Почему мир не перестает слушать короля поп-музыки Майкла Джексона
60-летие Майкла Джексона наступило в разгар судебного скандала вокруг его творческого наследия.
Еще в 2014-м поклонница короля поп-музыки жительница Лос-Анджелеса, носящая русское имя Вера Серова, подала иск против лейбла Sony Music, владеющего правами на записи певца. Ее адвокаты пытаются доказать, что три песни на альбоме Michael, выпущенном Sony Music на следующий год после его смерти, — это фальшивка и голос на них не принадлежит Майклу.
Лейбл, разумеется, это отрицает, используя все свои финансовые и юридические мускулы, поэтому процесс тянется долго, и неизвестно, когда и чем он закончится. Юристы Sony Music уже ударились на суде в гениальную казуистику, заявив о том, что даже если будет доказано, что злосчастные песни пел не Майкл Джексон, то в этом нет корыстного умысла звукозаписывающей компании — мол, ее саму ввели в заблуждение.
Этот затяжной процесс, периодически поставляющий новости массмедиа, — еще одно свидетельство, что и сейчас, спустя девять лет после смерти, Майкл с нами.
Тяжбы и скандалы, привлекающие внимание прессы, были и остаются частью его ослепительно звездной и невыносимо сложной жизни, тянущими ко дну украшениями на монаршей мантии.
Но есть и другие свидетельства того, что песни и персона Майкла Джексона сейчас не забыты. По подсчетам Forbes в 2016 году, великий певец стал самой высокооплачиваемой умершей знаменитостью, заработав больше $800 млн — примерно столько же, сколько он получил гонорарами за всю свою жизнь.
Большая часть из этих денег пришла от продажи прав на управление каталогом песен The Beatles и других артистов, купленным им в 1985-м.
Начиная с 25 июня 2009 года делами и деньгами Майкла Джексона ведает его наследный фонд Michael Jackson Estate, управляемый юристами Джоном Макклейном и Джоном Бранкой.
Если верить их отчетам, то мир не перестал слушать Thriller, Billy Jean и Black Or White — на отчислениях с продаж хитов Джексона фонд зарабатывает $20−25 млн ежегодно. Часть этих средств уходит на благотворительные проекты.
В юбилейный год в лондонской Национальной портретной галерее открылась выставка Michael Jackson: On The Wall , а на Бродвее взялись за постановку мюзикла о нем, либретто к которому пишет двукратная лауреат «Пулитцера» Линн Ноттейдж.
Тем временем уже сейчас можно посмотреть посвященные певцу-вундеркинду музыкальные спектакли — ONE в Лас-Вегасе и путешествующий по миру The Immortal, которые поставила знаменитая цирковая труппа Cirque Du Soleil. И купить футболку или толстовку с его портретом из лимитированной коллекции остромодного бренда уличной одежды Supreme — если, конечно, вам повезет ее найти в продаже.
Как ни странно, Майкла Джексона можно услышать и в хит-парадах 2018-го, если внимательно прислушаться. Одна из главных песен этого лета, Don`t Matter To Me, — баллада канадской рэп-звезды Drake — содержит припев, записанный Джексоном еще 35 лет назад, — правда, он настолько отутюжен компьютерными эффектами, что знаменитый голос не сразу получается узнать.
Песня, однако, попала в первую десятку Billboard, став вторым посмертным блокбастером короля поп-музыки после дуэта c Джастином Тимберлейком Love Never Felt So Good, появившимся в 2014-м.
Поп-культура не забывает своего выдающегося сына, одного из ярчайших артистов XX века, и он возвращается к нам с того света — в виде голографической фигуры или в теле нынешних претендентов на его трон, невольно или намеренно копирующих его вокальные ужимки и хореографические прыжки.
У Майкла Джексона найдется масса последователей и преемников из числа тех, что сейчас штурмуют хит-парады. Самые известные — тот же Джастин Тимберлейк, Bruno Mars и The Weeknd. Они поют не менее сладко и не менее гладко делают «лунную дорожку». Они даже имеют шанс превзойти своего учителя в количестве хитов в американской топ-10 или в штуках Grammy. И тем не менее им никогда не сравниться с Майклом.
Неподдельно великим Джексона делает не целая жизнь, проведенная в американском шоу-бизнесе (44 из 50 лет), не грандиозные поп-альбомы 80-х (Off The Wall, Thriller и Bad) и не титанические видеоклипы 90-х, а шекспировская трагедия судьбы, которая неотделима от его жизнерадостной и восторженной музыки.
Еще будучи ребенком, он наперекор своей генеалогии и физиологии вошел в образ юного короля эльфов из придуманной им самим сказки — никогда не стареющего и во всем безупречного. Запрыгнув на трон в молодом возрасте, уверовав в собственную неуязвимость и превратив себя сначала в прижизненный монумент, украшенный золотом и бриллиантами, а потом в самопародию, Майкл Джексон взвалил на себя самый тяжелый груз — колоссальной славы и публичности, которые его и раздавили.
ХХ век с ума сходил от знаменитостей — каждый хотел урвать свои 15 минут славы.