Гагаузская художница Инесса Дерменжи судится с компанией Oriflame
Между художницей Инессой Дерменжи и компанией Oriflame Moldova возник конфликт. Стороны не могут поделить картины Дерменжи. Как стало известно NM, противостояние уже обернулось обысками в офисе компании и делом, возбужденным отделом уголовного преследования инспектората полиции столичного сектора Буюканы в связи с подозрением в нарушении ÎCS Oriflame International SRL авторских и смежных прав.
О конфликте с компанией Oriflame Moldova NM рассказала Инесса Дерменжи. О том, насколько далеко зашло противостояние понятно из ответа прокуратуры сектора Буюканы на запрос NM. В нем говорится, что 2 декабря 2015 года на основании заявления Инессы Дерменжи отдел уголовного преследования инспектората полиции Буюкан возбудил уголовное дело по ст. 1851 п.3 подпункты a) и d) УК Молдовы в связи с подозрением «в нарушении авторских и смежных прав компанией ÎCS Oriflame International SRL».
Речь идет о нарушении авторских и смежных прав в особо крупных размерах. За подобное преступление законом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. условных единиц или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, а в случае юридического лица — штрафом в размере от 8 тыс. до 10 тыс. условных единиц с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет или его ликвидацией.
Прокурор прокуратуры сектора Буюкань Вячеслав Черналев, который ведет дело, уточнил для NM, что на данный момент ведется сбор доказательной базы для подтверждения факта нарушения, выявления преступника и определения целесообразности передачи уголовного дела в суд.
Как все начиналось
История началась с того, что Инесса Дерменжи придумала и решила реализовать арт-проект «живые картины». Его суть в том, что частью композиций становятся живые люди — художник наносит краску на живую модель и вписывает ее в свою картину.
Когда картина нарисована, художник переходит ко второму этапу: приглашенный фотограф делает высококачественный снимок «живой картины», после чего изображение с помощью 3D-редактора дорабатывает графический дизайнер. Готовое изображение с помощью широкоформатной печати выводят снова на холст и художник снова расписывает масляными красками получившуюся фотографию картины.
Дерменжи с помощью арт-проекта решила визуально представить ароматы. Поэтому она стала искать не только ресурсы, но и парфюмерную компанию, которую бы мог заинтересовать подобный проект.
В конце 2014 года художница разослала письма с презентацией проекта различным парфюмерным компаниям и их представительствам. Первой откликнулась маркетинговый директор Oriflame Moldova Елена Казак (Давыдова). Идея заинтересовала руководство компании и стороны решили сотрудничать.
«По условиям устного соглашения я должна была выполнить 10 «живых картин», олицетворяющих ароматы компании. Репродукции решили представить сначала на закрытой презентации парфюмерии Oriflame Moldova, которая была намечена на 7 февраля 2015 года. Проект получил название «Галерея ароматов», — рассказала NM Инесса Дерменжи.
Руководство компании взяло на себя расходы, связанные с организацией мероприятия, оформлением зала, а также согласилось заплатить через Дерменжи персоналу, который участвовал в реализации арт-проекта.
«Мы планировали выпустить фильм об арт-проекте и парфюмах компании. Oriflame Moldova согласилась оплатить и это», — рассказала Дерменжи. Оператор должен был подготовить видео для презентации, а также отдельный ролик для телевидения.
По словам художницы, Oriflame Moldova должна была заплатить €2 тыс. за организацию рекламной выставки, покрыв закупку материалов для оформления зала, работу декоратора и выполнение услуг по фото и видеосъемке, услуги 3D-дизайнера и специалиста по свету. Деньги компания должна была передать Инессе Дерменжи, а та рассчитаться с командой.
Стороны договорились, что компания платит только за организацию мероприятия, а художественное выполнение картин Дерменжи берет на себя — компания не платит за выполнение картин. При этом картины и все права на проект остаются за автором. Инесса Дерменжи уверяет, что речи о передаче авторских прав не было. Эти моменты и детали оговаривалось с самого начала совместной работы и должны были быть закреплены контрактом, который должна была подготовить компания Oriflame Moldova.
