Садио Мане — лучший игрок недели
«Игра забывается, результат остается». Это одна из поговорок золотого футбольного фонда. Ей принято оправдывать любые действия на поле, если они принесли команде 3 очка или попросту победу. Серость атак, актерская игра футболистов, бездарность тренерской мысли. Да бросьте! Мы победили – а это главное. С одной стороны, спорить с этим мнением очень трудно. В ожесточенных разговорах с представителем болельщицкой среды противника никто не прибегает к подсчету ТТД, количеству судейских ошибок, а также воспоминаниям о бесконечной затяжке времени, именуемой не иначе как «маленькие футбольные хитрости». Есть год, есть титул, есть конкретные цифры в графе «Набранные очки». Разве принято судить победителей? Все остальное – это, в какой-то мере, лишенные всякого конструктивизма и объективности доводы. С другой стороны, в нынешнем уникальном сезоне, в котором Трент Александер-Арнольд творит камбэк, превращая великую игру Лионеля Месси в ничто, происходят удивительные вещи. Как долго болельщики (все – и амстердамские, и нейтральные) приходили в себя, когда «Аякс» пропустил на последней секунде? День, 3 дня? Или еще они в голове прокручивают тот момент? Ведь не добившись результата, команда Эрика тен Хага влюбила в себя своей игрой. Даже если «Тоттенхэм» выиграет Лигу чемпионов, «шпор» все равно будут вспоминать, как тех счастливчиков, которые выбили из полуфинала «Аякс». Футбол меняется, меняется его восприятие. Сухие цифры перестали иметь определяющее значение. В истории неудачники могут занять место над победителями. Вспомнить хотя бы «Рому» Лучано Спаллетти (с ложной «девяткой» Тотти). А ведь она так и не догнала тогда миланский «Интер», но какие слайды остались о триумфе нерадзурри? Зато тренерские находки экс-коуча «Зенита» до сих пор вызывают восторг! Так и с «Ливерпулем». Юрген Клопп максимально близко поднял команду к чемпионскому титулу – такому долгожданному. Но проиграл 2 очка. 2 очка – это секундная потеря концентрации в игре против середняка. Это банальное невезение нападающих в опасных моментах. Но разве ЭТОТ «Ливерпуль» забудется? Или растворятся впечатления о топовой игре Садио Мане, для которого победа в чемпионате Австрии остается единственным большим (большим ли?) титулом в карьере. Против «Вулверхэмптона» сенегалец сделал все для победы. И конкретно в матче, и в сезоне, основательно закрепив за свой статус главной звезды «Ливерпуля».
Мане рос в небольшом селении (количество жителей — 5% от Ливерпуля) на самом юге Сенегала. Юным футболистом много занимался дядя, так как родители самого Садио были не в состоянии обеспечить всю свою многодетную семью. «У моих родителей не было денег, чтобы отправить меня в школу», — рассказывал о своих условиях Мане, который единственную радость находил в футболе. С утра до вечера он рубился со своим другом на улицах, представляя себя игроком ведущего английского клуба. «Я думал только о премьер-лиге, которую показывали по телевизору. Только премьер-лига. Это была мечта», — признавался сам Садио. Когда Мане было 10 лет, в далеких Японии и Южной Кореи случилось настоящее чудо – сборная Сенегала вышла в четвертьфинал чемпионата мира. С тех пор в стране начался футбольный бум, и Садио всерьез задумался о футболе, как о главном деле жизни. Уже в 15 лет будущий форвард осуществил 500-мильное путешествие, чтобы попасть в столицу Сенегала на просмотр. «Когда мы приехали в школу, к нам подошел пожилой человек. Он спросил меня: «Ты собираешься играть в этих сапогах? Вы точно пришли на тест?» Обувь на мне действительно была плохая и рваная. «А что это за шорты? У тебя никогда не было футбольных шорт?» – продолжал человек. Но когда он увидел меня на поле, то был удивлен. «Я беру тебя прямо сейчас», — первый в жизни просмотр очень запомнился Мане.
