деятельности Вы, естественно, используете знания, полученные в институте. А пригодился ли опыт общения с представителями англоязычной культуры?
Мария Кочанжи: Конечно. У нас есть блок тем: «Цивилизация, культура, традиции». Когда мы проходим эти темы, я исхожу из позиции представителей англоязычной культуры. Ведь, помимо того, что я работала в американской семье, я побывала в США.
В 2015 году я приняла участие международном конкурсе учителей.
В те годы в нашем бизнес-инкубаторе занимался волонтерской деятельностью американец Чак Касир. Он мне и посоветовал принять участие в конкурсе. Я не сразу согласилась, но потом все-таки решилась.
Для участия в конкурсе необходимо было пройти три этапа. Для меня самым волнительным был последний, третий этап – интервью. Я так переживала, что потом не могла вспомнить, что говорила. Когда мне сообщили, что я прошла все три этапа, не могла поверить. Нас, победителей, было всего двое. Но на конкурс из нашей страны я поехала одна, так как другая учительница в последний момент отказалась.
Вот так я оказалась в США. Учителей со всего мира здесь оказалось очень много. Нас распределили по городам. В числе других учителей я оказалась в штате Огайо. Приняли нас очень хорошо, жители приглашали домой, угощали обедами, расспрашивали о наших странах, традициях, культуре. Здесь мы провели 50 дней. За это время удалось многому научиться, многое увидеть и узнать.
— А что Вас больше всего удивило в США?
Мария Кочанжи: На тот момент, а это был 2016 год, меня поразило, что школы полностью компьютеризированы, а ученики не пишут в школьных тетрадях, как наши дети, а работают в персональном ноутбуке, в специальной программе. Там даже есть такой предмет, как «блайнд-тайпинг» — слепой набор, т.е. ученики с пятого класса обучаются технике печатания на компьютере, не глядя на клавиатуру. Для меня тогда это все было очень странным и шокирующим, но теперь я вижу, что мы тоже к этому идем. Но, если нам этого не избежать, считаю, что мы должны предложить детям альтернативу письма, ведь письмо влияет также и на моторику.
Все должно развиваться гармонично. Техника – это элемент вспомогательный, он не должен быть в центре, прогрессивные технологии – один из способов достичь желаемого результата.
Находясь в Америке, я обратила внимание на то, что дети с большим удовольствием ходят в школу, т.е., осознанно — для того, чтобы учиться, с пониманием важности обучающего процесса. Уроки проходят в свободной форме, каждый учитель сам творит свой урок. Ведь для них важен результат в конце года, а какими методами его достичь — решает сам преподаватель. Занятия проходят по большей части в форме общения и обсуждения, это создает какую-то дружескую атмосферу между учениками и учителями.
Или, например, учителя могут с учениками играть в баскетбол на деньги. Это у них называется fandraising, таким образом, они собирают деньги на благотворительные цели. Это нормальная практика в американских школах.
Интересно было наблюдать за тем, как идет работа с детьми с особыми потребностями. В одном классе, если там есть такие дети, могут находиться по 4-5 преподавателей. Один — основной, который преподает всему классу, и еще вспомогательные. Каждый из них сидит рядом со своим, закрепленным за ним учеником, и объясняет тему, исходя из потребностей и возможностей ребенка.
Пятьдесят дней, проведенные в США, для меня были хорошим опытом.
Многое, что мне понравилось, я бы с удовольствием применяла в своей практике. Но были и такие моменты, которые были мне непонятны и даже не приемлемы для меня. Но я понимаю: разные страны, разные культуры. Мы должны брать то, что принесет пользу.
— Почему Вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»?
Мария Кочанжи: В прошлом году в этом конкурсе принял участие мой коллега, и мы, конечно, все болели за него. В этом году я тоже решила попробовать свои силы, оценить свой уровень и профессионализм – это первая причина, по которой я приняла участие в конкурсе. Вторая – мотивация учеников. Своим примером я хотела показать, что надо быть активнее, деятельнее. Честно скажу, на первое место я даже и не рассчитывала. Ведь в конкурсе принимали участие педагоги с многолетним стажем, большим опытом работы, у которых есть чему поучиться. Победа была для меня приятной неожиданностью. И я горжусь собой.
— Если бы была такая возможность, какие бы Вы внесли изменения в школьную программу?
Мария Кочанжи: Я бы дала учителю больше свободы в формировании учебного плана и проведении занятий. Я бы не приковывала учителей к учебникам. Учебники зачастую очень сложны для восприятия детей.
Мы должны отталкиваться от потребностей общества.
Вот говорят, что учитель – творец, он хозяин своего урока. А для этого учителю необходимо больше свободы. Мы не должны воспитывать и учить детей по плану, нам необходимо развивать в них творческое мышление, нам нужно больше творческих мастерских и лабораторий. Ведь будущее за теми детьми, кто сможет подарить миру новые идеи. Кроме того, мы должны уделять большое внимание развитию у детей личностных качеств, таких как, чувство сострадания, взаимопомощи, дружелюбия.
Ведь школа – это не только учеба. Здесь проходит значительная часть их жизни, дети взаимодействуют друг с другом, с педагогами. И наша задача — привить детям любовь к окружающему миру, научить уважать друг друга, помогать друг другу.
— О чем Вы мечтаете?
Мария Кочанжи: Очень хочу побывать в Великобритании, окунуться в традиции и культуру англичан. Но главная мечта — чтобы мои дети смогли достичь хороших результатов, могли творчески мыслить, генерировать идеи, чтобы они умели сочувствовать и сопереживать.
Достижения моих учеников – лучшая награда для меня.
Особенно это ощущается в конце каждого года на линейке, когда называют их имена, как лучших или самых активных учеников в той или иной сфере. Они выбегают вперед, и меня переполняет чувство гордости за них. То же бывает и когда выпускники после окончания школы продолжают все еще звонить, рассказывают о своих удачах и успехах. И где-то в глубине души ты считаешь, что в этом есть и твоя заслуга, что ты каким-то образом тоже причастен к этим успехам. Уверена, каждый учитель так думает.
Такие моменты наполняют тебя, заряжают энергией, дают силы творить с еще большим энтузиазмом и желанием менять мир к лучшему.