После завершения проекта художница собиралась получить репродукции обратно. Перед началом работ Дерменжи заключила контракт со своими помощниками: видеооператором, фотографом, дизайнером и специалистом по освещению. Также художница обратилась за контрактом к Oriflame Moldova, но ее попросили не беспокоиться и приступать к работе.
Что-то пошло не так
В качестве моделей для арт-проекта Дерменжи пригласила многих представителей молдавского бомонда: актрису кино и театра Михаелу Стрымбяну, певицу Татьяну Чергу, режиссера Сергея Заногу, оперного певца Валериу Караджа, телеведущую телеканала Jurnal TV Лилу Ожован, блогера Алину Лысенко.
Художница выполнила три картины, после чего ее помощники отказались продолжать работы без оплаты услуг. «Я обратилась за деньгами и контрактом к Oriflame Moldova. Мне передали небольшой задаток, потом еще немного денег, выплатив в совокупности €1216, но не выплатив всю обещанную сумму в размере €2 тыс. Контракт мне так и не передали. Каждый раз я слышала отговорки: юристов нет на месте, контракт не готов, контракт нужно перевести на государственный язык », — рассказала художница.
Презентация состоялась в намеченный день — 7 февраля 2015 года в ресторане Casa Sărbătorii. Судя по отзывам, арт-проект удался. Гендиректор Oriflame Moldova Эдуард Мустяцэ в видео-интервью для Zingan TV заявил: «Нам очень радостно, что эта идея принадлежит не нам, а замечательной молодой художнице Инессе Дерменжи».
Художница рассказывает, что когда официальная часть мероприятия закончилось, она вышла пообедать. Вернувшись в зал, она не обнаружила своих работ — их увезли в офис компании.
Помимо 10 картин, представляющих проект «Галерея ароматов», исчезли две картины, выполненные Дерменжи ранее не в рамках проекта с Oriflame Moldova. На просьбу вернуть работы Дерменжи ответили, что нет повода для беспокойства: картины на складе в целости и сохранности.
На следующий день ее заверили, что ни Эдуарда Мустяцэ, ни Елены Давыдовой нет в стране и тогда Дерменжи обратилась в Госагентство по интеллектуальной собственности (AGEPI) и, представив снимки работ, зарегистрировала права на них.
В марте 2015 года юристы компании Oriflame Moldova отправили Инессе Дерменжи долгожданный контракт. В нем было сказано, что она не имеет права использовать, публиковать и размещать любые «продукты» арт-проекта (видео- и фотоматериалы) без письменного согласия компании. Также на всех материалах и финальной продукции арт-проекта должны быть нанесены логотипы компании и они не могут быть использованы в любой другой форме. По контракту, за автором работ оставались права на идею проекта, а все остальное — концепция, право на реализацию и на все финальные продукты проекта (видео, фото, картины и их репродукции) — переходило компании.
По словам художницы, юристы заверили, что когда она подпишет документ, то получит €2156, оплату за ее услуги и услуги помощников. Инесса согласилась подписать контракт, но лишь после того, как деньги будут у нее на руках. Предложение, говорит она, было проигнорировано.
Тем временем на художницу снова вышла Елена Казак, которая предложила приступить к реализации второй части проекта — компания готовилась к майскому мероприятию, на котором планировала представить «Галерею ароматов». Дерменжи отказалась продолжать проект, пока с ней не рассчитаются.
29 мая 2015 года компания провела модный показ Fashion Night. На нем присутствовали известные модели «живых картин». Однако сами работы в зал, где проходило мероприятие, не вынесли. Дерменжи там тоже не было.
После майского показа руководство Oriflame Moldova перестало реагировать на звонки и письма художницы. В июне с ней связался юрист компании, который сообщил, что Oriflame Moldova за арт-проект никому не должна денег, а финальные картины принадлежат ей.
Инесса Дерменжи обратилась к юристам за помощью и отправила письмо в центральный офис Oriflame в Москве. После этого руководство Oriflame Moldova снова связалось с художницей, чтобы уладить конфликт.
