АналитикаНовости

Станет ли Молдова следующей линией церковного раскола?

C 27 по 28 октября Молдову посетит предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл. В программе визита — молебен в кишиневском Соборе Рождества Христова, посещение Бендер, Комрата и Бельц. До этого Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещал Молдову два раза – в 2011-м и 2013 годах, но никогда еще его визит не проходил в таких условиях, как сейчас.
«Тяжелое испытание»

1октября нынешнего года Константинопольский патриархат в ответ на просьбу президента Украины Петра Порошенко о предоставлении автокефалии украинской церкви заявил об отмене решения 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и возвращении ее вновь под юрисдикцию Вселенского патриарха. Кроме того, было объявлено о снятии анафемы с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. В ответ на это официальная Москва заявила, что выступает против шагов, которые приведут к глубокому расколу в мире православия. Московский патриархат настаивает на том, что на Украине действует одна каноническая православная церковь. Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь до сих пор не признавались мировым православием.

В РПЦ действия Константинопольского патриархата назвали неканоничными и незаконными, а Синод Русской православной церкви 15 октября в Минске принял решение о невозможности дальнейшего евхаристического общения с Константинополем. По мнению аналитиков, эти события будут иметь самые серьезные последствия – и не только для церкви. «Россия столкнулась с новым серьезнейшим испытанием. Именно так можно охарактеризовать совершающийся на наших глазах раскол мирового православия. Попытка отторжения украинской церкви от Русской православной церкви – это не просто удар по РПЦ, это удар по всей России, находящийся в одном ряду с развалом СССР в 1991 году», — пишет газета «Взгляд». По мнению авторов, цель раскола – это попытка Запада выиграть у России борьбу за Украину, ради чего атлантисты пошли даже на провоцирование раскола мирового православия, который за почти тысячу лет, прошедших с момента отпадения от него католического Рима, пережил множество тяжелейших испытаний, но все же сохранял свое единство. «Нынешний раскол станет огромной трагедией для всех православных по всему миру – но в первую очередь для России, которая является самой крупной православной страной в мире, его неофициальным центром и опорой. Наши враги на Западе будут говорить о том, что РПЦ и Россия поссорились со всем миром, что их «имперская» и «великодержавная» политика привели к изоляции русских ото всех остальных, даже близких им народов», — предполагает «Взгляд». Далее в статье объясняется, почему «украинский раскол» стал частью далеко идущих планов глобализаторов. «Цель глобализаторов – объединение человечества в единую массу унифицированных потребителей без национальных, религиозных, семейных признаков – недостижима без слома традиционной религиозной идентичности каждого народа и замены ее на новый символ веры, на искусственно сконструированную единую мировую религию». Однако, по мнению авторов, попытки унификации и глобализации человечества обречены на провал, и загнать Россию в изоляцию никому не удастся.
«Незаживающая рана» или «окно возможности»?

Происходящее получило широкий резонанс и в Молдове. Так, осуждение Константинопольским патриархатом «аннексии 1686 года» иронично прокомментировал в соцсети доктор истории Марк Ткачук. «Даже не желаю вникать в сумрачную суть этого морального приговора. Очередная интрига про очередной «Константинов дар»! Константинопольский Патриарх, как Лоренцо делла Валла, обнулил лет 350 какой-то там очень важной истории, превратив конец XVII века — в такую современность, к которой ну просто невозможно не применить эмоционально-избыточное понятия «аннексии». А аннексию, ясное дело, невозможно не осудить! Ну а как же иначе?», — написал ученый. Для кого-то раскол в Православной церкви – путь к новым возможностям. К примеру, сайт ava.md, которым руководит Виталий Андриевский, считает, что решение Архиерейского собора Константинопольской церкви в Стамбуле о предоставлении автономии Украинской церкви открывает путь к автокефалии и молдавской церкви. «Воспользуется ли она «окном возможности?», — задаются вопросом на этом сайте. Совершенно противоположную позицию по этому поводу занял президент Игорь Додон. «Церковный раскол может стать незаживающей раной на теле всего православного мира», — сказал он в комментарии для российского информационного агентства ТАСС. Президент призвал власти православных стран совместно с главами поместных церквей предпринять все усилия для преодоления церковного раскола глава государства подчеркнул, что Молдова – страна, где около 98% населения – православные, была и останется в православном мире. Президент страны напомнил, что Молдова была и останется канонической территорией Московского Патриархата. Молдавская митрополия была создана в 1813 году усилиями нашего великого святителя Гавриила Бэнулеску-Бодони в рамках Русской Православной Церкви. Игорь Додон также поддержал инициативу созыва Всеправославного Собора, высказанную Патриархом Антиохийским Иоанном X и поддержанную широкими кругами духовенства и мирян Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Александрийской, Иерусалимской Православных Церквей, а также Православной Церковью в Америке, для разрешения одного из самых острых вопросов за всю историю православия. Кроме того, он выступил с инициативой проведения Всеправославного Собора на территории Молдовы. По слова президента, именно Молдова может стать площадкой для встреч между всеми главами поместных церквей в этот крайне ответственный период. О своей верности РПЦ заявил и Митрополит всея Молдовы Владимир во время своего участия в заседании священного Синода в Минске.
Новая угроза?