В Дакаре Садио пришлось жить с семьей, которую он увидел впервые. Просто родители договорились со знакомыми своих знакомых и все. «Они хорошо меня приняли, помогали мне, пока я не уехал в «Мец», — практически сразу Мане начал международную карьеру. Французский клуб явно не хотел затягивать с трансфером «маленького сенегальского алмаза». Садио не стал рассказывать о переезде родителям, поделившись только со своим дядей. «В первый свой день во Франции я не мог позвонить родителям, у меня не было денег. На следующий день мне удалось набрать домой. «Мама, я во Франции». Она была поражена и не верила, пока не увидела меня по телевизору. Только после этого она решила, что моя мечта сбылась», — Садио сам был в шоке от внезапного начала международного пути карьеры. Мане невероятно скучал по дому. Полгода назад ты еще бегал с мячом в сенегальской деревне, а уже сейчас приходится добывать место в составе французского «Меца». Но Садио понимал, что для больших достижений нужно чем-то жертвовать. Тем более, что игра у Мане задавалась и становилась все лучше и лучше. «Мне казалось, что я знал о футболе все. Но потом я знакомился с разными стилями, тактическими вещами больших тренеров. Я тот, кто любит слушать, кто любит смотреть и любит учиться», — Мане был не из тех африканцев, о которых принято говорить, что в тактике он не дотягивает.
Удачное выступление на Олимпийских играх в Лондоне привлекло внимание к Мане со стороны агентов австрийского «Ред Булла». Клуб из Зальцбурга подсуетился и выкупил трансфер сенегальца у «Меца». «В Австрии было холоднее, чем во Франции. Я сначала не говорил по-немецки, но мне повезло, что моим тренером был Роджер Шмидт, который мне очень помогал. Мы играли в Лиге Европы. Перебраться в Австрию было шагом вперед и очень хорошей идеей. Я многое узнал в этой команде», — описывал свои 80 матчей с 42 голами в австрийском клубе сам Садио. Понятно, что с такими данными в австрийском чемпионате не задерживаются. И действительно. После 2 сезонов в составе «Ред Булла» по направлению к Мане в Зальцбург посыпались предложения. И самое большое из них было от московского «Спартака». Как потом заявил Садио, он даже не поверил в правдоподобность цифр, которые выкатил за него российский клуб. Кроме «Спартака», на Мане вышел Юрген Клопп, работавший тогда в дортмундской «Боруссии». «Я был очень взволнован, не мог поверить, что он хочет встретиться со мной. Я все время следил за «Боруссией». «Ред Булл» – клуб, с которым тяжело вести переговоры. И Клоппу тогда в 2014 году не удалось убедить австрийцев продать трансфер Мане. Но база между игроком и тренером была заложена. А в 2019 году она дала свои настоящие сочные плоды.
Не только гениальность ван Дейка в обороне, но и безумное движение Мане в линии нападения сделали этот сезон «Ливерпуля» и матч против «Вулверхэмптона», в частности. Сенегалец покрывает весь фронт атаки, избавив мерсисайдцев от Салахозависимости. Когда египтянин теряется в защитных порядках соперника, в ход идет Мане, который своим изумительным дриблингом и резкой стартовой скоростью вскрывает любую оборону. Но при всей своей крутости, Мане выигрывал только чемпионат и Кубок Австрии. Впереди есть шанс покорить Лигу чемпионов, в финале которой он уже однажды забивал.
Альтернатива – Вильмар Барриос.
Колумбийский опорник сотворил праздник на стадионе в Санкт-Петербурге. Да, у Дзюбы ассистентский хет-трик, а у Дриусси – дубль, но что делал в опорной зоне Барриос! Пока колумбиец не утратил интерес к РПЛ (как обычно происходит с представителями Южной Америки), надо наслаждаться его игрой.