Во время переговоров юристы компании продолжали настаивать на том, чтобы она подписала первоначальный контракт, в котором указывалось, что картины и репродукции принадлежат Oriflame Moldova. Дерменжи отказалась, настаивая на возвращении работ либо оплате за них в полном объеме.
Дело и обыск
После долгих, но безрезультатных переговоров Дерменжи обратилась в Центральный инспекторат полиции, откуда ее заявление передали в инспекторат полиции сектора Буюканы, который и возбудил уголовное дело. На основании дела полицейские провели обыск в офисе Oriflame Moldova, где были изъяты работы художницы. Их передали Дерменжи на временное хранение до тех пор, пока будет завершено расследование и суд не вынесет решение.
«Это вещественное доказательство — не могу ничего с ними сделать: ни продать, ни выставить на выставке, ни вывезти из страны», — рассказала Дерменжи.
Адвокат ассоциированного бюро адвокатов Verdict Ян Доготарь, представлявший интересы художницы, говорит, что поначалу они готовили гражданский иск к компании: «Инесса обратилась ко мне за помощью в досудебном разрешении конфликта. Я несколько раз вместе с ней присутствовал на встречах с представителями Oriflame Moldova, в том числе с Еленой Казак. Каждый раз они признавали свою вину и существование долга, но каждый раз это заканчивалось ничем. Мы даже начали готовить гражданский иск, но поскольку Инесса подала заявление в полицию и было возбуждено уголовное дело, я приостановил работу, пока не решится вопрос с уголовным делом».
Дерменжи говорит, что до последнего пыталась решить все мирным путем. На крайние меры, говорит она, ее подтолкнули слова гендиректора компании. «На встрече, на которой присутствовали как мой юрист, так и юрист Олег Черный, представляющий интересы Oriflame Moldova, гендиректор Эдуард Мустяцэ сказал мне: «Зачем мне платить за то, что я уже получил… Вы что думаете, у нас нет знакомых? Вам еще работать в этом городе».
Потом мне звонил их юрист Олег Черный, который сказал, что мне не выгодно с ними ссориться. «Oriflame Moldova — компания, а я всего лишь художница и, если я буду продолжать настаивать на своем, передо мной все двери закроются», — пересказала тот разговор Инесса Дерменжи.
«Сейчас компания хочет, чтобы я фактически отказалась от авторских прав. Мне угрожают судом. Обещают в судебном порядке доказать, что арт-проект и все его продукты принадлежат Oriflame Moldova. Мне не терпится на это посмотреть», — говорит художница.
Елена Казак, с которой связался NM, не опровергла информацию о проводившемся в офисе компании обыске, но уточнила, что полиция изъяла не работы Инессы Дерменжи, а «широкоформатную печать фотографий».
«Это то же самое, что вы бы взяли картинку из интернета и распечатали ее на своей бумаге», — пояснила представитель Oriflame Moldova.
От дальнейших комментариев по поводу конфликта с Дерменжи она отказалась, так как позицию компании уполномочены представлять только гендиректор или юристы, в частности, Инга Балан из компании Legal Solutions.
Инга Балан, с которой NM связался через секретаря Legal Solutions, подтвердила, что представляет интересы Oriflame Moldova, но попросила связаться с ней в другое время. Неоднократные попытки NM сделать это успехом не увенчались. На оставленный секретарю телефонный номер юрист не перезвонила.
Автор этого материала проинформировал юридическую компанию, что статья выйдет вне зависимости от того, будет в ней позиция Legal Solutions или нет. После этого с журналистом NM связался Корнел Чиботару, который представился директором Legal Solutions.
«Сейчас мы находимся на стадии переговоров с Инессой Дерминжи. Мы активно встречаемся и в ближайшее время выйдем с заявлением по поводу сложившейся ситуации», — заявил Чиботару. Он подтвердил, что в Oriflame Moldova был обыск, отметив, что он проводился без оснований и с нарушениями процессуальных норм. По его словам, конфликта нет и стороны ведут конструктивный и нормальный диалог.
Художница, однако, утверждает, что ни с кем не встречается, а единственная попытка Oriflame Moldova связаться с ней сводилась к примирительной записке, которую ей передали через знакомого.