Но это не означает, что у нас нет поводов для тревоги. Каково будущее Молдавской православной церкви – вопрос отнюдь не праздный. Ведь помимо самой МПЦ, находящейся в окормлении Московского патриархата, здесь существует и так называемая Бессарабская митрополия, которая является митрополичным округом Румынского патриархата (РумПЦ), которая на протяжении многих лет системно противостоит Молдавской митрополии РПЦ, пытаясь отбирать у последней и храмы, и паству. С большой долей вероятности можно предположить, что теперь в Бессарабской митрополии воспользуются ситуацией, чтобы активизировать свои действия. Это может происходить по тому же сценарию, что и на Украине. Тем более, что попытки создания параллельной церковной юрисдикции в Молдове уже были сделаны несколькими месяцами ранее. В мае нынешнего года Синод Румынской православной церкви назначил двух епископов в города, расположенные на канонической территории РПЦ, где ещё в 2007 году были созданы параллельные епархии Бессарабской митрополии, подчиняющейся румынскому Патриархату. Тем самым вновь были созданы предпосылки для открытого конфликта двух митрополий. Церковные каноны запрещают создавать на одной и той же территории параллельные структуры. Но Румынский Патриархат аргументирует свои намерения тем, что контролировал молдавские приходы с 1918 по 1944 годы, а значит, вправе восстановить здесь свою юрисдикцию. По сути, еще с с 90-х годов прошлого века Бессарабская митрополия стала своего рода духовным крылом унионизма и одним из инструментов поглощения Молдовы Бухарестом. По замыслу авторов проекта, контроль над богослужением должен ускорить этот процесс. Сегодня Бессарабская митрополия включает в себя 104 действующих прихода и 5 монастырей, а в ее лоне находятся более 20% православных Молдовы, и, судя по всему, после решения Константинопольского патриархата, эту цифру постараются увеличить. РумПЦ в Молдове пользуется поддержкой не только официального Бухареста, но и европейских и атлантических структур. А это значит, что вопрос из сугубо духовного переходит в политическую, и даже геополитическую плоскость. Один из наиболее ярких примеров — когда в феврале нынешнего года Центр информирования и документирования НАТО в Молдове объявил о запуске проекта «Продвижение европейских и евроатлантических ценностей в сельской местности Республики Молдова через посредников, формирующих мнение». В числе продвигающих евроатлантические ценности центр хотел бы видеть и священнослужителей. Разумеется, опорой в этом натовцы видят именно представителей Бессарабской митрополии. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что некоторая часть молдавского политического класса, ориентированная на Запад, попытается использовать непростую ситуацию в электоральных целях, с учетом предстоящих в начала следующего года парламентских выборов. Так что накануне визита в Молдову Патриарха Кирилла атмосфера может осложниться. Эксперты не исключают, что этот визит может быть использован для дискредитации Московского Патриархата сторонниками Бессарабской митрополии путем организации массовых манифестаций и других провокаций.
«Закон бумеранга никто не отменял»

