Примар Чадыр-Лунги Анатолий Топал об административной реформе в Молдове
Gagauznews, 9 марта, Ирина Пинегина. Реформа децентрализации власти в Республике Молдова вызвала в обществе много волнений и вопросов и стала одной из самых обсуждаемых тем.
Упразднят ли примарии в малых селах? К кому они будут относиться после реформы? Что станет с территориально-административными единицами, т.е. районами? Как будет происходить перераспределение полномочий между местными властями и т.д.?
Реформа, связанная с децентрализацией власти, может стать одним из самых важных этапов в развитии страны, и от того, насколько правильно и продуманно она будет проведена, зависит жизнь каждого гражданина республики, в том числе и Гагаузии.
За комментариями по этой теме мы обратились к примару муниципия Чадыр-Лунга Анатолию Топалу.
— Анатолий Афанасьевич, при Вашем руководстве удалось значительно увеличить бюджет Чадыр-Лунги, привлечь внебюджетные средства, реализовать ряд важных для города проектов. На Ваш взгляд, реформа в области перераспределения полномочий между административными территориальными единицами положительно повлияет на развитие населенных пунктов или это только усугубит положение?
— Я считаю, что реформа местной публичной администрации нужна, но все зависит от того, как ее проведут. Так думаю не только я.
Месяц назад принял участие в заседании Ассоциации примаров городов и муниципиев Молдовы, которая прошла в Единцах. И скажу Вам, практически все присутствующие примары выступили за децентрализацию власти, в частности, за упразднение районов как административно-территориальной единицы.
Действительно, сегодня это малоэффективный орган, который практически ничего не решает, лишенный каких-либо полномочий и бюджета.
Мне, как примару, непонятна роль районных администраций. Некоторыми полномочиями районных администраций можно было бы наделить примарии городов и муниципиев. На содержание районных структур ежегодно уходят миллионы леев. Это нерациональное расходование средств, которые могли быть направлены на развитие населенных пунктов.
— Что касается сокращения примарий в малых селах, как Вы на это смотрите?
— Этот вопрос достаточно болезненный и сложный, не хотелось бы его комментировать. Но здесь тоже есть вопросы, например, когда речь идет о совсем маленьких селах, где проживает в до пятисот человек.
Есть ли смысл содержать административный аппарат в таких населенных пунктах?
— Как Вы видите процесс распределения полномочий между административно-территориальными единицами и систему подчинения?
— Все очень просто. При исполкоме Гагаузии может работать управление публичной власти, с которым все примарии будут взаимодействовать напрямую.
У нас так уже было. В свое время было создано управление публичной власти Гагаузии, а в Республике было создано подобное министерство, которые затем были упразднены.
На мой взгляд, все государственные учреждения, такие, как библиотека, Дом творчества и т.д., кроме структур здравоохранения и образования, должны подчиняться местным органам власти. Все имущество в обязательном порядке должно быть закреплено за местным советом.
Мы здесь, на месте, лучше знаем ситуацию и какие у нас проблемы. Наделение местных властей дополнительными полномочиями даст возможность решать все вопросы более оперативно и эффективно. Сегодня мы многое, к сожалению, не можем решить, потому что не все от нас зависит. Нам нужно больше самостоятельности.
— Какие вопросы может решить финансовая децентрализация?
— В первую очередь это касается подоходного налога от физических лиц. В город возвращается 50%, в селах остается 100%.
Предлагается увеличение отчислений от подоходного налога до 75% — для городов и муниципиев.
Все 100% налога на добавленную стоимость (НДС) остаются в региональном бюджете. Необходимо изменить эту ситуацию. Городам и селам надо оставлять хотя бы до 50% данных выплат. Это стало бы отличным подспорьем и стимулом, что повлекло бы за собой более активную работу, направленную на развитие населенных пунктов, что, в свою очередь, позволило бы более активно привлекать инвесторов и открывать рабочие места.
При этом необходимо соблюдать самый главный принцип распределения регионального бюджета исходя из численности населения того или иного населенного пункта.
На мой взгляд, реформа финансовой децентрализации повысит уровень прозрачности, открытости органов власти. В случае получения дополнительных полномочий местные органы власти смогут уйти от политики и заниматься непосредственно развитием своих населенных пунктов, а также более активно работать над привлечением внебюджетных финансовых средств, работая напрямую с фондами и донорами.
— В случае проведения реформы, что выиграет Чадыр-Лунга? Насколько возможно увеличение бюджета?
— За счет всех этих изменений — упразднения районов, финансовой децентрализации — возможно будет увеличить бюджет города, как минимум, на 10 млн леев. Эти средства можно будет направить на развитие муниципия. С таким бюджетом мы сможем решить самые главные вопросы, связанные с развитием экономики и ремонтом местных дорог.
Сегодня, чтобы провести капитальный ремонт местных дорог нам необходимо около 50-ти лет и 200 млн леев. А благодаря реформе мы сможем решить эту проблему за 10 лет.
Кроме того, мы должны построить за этот период хотя бы одну производственную площадку для инвесторов. Это позволит нам открыть до 1000 рабочих мест и, соответственно, увеличить бюджет муниципия.
Считаю, что мы в этой ситуации только выиграем.