Познай любовь к мудрости — разговор с философом из Гагаузии Аллой Папцовой
GagauzNews, 19 ноября, Ната Чеботарь. Каждый третий четверг ноября отмечается всемирный День философии.
ЮНЕСКО учредила этот день для того, чтобы мир, озабоченный получением прибыли и выгодных приобретений на распродажах, снедаемый политическими страстями, зачарованный красотой виртуальной жизни сериальных звезд, время от времени вспоминал про свои подлинные ценности.
Одной из таких подлинных ценностей является любовь к мудрости — философия.
На наши вопросы отвечает доктор философии, и.о. конференциар-университар кафедры гагаузской филологии и истории Комратского государственного университета, преподаватель философии, истории и социальных наук колледжа им. М.Чакира Алла Папцова.
— В соцсетях сейчас полно любителей цитировать афоризмы великих. А если серьезно: актуальны ли в наше время мысли древних философов?
— Весьма. Вот у нас сейчас завершились выборы. Еще в античности философы предупреждали: любая форма правления, монархия или демократия, может быть правильной или неправильной. Правильная – когда правители думают об общем благе, неправильная – когда о своем, о личном. Это касается и властей, и тех, кто их выбирает: тот, кто предпочел голосованию личные дела – думал о своем больше, нежели об общем благе.
— В Молдове и в Гагаузии, в частности, есть место философии?
— Конечно, есть факультет истории и философии Молдавского государственного университета. Есть кафедра философии и антропологии на этом факультете. Есть Ассоциация философов, членом которой я являюсь.
Кстати, 19-20 ноября в Кишиневе в четвертый раз будет проходить «Международная методологическая школа в области социально-гуманитарных наук».
В этом году Всемирный день философии отметят и в Комратском университете и в колледже им.М.Чакира.
Моя философская диссертация была анализом гагаузского эмпирического материала: я осмысляла феномен религиозности гагаузов.
— Если философия является только любовью к мудрости, можно ли ее саму назвать наукой?
— Философия, безусловно, является наукой, ее предмет – наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Философия отвечает за обоснование критериев научности и научной методологии. Она формирует картину мира, интегрируя данные частных наук. Благодаря ей мы, с одной стороны, видим мир, как единое целое, с другой – способны предвидеть и обосновывать изменения в нем.
Рассказывая об истории философии, я всегда вынуждена объяснять, почему ее периодизация опережает периодизацию всемирной истории: философ раньше других слышит тяжелые шаги грядущего.
— А что, они обязательно тяжелые?
— Нет, конечно, но путь к нему труден: за прогресс, за развитие всегда приходится платить. Мы сейчас заинтересованы в экспресс-технологиях: снять боль за 5 минут, сварить кашу-пятиминутку. Не представляется ли обращение к мудрости тысячелетий слишком долгой дорогой к результату?
Однако экспресс-технологии могут нарушить гармонию… Философия предпочитает системный подход, очень востребованный именно сейчас, в эпоху постмодерна. Философы предложили хороший образ для того, чтобы показать, как меняется структура знания в эту эпоху: вместо дерева со стволом, уходящим в небо, и корнями-традицией, мы видим ряску на поверхности пруда, почти без корней.
— Но раз такова тенденция, значит, философы со своими толстыми томами могут потесниться и уступить место более «технологичным» авторам?
— Практика философствования многообразна: Конфуций и Сократ не писали толстых книг, они предпочитали диалог. Сейчас есть много возможностей для организации такого диалога – социальные сети, да вот и наш с Вами диалог.
А вот Диоген Синопский вообще предпочитал действия. Это ведь он как-то вышел с тусклым светильником в яркий день. Его спросили: «Зачем?». Он ответил : «Ищу человека». – «Да ведь много же вокруг людей!». – «Людей-то много, а вот Человека пойди, найди»…
Очень популярный сейчас словенский философ Славой Жижек снял фильм, состоящий из «цитат» из фильмов…. Мы всегда найдем путь к диалогу.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям?
— Вслед за Сократом – познать самого себя. Следовать категорическому императиву, нравственному закону, сформулированному Иммануилом Кантом.
Если пересказать его проще: действуй так, чтобы то, как ты хочешь поступить по отношению к другому, ты бы одобрил по отношению к себе. И помнить о том, что именно мы определяем, каким мы видим существующий мир – хорошим или плохим.
Хочешь быть счастливым – будь счастливым. Но если существующий мир тебя категорически не устраивает, сделай его лучше. Философия поможет.