У нас сложилась действительно непростая ситуация с точки зрения церковного подчинения, — считает дипломат, глава Комиссии по культурному наследию и культам Совета гражданского общества при президенте РМ Виктор Боршевич. — И речь не только о Бессарабской митрополии. Помимо этого ведутся разговоры о том, чтобы Молдавская митрополия стала автокефальной и вышла из РПЦ. А сторонников автокефалии в среде духовенства не так уж мало. Эти разговоры велись еще несколько лет назад, задолго до украинских событий. И я не исключаю, что Константинопольский патриархат может попытаться устроить нечто подобное и у нас. Но что такое Константинопольский патриархат? В силу исторических традиций Константинополь был центром мирового православия. А сейчас, видимо, мамона, деньги и власть оказались не чужды сердцам первосвященников, и где-то на Западе на них поднажали, что-то пообещали… И, соответственно, эта тенденция будет продолжена. Совершенно очевидно: хочешь уничтожить культуру народа – начни с духовности. Не будет духовности, веры, традиций и обрядности, — считай, не будет и народа. А сейчас в мире идет не просто борьба доллара против юаня или фунта стерлингов против евро, — идет борьба идеологий. А в идеологии религия – одна из наиболее важных, укоренившихся, базовых форм. Это формы менталитета, способа видеть мир. И вот после распада Советского Союза кто-то предполагал, что скоро развалится и Россия. Но она не развалилась. Почему? Потому оказалось, что Российская Федерация является удивительным симбиозом и сплавом. Православие является одной из наиболее толерантных религий. Ведь в России сосуществует множество религий – ислам, буддизм, католицизм и так далее. Так что атака на православие – это гораздо более глубокий и серьезный процесс, чем может показаться. Но могу сказать одно: закон бумеранга никто не отменял. Когда ты бросаешь камень в духовность, то он облетает земной шар, бьет тебя по темечку и убивает насмерть. На западе разрушили свою традиционную духовность, и теперь пожинают такие плоды, от которых можно прийти в ужас. И наоборот – народы, которые сохранили свою традиционную веру (возьмем, к примеру, Китай, Индию, Турцию), сделали и потрясающие рыски в экономике. Потому что первое, что движет экономикой – это менталитет, это общий настрой человека на будущее. Вот для нас необходимость сохранять свое духовное единство – это вопрос не только религиозный, это вопрос будущего. А визит Патриарха в Молдову может стать объединяющим, знаковым событием для всех тех, кто придерживается традиционной церковной ориентации. А их, судя по всему, большинство.
«Расколу не быть!»

Представитель Экспертного центра Всемирного русского народного собора в РМ Владимир Букарский назвал действия Константинопольского патриархата против Русской Православной Церкви частью системной войны глобального Запада против России. «Эти действия укладываются в логику Збигнева Бжезинского и Карла Бильдта, которые именно в возрождении Православия и усилении роли Русской Православной Церкви в России и в мире видели главную угрозу для западного мира», — считает эксперт. В своей статье для «Изборского клуба» он констатирует, что Молдова, с одной стороны — это область, находящаяся под значительным влиянием романского мира и частично тюркского мира. С другой стороны, с точки зрения религии, Молдова полностью принадлежит к православному миру. «Молдаване — очень набожный народ. Их верность Церкви и православной традиции сравнима с сербами. На недавнем крестном ходе в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Кишинёве прихожане несли иконы преподобного Серафима Саровского и блаженной Матроны Московской. Многие храмы на молдавской земле носят имена святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского и других русских святых, особо почитаемых на молдавской земле. С этой точки зрения молдавский народ остаётся верен духовному единству с Россией». Несмотря на то, что и в среде Молдавской митрополии значительные позиции занимает прозападная группировка, Букарский выражает надежду, что всё-таки Молдавская митрополия не последует по пути церковного раскола. Основанием для этого он считает то, что всенародно избранный президент республики является твёрдым сторонником сохранения Молдавской митрополии в составе Русской Православной Церкви, и эту же точку зрения разделяет подавляющее большинство граждан Молдовы. «В Молдавской митрополии значительная часть духовенства твёрдо стоит на позициях единства с Россией. Поэтому я верю, что Молдова сохранит своё духовное единство с Россией и свою верность Русской Православной Церкви», — делает вывод эксперт.

Источник: NOI

You may also like

0 %